"Комплексное сопровождение обучающихся с ТНР в условиях общеобразовательной школы"
статья по логопедии
В статье подробно рассматривается создание единого коррекционно- развивающего пространства вокруг каждого ребёнка с ТНР, а также структура предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kompleksnoe_soprovozhdenie_detey_s_tnr.docx | 29.88 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu_kompleksnoe_soprovozhdenie.pptx | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16»
Доклад на ШМО
«Комплексное сопровождение детей с ТНР в условиях общеобразовательной школы»
Выполнила и провела:
учитель начальных классов, логопед
Иванова Марина Юрьевна
2022 г
(сл.2) Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №16 » Г.о. Подольск создано для обучения и воспитания детей с тяжёлой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития (сл.3).
Наше образовательное учреждение 4-й год реализует Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ТНР, вариант 5.2 (I отделение).
Вариант 5.2 (I отделение) предназначен для обучающихся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие.
В нашу школу поступают дети согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей).
Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие общее недоразвитие речи и нарушение чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях (сл.4)
Цель образовательного учреждения для детей с ТНР - дать основное образование, компенсировать ведущий дефект и помочь социальной адаптации учащихся, оказать специальную педагогическую, логопедическую помощь детям с нормальным слухом и интеллектом, страдающим тяжёлыми системными речевыми недостатками.
Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства (сл.5).
Речевой режим в условиях школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи - это организация текущей коррекционной работы всего педагогического коллектива в процессе любой деятельности учащихся в стенах интерната и за его пределами (сл.6).
Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи включает пять направлений: диагностическое, психологическое, социально-реабилитационное, педагогическое, медицинское.
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса.
Одним из самых актуальных направлений на современном этапе является психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Для выработки единой стратегии, комплексного подхода к ребёнку в школе – интернате создана психолого-медико-педагогическая служба, которая оказывает помощь и поддержку ребенку, семье и педагогическому коллективу в решении задач развития, обучения и воспитания (сл.7).
Главной задачей школьного консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного и медико-педагогического сопровождения воспитанников.
Школьный ПМП(к) является ценным инструментом, осуществляющим комплексное, целостное и системное изучение ребёнка, которое позволяет составить план индивидуального коррекционного развития и подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
Работа ШПМПк ведется в тесной взаимосвязи с ТПМПК, что позволяет положительно решать многие вопросы в пользу обучающегося.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР в процессе освоения АООП реализуется в урочное и внеурочное время (сл.8)
В соответствии с учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области, реализующие адаптированную основную общеобразовательную программу. Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений и включает часы, отводимые на коррекционно- развивающую область и внеурочную деятельность (сл.9).
Коррекционно-развивающая область включает часы следующих коррекционных курсов: «Произношение», «Развитие речи», «Логопедическая ритмика», «Индивидуальные логопедические занятия»
На специальных уроках развития речи обучающиеся получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи.
На уроках произношения в процессе проведения коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры, произношение и восприятие звука, а также первоначальный навык звукового анализа. На уроках развития речи и на уроках произношения обучающиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.
Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика» - преодоление нарушений речи путём развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи (сл.10).
В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных логопедических занятий обучающимися – не менее 2 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2 – 4 обучающимися составляют 20 - 25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не менее 2 раз в неделю. Поэтому суммарная нагрузка не ученика, которая вошла в учебный план из раздела «Индивидуальные логопедические занятия» - 2 академических часа. Всего на индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия выделено по 7 часов в 1-4-х классах.
Реализация коррекционно-развивающей области учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционального и психического развития, интересов и склонностей.
Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область в объёме 7 часов на класс, являются обязательными (сл.11).
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, соревнования, поисковые исследования, общественно полезные практики. Основной формой организации внеурочной деятельности является кружок (сл12).
Кружок выполняет функции расширения, углубления и компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширение коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха (Кружок «Я-исследователь»).
Одна из основных задач школы – преодоление речевой недостаточности и создание предпосылок для успешного процесса обучения и социальной адаптации ребенка, поэтому основная работа проходит на индивидуальных логопедических занятиях (сл.13).
