Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
статья на тему

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. 

В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интеллектуальными и физическими нарушениями. Таким особым детям необходимы и особые условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексной психолого-педагогической поддержки. В нашей школе имеются все специалисты, которые способны оказать необходимую помощь ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания.  Данная проблема и желание помочь таким детям объединила нас, послужило толчком для создания методического объединения учителей КРО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_bokareva.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы МО учителей коррекционно-развивающего обучения.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы.

В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интеллектуальными и физическими нарушениями. Таким особым детям необходимы и особые условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексной психолого-педагогической поддержки. В нашей школе имеются все специалисты, которые способны оказать необходимую помощь ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания.  Данная проблема и желание помочь таким детям объединила нас, послужило толчком для создания методического объединения учителей КРО.

Методическая тема нашего объединения «Организация обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы».

Цель: Создание системы КРО и воспитания учащихся с ОВЗ  на основе внедрения модели инклюзивного образования.

Были определены следующие задачи:

  • Использование современных образовательных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к  деятельности учащихся;
  • Организация психолого-педагогического сопровождения и ведение школьного мониторинга для отслеживания динамики в развитии детей;
  • Организация и проведение школьного психолого-медико-педагогического консилиума;
  • Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
  • Совершенствовать методы и приемы обучения, воспитания и социальной интеграции детей в современном обществе;

План работы МО включает несколько направлений деятельности: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, методическая, развитие творческих способностей детей, воспитательная работа.

Работа методического объединения предусматривает проведение тематических заседаний 1 раз в четверть.

Чтобы ребята чувствовали себя комфортно и развивались с учетом своих возможностей, в нашей школе для детей с ОВЗ сформированы специальные коррекционные классы с наполнением до 12 человек. На первом уровне обучения – 2, 4 классы, на втором уровне два пятых класса.

Учебный план для таких классов построен с учетом коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий, представляет возможность социализации обучающихся, имеет профессиональную направленность и состоит из трех частей: общеобразовательные предметы, трудовая подготовка, коррекционная работа. Трудовая подготовка в 2-4 классах состоит из трудового обучения, в 5-9 классах из профессионально-трудового обучения (столярное дело, швейное дело). Уроки профессионально-трудового обучения проводятся в специально оборудованных кабинетах.

Коррекционное воздействие осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях при тесном взаимодействии психолога, логопеда, социального педагога и учителя КРО.

В 5 классах предусмотрены факультативные занятия по информатике за счет школьного компонента. Учитель разработал адаптированную программу для детей с ОВЗ «Информатика и ИКТ». Программа для таких детей рассчитана до 9 класса.

Внеурочная деятельность осуществляется через посещение ребят кружков «Резьба по дереву», «Юный эколог», спортивных секций, где ребята могут проявить себя, почувствовать успешными.

В школе много внимания уделяют организации лечебно-оздоровительных мероприятий. В рамках лечебно-оздоровительной работы проводятся занятия ЛФК. На базе школы организуется много спортивных соревнований общешкольного, районного значения. Все обучающиеся школы, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, принимают в них самое активное участие, каждый по своим способностям. С целью сохранения здоровья обучающихся школа проводит целенаправленную работу по профилактике табакокурения и употребления психотропных веществ.

Это и  классные часы, предметные недели, родительские собрания, посвященные здоровому образу жизни.

С прошлого года педагогами нашего методического объединения организована работа школьного ПМПк. По результатам консилиума даются рекомендации родителям, учителям, определяется необходимость индивидуальных занятий по предметам для устранения пробелов в знаниях. С родителями заключаются договоры о согласии на психолого- педагогическое сопровождение обучающихся и другие необходимые документы. А самое главное, позволяет определить индивидуальный образовательный маршрут необходимый детям на данный период. В рамках организации работы ПМПК пришлось и психологу, и логопеду, и соц. педагогу по-другому взглянуть на свою работу и не просто обследовать детей и вносить заключения, а посредством коррекционной программы устранять возникшие трудности.

Важным условием социализации и адаптации ребенка в системе отношений с окружающим, на наш взгляд, является возможность его творческой реализации. Дети с ОВЗ принимают активное участие в различных конкурсах, предметных неделях, дистанционных олимпиадах для детей с ОВЗ, где занимают призовые места.

Приемная семья Токарских, в которой воспитываются дети с различными нарушениями и дети – инвалиды, неоднократно становились победителями районных, областных и даже международных конкурсов в номинации цирковое искусство.

Выпускники 9 коррекционного класса стали победителями в областном конкурсе народного творчества, были награждены грамотой I степени и бесплатной поездкой в Тальцы.

В последнее время особое место отводится проектной деятельности. Так наши ребята по окончании 9 класса защищали итоговую проектную работу по трудовому обучению. Практически все дети после окончания школы продолжают свое обучение в ПУ 60, машиностроительном техникуме им. Трапезникова, где получают рабочие профессии.

Ребята вместе с соц. педагогом и психологом в течение года знакомятся с данными учреждениям, присутствуют на дне открытых дверей, активно принимают участие в конкурсных программах училища и занимают призовые места.

Главное, что хотелось отметить дети с ОВЗ не изолированы от других детей школы. Педагоги стремятся создать благоприятную психологическую атмосферу, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Воспитательная работа организуется так, что ребята имеют возможность контактировать с другими ребятами в школе. Это совместные праздники, труд, отдых, творческая деятельность, совместные поездки в театр, музеи.

В результате общения дети с ОВЗ получают необходимый опыт коллективной работы, поражений побед, учатся общаться, дружить. Присутствие в школе детей с ОВЗ, нуждающихся в помощи, поддержке становится фактором нравственного воспитания здоровых детей конечно при правильном  педагогическом сопровождении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"

Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная про...

«Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ средствами информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях пандемии»

Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический ...

Статья. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в общеобразовательной организации

В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание учителя должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития....

Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

      Дети с ОВЗ, обучающиеся в условиях инклюзивного образования, нередко испытывают затруднения в адаптации к учебе и детскому коллективу. Это выражается, во-первых, в том, что...