Конспект урока по теме "Дружба" (ОРКСЭ)
план-конспект урока (4 класс) по теме
Данный конспект поможет провести урок по теме"Дружба" в 4-ом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_druzhba_orkse.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Дружба"
Цель урока: создание представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Задачи:
- помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба";
- познакомить с истинным толкованием слова "дружба" "друг", "приятель", "товарищ";
- учить слушать, понимать и помогать друг другу;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
- анализировать свои поступки и окружающих
Основные понятия: дружба, настоящий друг, приятель, товарищ
Прогнозируемый результат:
- в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения о данных этических категориями;
- осознание учащимися того, что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу очень важны, что дружба - человеческое богатство.
- формирование у учащихся навыков работы в команде
- анкета с вопросами для учащихся, интерактивная доска, учебник А. Я. Данилюк «ОСЭ»,
Ход урока
1.Организационный момент
Ребята, у вас на парте лежат листы, напишите на них хорошие пожелания соседу на сегодняшний день. Отдадите после урока. Возможно, у кого-то за время урока появится желание исправить или дописать что-то.
Притча о дружбе
Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:
- Кто там?
За дверью ему ответили:
- Это твоё богатство.
Но старец ответил:
- Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.
И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
- Кто там? - спросил он.
- Это твоя любовь! - услышал он ответ.
Но старец сказал:
- Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! - и опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали.
- Кто там? - спросил старик.
- Это твоя дружба! - услышал он в ответ.
Старец улыбнулся и открыл дверь:
- Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
- Но ведь я пригласил только дружбу!
На это вошедшие ответили ему:
- Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
-Почему эта притча звучит на уроке? Как она связана с темой нашего урока?
2. Работа над понятием «дружба»
а)беседа
Вы недавно заполняли анкету, как вы думаете, как она связана с темой сегодняшнего урока?
Почему эта тема так важна для нашего общества?
Ответы записать на доске:
-люди более заняты и им не хватает общения с друзьями
-что такое настоящий друг
-что значит дружить и доверять человеку
-что такое современный друг
-разочарование в дружбе
Прежде, чем говорить о дружбе надо дать определение этому понятию
Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь».
Влади́мир Ива́нович Даль (10 [22] ноября 1801 — 22 сентября [4 октября] 1872) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
-Как вы понимаете слово «приязнь»? Найдите синонимы в современном русском языке (согласие, симпатия, доброжелательность, братство, .дружелюбие)
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
-Легко ли найти настоящего друга? Почему? Докажите
На самом деле, очень редко можно встретить людей, которые дружат давно. Дело в том, что наши интересы, социальный статус, жизненные приоритеты постоянно меняются, и люди, которые нас окружают, не всегда меняются вместе с нами. Если раньше вас связывало много общего: учеба, работа общий круг знакомых, цели в жизни, то через какое-то время, вы понимаете, что вас больше ничего не связывает.
Но иногда люди ценят и сохраняют дружбу на долгое время, например (демонстрация фото на интерактивной доске):
Фицжеральд и Эрнест Хэмингуей
Автор романа "Великий Гэтсби" Френсис Скотт Фицджеральд и будущий лауреат Нобелевской премии по литературе Эрнест Хемингуэй познакомились в 20-х годах XX века в Париже. Несмотря на различия в образе жизни, мышлении и стремлениях, два писателя сумели быстро подружиться. Фицджеральд помог Хемингуэю опубликовать его произведения, однако вскоре их дружба начала рушиться по мере того, как Хемингуэй становился известным, а Фицджеральд, наоборот, терял свою популярность. Между писателями началось соперничество, которое вконец погубило их дружбу. В своих письмах друзьям Фицджеральд писал, что дружба с Хемингуэем — "одна из самых ярких страниц в моей жизни. Но я все же продолжаю считать, что таким отношениям когда-то приходит конец, хотя бы в силу присущего им чрезмерного накала. Поэтому не думаю, что мы с ним будем часто встречаться".
Дж.Р.Толкинен и Л.Кэрол
Первая встреча двух английских писателей состоялась в 1926 году на собрании английского факультета в Мертон-Колледже. Сначала они отнеслись друг к другу очень настороженно, в своей автобиографии "Настигнут радостью" Льюис объясняет, почему: "С самого моего рождения меня предупреждали (не вслух, но подразумевая это как очевидность), что нельзя доверять папистам; с тех пор, как я поступил на английское отделение, мне вполне ясно намекали, что нельзя доверять филологам. Толкин был и тем и другим". Но, несмотря на это, вскоре два молодых человека стали хорошими друзьями, которыми оставались на протяжении двадцати лет.