При проведении логопедического обследования на каждого ученика школы для детей с тяжелыми нарушениями речи ежегодно оформляется речевая карта . В речевую карту заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года вне зависимости от того, в каком классе он учится. Обследование учащихся класса проводится учителем в первые две недели сентября (6-8 часов). В речевую карту в течение учебного года вносятся краткие записи о коррекционной работе с учеником и результативность этой работы. Для учителя, ведущего часы индивидуальной работы, является обязательным составление плана индивидуальной работы с учащимися.
Обучение в первом классе является диагностическим. При органических поражениях, ведущих к неисправимым тяжелым речевым нарушениям, требующим постоянной помощи логопеда, учащиеся проходят основную общеобразовательную программу за 10 лет. Продолжительность коррекционной работы зависит от степени тяжести речевого нарушения и психофизических особенностей обучающегося.
Основная задача индивидуальных логопедических занятий в 1– 3 классах – работа над звуковой стороной речи, т.е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова и развитие слухового восприятия.
В 1-ом классе на индивидуальных занятиях, прежде всего, следует развивать моторику артикуляционного аппарата в строгом соответствии с клинической формой речевого нарушения. Работа осуществляется таким образом, чтобы к урокам произношения основная часть учащихся умела правильно произносить изолированно звуки, намеченные для фронтального изучения. Осуществляется также преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и предложений; выполняются упражнения в восприятии и произношении слоговых рядов с увеличением и ослаблением громкости; произношение слогов, слоговых рядов, слов с чередованием артикуляционно близких звуков; заучивание простейших текстов. На занятиях формируется слоговая структура слова и развивается слуховое восприятие.
Во 2-ом классе, в отличие от 1-ого, индивидуальные занятия направлены большей частью на закрепление навыков правильного произношения у учащихся с выраженными дефектами артикуляционного аппарата и для интенсивной постановки звуков у вновь поступивших учащихся. Выделяются также следующие задачи: преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи; устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении.
Начиная с 3-го класса речевой материал на всех уроках значительно усложняется, в связи с чем у некоторых учащихся, имеющих сложные формы нарушения, вновь обнаруживаются произносительные трудности (сл.14).
Для учащихся 3-4 классов характерны следующие недочеты устной и письменной речи:
1. Искажение звуков – в небольшом количестве и в основном у учащихся,
поступивших из массовой школы (Л – двугубное, Р – одноударное, С – межзубное и др.).
2. Замены и смешение звуков. Характерным для учащихся этих классов является неустойчивое употребление в речи звуков, приводящее к заменам и смешению звуков (особенно часто при чтении и пользовании развёрнутой речью).
Проявляются замены Ч-Ц, Ч-ТЬ, С-Ц и подобные из групп звуков, наиболее трудных для дифференциации (каща, часка, немес, халактер). Подобные звуковые ошибки возникают под влиянием звуков, сходных по акустико-артикуляционным характеристикам и близких позиционно.
3. Нарушения слоговой структуры слова. Трудности в произнесении новых слов из учебных текстов, слов-терминов проявляются у подавляющего большинства учащихся и указывает на недостаточную автоматизацию звуков и, в особенности, слабую способность воспроизведения их последовательности (ресонерка, атсмоквера, экарсовод и т.д.).
В письменных работах учащихся III-IV и более старших классов обнаруживаются разнообразные ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем, типа (увители, тетёнуши, долко, бебежали и т.д.).
Многочисленными оказываются ошибки, связанные с трудностями выбора нужного падежа существительных и прилагательных и т.д., поэтому направлениями индивидуальной работы в этих классах могут быть:
1. Закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов и словосочетаний.
Дальнейшие развитее фонематического восприятия и работа над выразительностью речи.
В старших классах при правильно организованной работе по формированию звуковой стороны речи у учащихся не должно быть недочётов в звукопроизношении. Возможны лишь у незначительной части учащихся трудности в звуко-слоговой структуре малоупотребительных слов или слов-терминов. У учеников, имеющих при поступлении в школу диагноз «дизартрия», также могут быть отклонения в звуковой стороне речи, некоторая нечёткость артикуляции и нарушения просодической стороны речи (темпа, плавности, ударения и интонации).
2. Постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения строения и функции артикуляционного аппарата.
3. Преодоление недостатков речи и письма.
