МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья на тему
В МБОУ «АСОШ №50» существует многолетний опыт обучения детей-инвалидов, детей с ограничениями по здоровью. С 2012 года введено обучение по программе VIII вида, занятия ЛФК, имеется опыт ранней диагностики задержки развития школьных навыков, психолого-логопедической помощи. В школе есть дети, обучающиеся на дому, а также созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения. Опробованы различные формы обучения детей с ОВЗ.
Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану.
Однако, как показывает практика, обучение детей на дому сопровождается рядом проблем психологического, морального, социального характера. Ребёнок оказывается изолированным от социума, ограниченным в получении коррекционной, реабилитирующей и психологической помощи.
В МБОУ «АСОШ №50» мы выбрали модель инклюзивного образования, где дети с ограниченными возможностями здоровья осваивают адаптированную образовательную программу по индивидуальному учебному плану, совмещая индивидуальное обучение на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и в общеобразовательном классе общеобразовательной организации. Здесь важно постепенное включение ребёнка-инвалида в класс, сначала на дополнительные, коррекционные, психологические и реабилитационные мероприятия, затем на предметы развивающего и эстетического цикла (ОСОМ, музыка, ИЗО). Частичная инклюзия постепенно переходит в полную (при возможностях интеллектуального и физического развития ребёнка-инвалида).
Имеются положительные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_andreeva_statya.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Оксана Александровна
замдиректора по УВР, учитель-логопед МБОУ «АСОШ №50», г. Абаза
МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В России - 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития (далее – дети с ОВЗ). Они нуждаются в специально приспособленных условиях и требуют посторонней помощи.
В МБОУ «АСОШ №50» существует многолетний опыт обучения детей-инвалидов, детей с ограничениями по здоровью. С 2012 года введено обучение по программе VIII вида, занятия ЛФК, имеется опыт ранней диагностики задержки развития школьных навыков, психолого-логопедической помощи. В школе есть дети, обучающиеся на дому, а также созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения. Опробованы различные формы обучения детей с ОВЗ.
Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях [3, Часть 5 статья 41].
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану [1, с.17].
Однако, как показывает практика, обучение детей на дому сопровождается рядом проблем психологического, морального, социального характера. Ребёнок оказывается изолированным от социума, ограниченным в получении коррекционной, реабилитирующей и психологической помощи.
В МБОУ «АСОШ №50» мы выбрали модель инклюзивного образования, где дети с ограниченными возможностями здоровья осваивают адаптированную образовательную программу по индивидуальному учебному плану, совмещая индивидуальное обучение на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и в общеобразовательном классе общеобразовательной организации. Здесь важно постепенное включение ребёнка-инвалида в класс, сначала на дополнительные, коррекционные, психологические и реабилитационные мероприятия, затем на предметы развивающего и эстетического цикла (ОСОМ, музыка, ИЗО). Частичная инклюзия постепенно переходит в полную (при возможностях интеллектуального и физического развития ребёнка-инвалида).
Внедрение модели инклюзивного образования для детей обучающихся на дому в МБОУ «АСОШ №50» осуществляется третий год. В начальной школе обучаются 5 детей – инвалидов, 3 из них включены в процесс интеграции. Имеются положительные результаты:
- формируется стойкий интерес учащихся к обучению (по наблюдениям 3 ребёнка из 3 стали с удовольствием посещать занятия в школе, отсутствуют пропуски без уважительных причин, отказы от деятельности, прекратились отрицательные высказывания о школе, об учёбе, заданиях);
- развивается любознательность, поисковая активность (учащиеся стали регулярно посещать школьную библиотеку, готовить мини-сообщения);
3) формируются различные образовательные компетентности: работа с книгой, с мультимедийными технологиями, публичные выступления (работа у доски, перед сверстниками), навык организации и самоорганизации учебного процесса (отслеживание урочного времени, освоение кабинетной системы);
4) всестороннее развитие способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ: поделки и рисунки Киры занимают призовые места в дистанционных конкурсах регионального и федерального уровней, Аня стала победителем в школьном конкурсе чтецов в 2013 - 2014 годах, у Артёма появилась коммуникабельность в общении;
5) компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ: дети с двигательными нарушениями получают необходимую помощь специалиста ЛФК по восстановлению пространственной ориентировки, координационных способностей, выносливости, гибкости и других двигательных качеств; дети с речевыми нарушениями посещают логопедические занятия, компенсирующие недостатки в развитии звукопроизношения, словообразования, грамматического структурирования;
6) вовлеченность детей в социум: общение со сверстниками в свободное от уроков время; взаимодействие во время учебного процесса; совместная деятельность в творческой среде; совместное проведение праздников.
Библиографический список
- Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 1. С. 17-19.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы"
Практико-ориентированный проект...
Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...
"Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"
Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная про...
Обучение детей с РАС в условиях общеобразовательной школы.
(Из опыта работы)...
Социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы).
В статье представлены особенности социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы....
Организация инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Выступление на педагогическом совете...
"Комплексное сопровождение обучающихся с ТНР в условиях общеобразовательной школы"
В статье подробно рассматривается создание единого коррекционно- развивающего пространства вокруг каждого ребёнка с ТНР, а также структура предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной де...