А.А. Дельвиг и А.А.Пушкин
Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) - один из ближайших друзей Пушкина еще с лицейской поры. Пушкин, по его словам, «с ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит». Высоко ценил великий поэт и поэтический талант друга: «Ты гений свой воспитывал в тиши» («19 октября», 1825).
Дельвиг был редактором ежегодника «Северные Цветы» (1825-1831), альманаха «Подснежник» (1829-1830) и «Литературной газеты» (1830) — издания, в которых Пушкин принимал живейшее участие.
Ранняя кончина Дельвига потрясла Пушкина: «Вот первая смерть, мною оплаканная», «Никто на свете не был мне ближе...», «Он был лучший из нас». Пушкин берет на себя заботы о его осиротевшей семье.
С.В.Рахманинов и Ф.И. Шаляпин
Дружба гениев началась в Частной опере. Сергей Васильевич наставлял певца в постижении души русской классической оперы, помогал конкретными указаниями при создании сценических образов. Так же он был учителем Федора Ивановича и в области теории музыки. Рахманинов в свою очередь дружбу и совместную работу с Шаляпиным считал одним из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний своей жизни. Его поражала титаническая мощь дарований друга. Гениальных художников объединяла горячая и бескорыстная любовь к высокому искусству- музыке. Они часами репетировали, готовясь к совместным выступлениям. После этого на сцене был великолепный ансамбль. «В течение ряда лет, - писала С.А. Сатина, - москвичи имели возможность наслаждаться неповторимыми, единственными в мире концертами, где два таких артиста выступали вместе и потрясали присутствующих своим неподражаемым исполнением». «Шаляпин поджигал Рахманинова, а Рахманинов задорил Шаляпина. И эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса. Это было уже не пение и не музыка в общепринятом значении - это был какой-то припадок вдохновения двух крупнейших артистов», - вспоминал писатель Н.Д. Телешов.
Этот список можно продолжить: П.И.Чайковский и Э.Григ, Л.Толстой и И.Репин, И.Левитан и А.Чехов, А.Куинджи и Д.Менделеев и т.д.
- Как вы думаете, что для этих людей было главным в дружбе?
- Как дружба этих людей повлияла на их творчество?
б) работа с интерактивной доской
– Собери пословицу из слов (работа над понятием «друг»)
Работа с пословицами.
- На доске плакат с пословицами. На 1-ой половине плаката – начало пословицы, на 2-ой – продолжение. Прочитайте эти пословицы.
- Как вы их понимаете?
- Какой смысл несет в себе каждая пословица?
- Старый друг лучше новых двух.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Дружба что стекло, разобьешь – не сложишь.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Один за всех и все за одного. Старый друг лучше новых двух.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Дружба что стекло, разобьешь – не сложишь.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Один за всех и все за одного.
- Добрая шутка дружбы не рушит.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
в) работа с учебником
– Что дружеские отношения отличает от других отношений? Знакомые, приятели, друзья - вы как их различаете?
– Прочитайте ответ учебника на с. 32-33 и сравните со своим ответом.
г) проблемная ситуация (дети разбиваются самостоятельно на группы)
-Приходилось ли вам разочаровываться в друзьях? Почему это происходило?
Представим, что в мире исчезло понятие «дружба», остались только приятели и знакомые. Чтобы тогда случилось и произошло?
После групповой работы от каждой группы выступает представитель с вариантами ответов (они записываются на доске)
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
4. Подведение итогов. Рефлексия.
– Каких друзей нам хотелось бы иметь?
– А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
– Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
– Кого вам хочется поблагодарить за работу?
Напоминаю о пожеланиях, которые дети записывали на листочках.
-Кому то захотелось после проведения урока что-то исправить на них?
Отдайте этот листок соседу по парте.
5. Домашнее задание.
Написать мини-рассказ «Настоящий друг»
Рекомендации к уроку: детям заранее предложить заполнить анкету
Здравствуй! Ура - это не контрольная, это анкета о дружбе. Писать своё имя не надо. Напиши свои варианты ответа.
1.Кто ты (мальчик или девочка)
2.Легко ли ты знакомишься со сверстниками?
3.Кто такой друг?
4.Каким должен быть друг?
5.Где и как ты нашел друзей?
6.Что дружба дает человеку?
7.Кто виноват в том, что с человеком не дружат?
8.Тебе бы хотелось иметь настоящего друга?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....