4. Преодоление аграмматизма.
Задача формирования звуковой стороны речи на более сложном речевом и программном материале является очень важной в 3 классе. В 4-ом классе на первый план выступают трудности, обусловленные недостаточной речевой готовностью к усвоению трудных разделов русского языка и низким уровнем овладения письмом.
Для всех учащихся, как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений функции артикуляционного аппарата, характерна нечёткая артикуляция в речевом потоке.
При устранении недостатков звуковой стороны речи в этих классах учитель предусматривает и работу над дикцией (постановка фонационного дыхания, упражнения на повысотное изменение голоса, различные дикционные упражнения) и словесным логическим ударением.
При работе над устранением дисграфии можно придерживаться следующих этапов:
- уточнение артикуляции звуков, смешиваемых в письме;
-дифференциация смешиваемых звуков после отработки их отчетливого произнесения;
-закрепление соответствующих графем;
-дифференциация смешиваемых букв (в письменной форме);
-упражнение в письме и в чтении слов и предложений, включающих отработанные буквы.
При проведении занятий с детьми, имеющими нарушения строения артикуляционного аппарата, необходимо предусматривать упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата; отработку четкого произнесения гласных звуков, постоянную тренировку отработанных согласных звуков в различных сочетаниях; систематическую коррекцию дефектных звуков и работу над внятностью речи; упражнения, устраняющие назальный (носовой) оттенок речи.
Для преодоления аграмматизма у учащихся (неумение изменять и образовывать слова, неточное употребление предлогов, ошибки в падежных окончаниях и др.) рекомендуется проводить систематические упражнения в употреблении грамматических форм, которые будут изучаться на уроках
русского языка. Очень важным является тренировка в составлении словосочетаний и предложений с включением в них изученных форм данной части речи.
Организация индивидуальных логопедических занятий в старших классах имеет свои особенности. Внешне картина состояния речевой деятельности учеников старших классов относительно благополучная, поскольку бытовое общение достигает у них практически нормального уровня. Однако, состояние учебных навыков, обеспечиваемое уровнем сформированности языкового анализа и навыками продуцирования речевого высказывания, не соответствует требованиям общеобразовательной школы: большое количество орфографических ошибок в диктантах, которое увеличивается в самостоятельных письменных работах; наличие устойчивых дисграфических ошибок; низкая техника чтения; неумение самостоятельно работать с текстом; низкий уровень владения связной речью. Эти недостатки имеют устойчивый характер и препятствуют успешному усвоению программы учащимися по всем предметам (сл.15).
У учащихся 5 – 10 классов, лингвистическая структура речевого дефекта остается неизменной на протяжении всего периода обучения.
В отличие от начальной школы неполноценность языковой и речевой деятельности проявляется на уровне письменной речи: при записи, продуцировании самостоятельных письменных высказываний и в процессе чтения. Основная проблема учащихся старшего звена речевой школы – становление дискурса – связного высказывания монологического или диалогического характера, используемого в коммуникативных целях.
В организации обучения старшеклассников с тяжелой речевой патологией на индивидуальных логопедических занятиях выделяются следующие направления работы:
- Совершенствование навыка языкового анализа.
- Дифференциация оппозиционных фонем на материале самостоятельных письменных высказываний.
2. Совершенствование навыка выявления тонких дифференцировок внутри одной фонемы (выявление фонем в функционально сильных и функционально слабых позициях).
3. Развитие навыка морфемного анализа.
4. Формирование лингвистических эталонов (морфем, слов, грамматических форм и конструкций) и умения выделять их в текстах различной протяженности.
5. Совершенствование навыка членения текста (дискурса) на смысловые отрезки (предложения, абзацы, строфы).
- Развитие предпосылок, обеспечивающих речевую деятельность.
1.Формирование навыка установление контекстных связей.
2.Совершенствование навыка вербального прогнозирования.
3.Работа над психологическими процессами, обеспечивающими речевую деятельность: памятью, вниманием, пространственной ориентировкой, произвольной регуляцией.
- Формирование лингвистической базы для общеобразовательной подготовки.
1.Совершенствование слоговой структуры (в том числе на базе терминологической лексики).
2. Формирование навыка практического словоупотребления частей речи, изучаемых в курсе русского языка (причастий, деепричастий, производных предлогов и др.).
