ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса
статья (4 класс) на тему
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива? Применение активных форм воспитательной работы классного руководителя -это есть главный аспект данной статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_klassnyh_rukovoditeley.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Средства, формы и способы воспитательной работы с классом.
(из опыта работы)
Ермилова Н.Н.,
Классный руководитель 4в класса
Народная мудрость гласит: У одного человека есть яблоко и у другого человека есть яблоко. Если они поменяются яблоками, то у каждого так и останется только одно яблоко. Но если у одного есть идея и у другого есть идея, то после обмена у каждого становится по две идеи.
Пользуясь случаем, поделюсь своими идеями, наработками, которые помогают мне в организации воспитательной деятельности в классе.
Воспитательная работа в начальной школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни.
Именно на классного руководителя ложится тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Именно классному руководителю чаще всего приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человека так, чтобы из него вырос Человек с большой буквы.
Начиная работать с детьми с первых дней поступления их в школу, ставлю перед собой основные воспитательные задачи, позволяющие формировать в коллективе:
- Сплочённость
- Духовно-нравственную среду
- Самореализацию личности через дополнительное образование, разные формы работы
- Вовлечение родителей
- Сохранение здоровья
- Достоинство, патриотизм
Начальное общее образование - первая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели выпускника начальной школы, и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
- Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию умения и желания учиться;
- Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- Освоение системы знаний, умений навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?
К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.
Согласитесь, что жизнедеятельность нашей школы не страдает признаками однообразия. На основе учебно-воспитательного плана школы воспитательную работу с классом я строю по известным нам направлениям:
- «Мое здоровье – будущее России» (здоровьесберегающее воспитание)
- «Вектор интеллекта»(интеллектуальное воспитание)
- «Россия – родина моя. Ямал – мой край родной» (гражданско-патриотическое воспитание)
- «Мир спасется красотой!» (культуротворческое, эстетическоеи экологическое воспитание)
- «Карусель школьных дел» (традиционные мероприятия, нравственное и духовное воспитание)
- «Славен человек трудом» (трудовое воспитание и профориентация)
- «Я и закон» (профилактическая работа)
- «Свой мир мы строим сами» (ученическое самоуправление)
- Твори! Выдумывай! Пробуй! (конкурсы)
- Доверие» (диагностическая работа)
- «В кругу семьи» (воспитание семейных ценностей)
Для совершенствования воспитательного процесса в своей работе использую активные формы воспитательной работы. Форма - это внешнее выражение какого-либо содержания, совокупность приемов, методов и средств. Они вызывают повышенный интерес у младших школьников, так как при их реализации появляется эффект, неожиданности, оригинальности. Это все привлекает внимание, активизирует деятельность учащихся. С другой стороны форма приближает воспитательную среду к жизни, проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Выделяют пять типов форм воспитательной работы со школьниками:
- Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, классные часы,
Вовлекаю обучающихся в научно-исследовательскую, творческую деятельность, в
олимпиадное движение по предметам, мотивирую к участию в конкурсах на разных уровнях.
- Образно-художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, праздники с вовлечением классных руководителей и родителей. Организуя деятельность школьников, предусматриваю моменты молчания, приемы наблюдения.
- Трудовые формы внеурочной работы.
Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ухода за цветами, а также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник.
- Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры проводим спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
- Особое внимание на психологические формы работы с учащимися.
В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга. Это беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя. Например, игра "Волшебный стул", которую проводят во всех классах. Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности. Ход игры. Один из участников садится на "волшебный стул", который "высвечивает" все его достоинства, перечисляемые окружающими; предпо- лагается, что недостатки не «высвечиваются». Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопережива- ние), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с недостатков на достоинства другого человека.
Выстроенная система воспитательной работы позволяет обеспечивать положительные результаты моей деятельности классного руководителя. За годы работы нет обучающихся, состоящих на ВШК и имеющих правонарушения. Отсутствуют нарекания в мой адрес со стороны родителей и администрации Панаевской школы-интерната.
Вывод: Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержат его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом, или заставят выживать, изворачиваться, страдать? Закончу своё выступление словами А.С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать так, чтобы он был счастливым можно»
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Взаимодействие воспитателя и классного руководителя"
Суть взаимодействия классного руководителя и воспитателя заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основное нашего вз...
Программа воспитательной работы «Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей» как основа формирования нравственной личности
Изучение родного края как основа нравственного воспитания младших школьников...
Перспективный план воспитательной работы 1 «Б» класса на 2016/2017 учебный год Классный руководитель Пушкова Елена Юрьевна
Воспитательная работа в 1 "Б" классе....
Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)
Вспомним свои школьные годы, как нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...
ПЛАН воспитательной работы в 1з классе на 2019-2020 учебный год Классный руководитель: Туркова Р.Э.
Цель: создание условий для социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Направление воспитательной работы класса:Формирование навыков учащихся констр...
Средства, формы и способы воспитательной работы с классом
Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни. На плечи классного руководителя ложится тяжелейший груз многочисленных обязанно...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"
Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....