МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья на тему

Андреева Оксана Александровна

В  МБОУ «АСОШ №50» существует многолетний опыт обучения детей-инвалидов, детей с ограничениями по здоровью. С   2012 года   введено обучение по программе VIII вида, занятия ЛФК, имеется опыт ранней диагностики задержки развития школьных навыков, психолого-логопедической помощи. В школе есть дети, обучающиеся на дому, а также созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения. Опробованы различные формы обучения детей  с ОВЗ.

Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые  по  состоянию  здоровья  не  могут  посещать     образовательные организации,  на  основании  заключения   медицинской       организации и обращения родителей (законных  представителей)  обучение   по общеобразовательным программам организуется на дому  или  в   медицинских организациях.

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану.

Однако, как показывает практика, обучение детей на дому сопровождается рядом проблем психологического, морального, социального характера. Ребёнок оказывается изолированным от социума, ограниченным в получении коррекционной, реабилитирующей и психологической помощи.      

В МБОУ «АСОШ №50» мы выбрали  модель инклюзивного образования, где дети с ограниченными возможностями здоровья осваивают адаптированную образовательную программу  по индивидуальному учебному плану, совмещая индивидуальное обучение на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и в общеобразовательном классе общеобразовательной организации. Здесь важно  постепенное включение ребёнка-инвалида в класс, сначала на дополнительные, коррекционные, психологические и реабилитационные мероприятия, затем на  предметы развивающего и эстетического цикла (ОСОМ, музыка, ИЗО). Частичная инклюзия постепенно переходит в полную (при возможностях интеллектуального и физического развития ребёнка-инвалида).

Имеются положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_andreeva_statya.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева Оксана Александровна

замдиректора по УВР, учитель-логопед МБОУ «АСОШ №50», г. Абаза

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ                                  В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

        В  России - 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития (далее – дети  с ОВЗ). Они нуждаются в специально приспособленных условиях и требуют посторонней помощи.

В  МБОУ «АСОШ №50» существует многолетний опыт обучения детей-инвалидов, детей с ограничениями по здоровью. С   2012 года   введено обучение по программе VIII вида, занятия ЛФК, имеется опыт ранней диагностики задержки развития школьных навыков, психолого-логопедической помощи. В школе есть дети, обучающиеся на дому, а также созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения. Опробованы различные формы обучения детей  с ОВЗ.

Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые  по  состоянию  здоровья  не  могут  посещать     образовательные организации,  на  основании  заключения   медицинской       организации и обращения родителей (законных  представителей)  обучение   по общеобразовательным программам организуется на дому  или  в   медицинских организациях [3, Часть 5 статья 41].

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану [1, с.17].

Однако, как показывает практика, обучение детей на дому сопровождается рядом проблем психологического, морального, социального характера. Ребёнок оказывается изолированным от социума, ограниченным в получении коррекционной, реабилитирующей и психологической помощи.        

В МБОУ «АСОШ №50» мы выбрали  модель инклюзивного образования, где дети с ограниченными возможностями здоровья осваивают адаптированную образовательную программу  по индивидуальному учебному плану, совмещая индивидуальное обучение на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и в общеобразовательном классе общеобразовательной организации. Здесь важно  постепенное включение ребёнка-инвалида в класс, сначала на дополнительные, коррекционные, психологические и реабилитационные мероприятия, затем на  предметы развивающего и эстетического цикла (ОСОМ, музыка, ИЗО). Частичная инклюзия постепенно переходит в полную (при возможностях интеллектуального и физического развития ребёнка-инвалида).

Внедрение  модели инклюзивного образования для детей обучающихся на дому в МБОУ «АСОШ №50» осуществляется третий год. В начальной школе обучаются 5 детей – инвалидов, 3 из них включены в процесс интеграции. Имеются положительные результаты:

  1.  формируется стойкий интерес учащихся к обучению (по наблюдениям 3 ребёнка из 3 стали  с удовольствием посещать занятия в школе, отсутствуют пропуски без уважительных причин, отказы от деятельности, прекратились отрицательные высказывания о школе, об учёбе, заданиях);
  2. развивается любознательность, поисковая активность (учащиеся стали регулярно посещать школьную библиотеку, готовить мини-сообщения);

3)  формируются различные образовательные компетентности: работа  с книгой, с мультимедийными технологиями, публичные выступления (работа у доски, перед сверстниками), навык организации и самоорганизации учебного процесса (отслеживание урочного времени, освоение кабинетной системы);

4) всестороннее развитие способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ: поделки  и рисунки Киры занимают призовые места в  дистанционных конкурсах регионального и федерального  уровней, Аня стала победителем в школьном   конкурсе чтецов в 2013 - 2014 годах,   у Артёма появилась коммуникабельность в общении;

5) компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ: дети с двигательными нарушениями получают необходимую помощь специалиста ЛФК по восстановлению пространственной ориентировки, координационных способностей, выносливости, гибкости и других двигательных качеств; дети с речевыми нарушениями посещают логопедические занятия, компенсирующие недостатки в развитии звукопроизношения, словообразования, грамматического структурирования;

6) вовлеченность детей в социум: общение со сверстниками в свободное от уроков время; взаимодействие во время учебного процесса; совместная деятельность в творческой среде; совместное проведение праздников.

Библиографический список

  1. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 1. С. 17-19.
  2. Федеральный закон "Об   образовании   в   Российской   Федерации"   от 29  декабря   2012 г. N 273  // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...

"Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"

Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная про...

Социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы).

В статье представлены особенности социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы....

"Комплексное сопровождение обучающихся с ТНР в условиях общеобразовательной школы"

В статье подробно рассматривается создание единого коррекционно- развивающего пространства вокруг каждого ребёнка с ТНР, а также структура предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной де...