3. Практическое освоение грамматических структур, изучаемых в курсе русского языка (аффиксы, обороты, типы предложений).
- Совершенствование коммуникативных навыков детей.
1.Развитие различных форм коммуникации.
2.Формирование умений, необходимых для осуществления эффективного взаимодействия.
3.Освоение стереотипных форм коммуникации, обеспечивающих взаимодействие в различных коммуникативных ситуациях.
4. Совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения (просодики, жестов, мимики и др.)
В результате интенсивной коррекционно-развивающей работы педагогического коллектива, дети, имеющие речь в норме, выводятся в общеобразовательные учреждения. Как правило, это учащиеся 1 – 5 классов.
За последние 10 лет в общеобразовательные школы, в связи с окончанием коррекционной работы, было выведено 74 учащихся (сл. 16).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
коррекционные классы для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. Муниципальное общеобразовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа №16 » Г.о. Подольск
Средняя общеобразовательная школа №16 реализует ФГОС для обучающихся с ОВЗ по АООП ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С тнр ВАРИАНТ 5.2 ( I отделение) Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии , заикании, имеющие общее недоразвитие речи и нарушение чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.
Цель образовательного учреждения для детей с ТНР- – дать основное образование, компенсировать ведущий дефект и помочь социальной адаптации учащихся, оказать специальную педагогическую, логопедическую помощь детям с нормальным слухом и интеллектом, страдающим тяжелыми системными речевыми недостатками.
Единое коррекционно – развивающее пространство
Педагог психолог ТПМПК Социальный педагог Коррекционная и реабилитационная работа школы Медицинский работник Учебный процесс ШПМП(к ) Воспитательный процесс Комплексное сопровождение обучающихся
Психолого - медико - педагогический консилиум
Психолог-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР в процессе освоения АООП учебный план Обязательная часть Предметные области, реализующие адаптированную основную общеобразовательную программу. Вариативная часть Коррекционно-развивающая область. Внеурочная деятельность.
Коррекционно-развивающая область Произношение Развитие речи Логопедическая ритмика
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия
Внеурочная деятельность направления развития личности Спортивно-оздоровительная Духовно-нравственное Социальное общекультурное УРОКИ ЗДОРОВЬЯ ПОЗНАЙ СЕБЯ МИР НА ЛАДОШКЕ
Проектная деятельность
Направления индивидуальной логопедической работы в 1-2 классах 1 класс развитие моторики артикуляционного аппарата в строгом соответствии с клинической формой речевого нарушения систематическая коррекция дефектных звуков автоматизация звуков работа над слоговой структурой слова развитие слухового восприятия 2 класс закрепление навыков правильного произношения работа над слоговой структурой слова устранение нарушений чтения и письма
Направления индивидуальной логопедической работы в 3-4 классах закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов и словосочетаний дальнейшее развитие фонематического восприятия и работа над выразительностью речи постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения строения и функции артикуляционного аппарата преодоление недостатков речи и письма преодоление аграмматизма
Направления индивидуальной логопедической работы в 5-9 классах совершенствование навыка языкового анализа развитие предпосылок, обеспечивающих речевую деятельность формирование лингвистической базы для общеобразовательной подготовки совершенствование коммуникативных навыков
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы"
Практико-ориентированный проект...
Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Идея опыта: поддержка и развитие инклюзивного образования детей школьного возраста с ОВЗ в общеобразовательном учреждении посредством коррекционно – развивающего сопровождения педагогов....
Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы. Из опыта работы
Возможность получения качественного образования- одно из фундаментальных прав человека. Для лиц, имеющие ограниченные возможности здоровья, образование также жизненно важно, поскольку способствует раз...
МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В МБОУ «АСОШ №50» существует многолетний опыт обучения детей-инвалидов, детей с ограничениями по здоровью. С 2012 года введено обучение по программе VIII вида, занятия ЛФ...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, незави...
Обобщение и распространение опыта. Программа городского круглого стола "Введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы: проблемы и перспективы".
24 января 2018 года. Выступление по теме "Обучение детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: из опыта работы"....
«Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Проблемы и пути их решения.»
Выступление на педсовете...