ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ И КОРРЕКЦИОННЫЕ КЛАССЫ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
материал по теме
Статья о развитии творческих способностей детей, обучающихся в коррекционных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Сехина М. Л. Г. Санкт-Петербург
Проблема одаренности и коррекционные классы. Из опыта работы
Современный период развития науки по праву называют интегрально-дифференциальным. Ширится процесс интеграции наук, призванный по версии В.И.Вернадского , объединить их интересы вокруг проблем человека.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения и способности к нестандартному поведению.
Проблемы, возникающие в связи с более быстрым темпом развития и, соответственно обучения одаренных детей, - это проблемы социализации и адекватного включения в коллектив сверстников.
Данные дефектологов утверждают, что в последнее время резко увеличилось количество детей, которые на момент поступления в школу страдают в той или иной степени нарушениями в произвольной регуляции поведения и деятельности. Все возрастающие требования к уровню овладения учебными навыками, желание родителей обучать ребенка в престижных классах и учебных заведениях провоцируют появление нервозности, тревожности у наших школьников. Педагогическая диагностика , проводимая учителями начальных классов, пополняет список проблем. Несформированность уровней психической регуляции, несбалансированность различных функциональных систем дают о себе знать уже на первых годах обучения, а иногда еще и раньше.
В результате, мозговые дисфункции,не выявленные ранней диагностикой и не «признанные» родителями из-за ложного понимания престижности , приводят к серьезным нарушениям, являются барьером к дальнейшему развитию способностей и одаренности ребенка. Как видим, это проблема комплексная, и решить ее в отрыве от семьи невозможно. Семья же не всегда охотно идет на сотрудничество, на трудности, с которыми сталкивается неординарный ребенок, не обращают внимания. В результате, мы видим в коррекционных классах детей «феноменальных счетчиков», у которых множество нарушений речевых, коммуникативных, наблюдаются, как правило, симптомы аутизма.
Я работаю в речевом классе пятого вида коррекции. Среди моих воспитанников нередко встречаются творчески одаренные,с художественно-эстетической направленностью ребятишки. На уроках и во внеклассной деятельности стараюсь развивать творческие способности всех учеников. В уроки математики включаю инсценировки, творческие задания, использую музыкальное сопровождение. Для обучения счету использую различные материалы: горох, фасоль, крупу, камни, пуговицы…Уверена, что все это способствует не только развитию художественного воображения, фантазии, но и создает положительный эмоциональный настрой, развивает креативное мышление. Дети, которым с трудом дается математика, с удовольствием выполняют такие задания. После уроков, в группе продленного дня , можно продолжить такую работу.
Вот один из вариантов подобного творческого задания:с помощью родителей изготовили «тропинку» с цветами из ткани и пуговиц, первоклассники должны были пройти каждый по своей тропинке(индивидуальный подход необходим!) и ответить на вопросы.
Кроме вышеназванных приемов использую в своей работе так же известные всем здоровьесберегающие технологии- пальчиковую гимнастику, самомассаж кистей рук, кинезиологические упражнения.
Как показывают многочисленные практические и экспериментальные исследования, нельзя предсказать достижения одаренного ребенка в будущем по уровню развития его интеллекта или любых других способностей. К сожалению, бытовое представление о том, что «вундеркинды» редко оправдывают надежды, гораздо ближе к истине, чем этого хотелось бы. Поэтому важно развить одаренность, сохранить и превратить ее в профессию. И не забывать о том, что главное – не столько способностями заниматься ,сколько самим ребенком, его интересами( Элла Емельянова, журнал «Современное дошкольное образование»).
Организация развивающей среды, индивидуальный подход, здоровьесберегающие технологии – вот тот арсенал, которым должны пользоваться педагоги, работающие в коррекционных классах.
Список литературы
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок:иллюзии и реальность.Книга для учителей и родителей.-М., Просвещение,1996г.
- Теплов Б.М. Избранные труды., М., Просвещение, 1971г.
- Еремкин А.И. Школа одаренности., М., 2003,
- Гончарова О. В. Развитие потенциала личности одаренного ребенка. Начальная школа, №10. 2003г.,
- Матюшкин А.М. ,Сиск Д.А., 2005г.,
- Савенков А.И. Детская одаренность, как теоретическая проблема. Начальная школа, №1, 2000г.,
- Симановский А.Э. , Развитие творческого мышления детей., Ярославль, Академия развития, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты апробации куса Основы православной культуры проблемы и пути их решения. Из опыта работы.
В данной работе указаны результаты введения курса "Основы православной культуры", выявлены плюсы и минусы данного предмета, указаны проблемы, возникающие при обучении детей данной дисциплине и указаны...
Результативность работы по букварю и прописям УМК «Гармония» в 1 классе (Из опыта работы)
Большая часть существующих азбук и букварей делает акцент прежде всего на обучении чтению. Букварь Соловейчик М. С. обеспечивает дальнейшее продуктивное изучение русского языка....
Дистанционное обучение в условиях коррекционной школы. (из опыта работы)
Автор рассказывает об особенностях дистанционного обучения в условиях школы 8 вида....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива? Применение акт...
Приемы коррекционно-развивающей работы по преодолению затруднений в усвоении знаний на уроках математики в начальных классах ( из опыта работы).
Процесс обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальных классах в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Э...
Применение Электронно Образовательных ресурсов ( ЭОР) в коррекционной школе. ( из опыта работы )
Данный материал- выступление на российско- монгольском научном семинаре " Актуальные вопросы социализации детей с нарушением интеллекта" на базе ГБОУ " СКОШИ №2" г. Улан- Удэ...
«Проектная деятельность в условиях коррекционной школы» (из опыта работы)
Главная задача начального образования – заложить основу формирования учебной деятельности ребенка. Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и ме...