Приемы коррекционно-развивающей работы по преодолению затруднений в усвоении знаний на уроках математики в начальных классах ( из опыта работы).
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Процесс обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальных классах в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.
Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.
В статье приведены варианты преодоления возможных затруднений в усвоении математических знаний школьниками начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приемы коррекционно-развивающей работы по преодолению затруднений в усвоении знаний на уроках математики в начальных классах ( из опыта работы).
Процесс обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальных классах в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.
Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.
В статье приведены варианты преодоления возможных затруднений в усвоении математических знаний школьниками начальных классов.
№ п./п | Проблемы у ребёнка: | Рекомендации: |
В геометрии | ||
Измерения с помощью линейки производят не от нулевого деления, а либо от начета линейки, либо от единицы | Отработать этот навык в играх и упражнениях, на прогулках или уроках физкультуры (например, отмерить линию для прыжков в длину). Упражнение может быть таким: один ребёнок держит начало рулетки и соотносит деление «0» с отметкой на земле, а другой отходит и отмеряет нужное расстояние. Третий ребёнок должен проверить правильность выполнения задания первых двух. | |
Например, при построении отрезка длиной 2 см 5 мм сначала строят отрезок длиной 2 см, а затем отрезок длиной 5 см. Или могут построить отрезок длиной 2 см, «забыв» отмерить и отметить оставшуюся длину | Рекомендовано уделять этой теме больше времени (вместо 3 часов предлагать больше), приучать детей к целостному восприятию и созданию отрезка (читать вслух запись, строить по линейке сразу всю длину отрезка и т.д.) | |
С большим трудом совмещают вершины измеряемого угла и чертёжного треугольника при сравнении углов, путают виды углов | Чтобы навык сформировался верно, и не пришлось потом «ломать» стереотип действия, нужно научить ребёнка правильно измерять угол. Для этого нужно составить алгоритм действий (1. взять треугольник 2. найти и показать пальцем вершину у треугольника 3. найти и показать пальцем вершину у измеряемого угла 4. наложить треугольник на угол, соединить вершины 5. проверить правильность наложения вершин и катетов 6, определить вид угла) и уже при самом первом измерении начать его проговаривать. Для запоминания вида угла определять его через вопросы взрослого, через проговаривание основных ориентиров («если то это какой угол?») | |
Путают «круг» и «окружность» | Познакомить с этими понятиями не только наглядно, но и на практике. Примерное упражнение для физминуток или на прогулке: один ребёнок стоит в центре, остальные берутся в круг и выстраиваются «по окружности» На уроке математики продемонстрировать модели круга и окружности, дать в руки, показать, что круг плоский, а окружность внутри пустая, «можно просунуть в неё руку». Затем на уроке труда предложить детям изготовить модели круга (из картона и с помощью циркуля) и окружности (из проволоки). | |
Не узнают знакомые геометрические фигуры, особенно если они находятся в непривычном положении (например, квадрат «поставили» на один из углов), путают квадрат и прямоугольник | Для различения квадрата и прямоугольника: измерить и сравнить стороны фигуры. Если стороны одинаковы (если количество «мерок» одинаково), то это квадрат, если разное - это прямоугольник. После измерения спросить ребёнка о его действиях и выводах. Поскольку круг и овал в 5 классе изучаются более подробно, а в начальных классах идёт только знакомство, то представить как можно больше различных кругов и овалов для обогащения сенсорного опыта ребёнка. Меркой может выступить любой предмет (полоска бумаги, пальцы ребёнка, верёвочка карандаш и т.д.). Самое главное - это чтобы ребёнок освоил принцип измерения и сравнения, и смог самостоятельно его использовать в новых условиях. Закрепить знания о фигурах на уроках труда через изготовление моделей из картона. | |
При работе с циркулем не умеют закрепить его остриё в тетради в неподвижном положении, сбивают руками раствор циркуля | Познакомить с этим навыком не только наглядно, но и на практике. Примерные упражнения на прогулке: а)один ребёнок в центре, держит в руках конец верёвочки, другой должен обежать его «по окружности», сохраняя верёвочку постоянно натянутой б)на конец верёвочки привязывается мел, один ребёнок, стоит в центре и фиксирует конец верёвочки, другой должен начертить ровный круг. Для этого верёвочка постоянно должна быть натянутой. Обсуждение: объяснить важность неподвижности центральной точки и важность постоянства расстояния от неё до края. Далее отработать этот принцип действия на доске (большой циркуль или верёвочка), затем - в тетради. | |
При решении задач | ||
Не выделяют условие задачи и вопрос: а) если вопрос стоит в начале задачи или в середине; б) если вопрос выражен непривычным словом (вместо «сколько» стоит слово «чему равно?» или «какова?») | Чтобы научить ребёнка работать с различными видами формулировок вопроса, нужно специально ставить перед детьми вопрос в нескольких формулировках. Для этого в обсуждении задачи необходимо употреблять не только слова из текста задачи, но и переформулировать вопрос. Например: «О чём говорится в задаче? Что нужно узнать? СКОЛЬКО всего получилось карандашей». Далее пояснять при решении задачи «то есть мы узнаем, ЧЕМУ РАВНО общее количество карандашей. Итак, КАКОВО общее количество карандашей? » | |
Не могут найти в задаче числовые данные, особенно если они записаны не цифрами, а словами (столько же, одинаковое количество, оба, второй и т.д..) | Употреблять при обсуждении термины: «столько же», «одинаковое количество», «оба», «второй» и т.д. Объяснять, если встретилось в тексте такое слово, что оно означает количество. А при работе с одинаковыми числами в обсуждении употреблять эти термины, чтобы приучить ребёнка пользоваться ими. | |
Не умеют записать ответ к данному вопросу | Во-первых, познакомить детей со структурой задачи, вывесить её наглядно и при решении задач всегда обращаться к ней. Структура задачи: текст, условие, краткая запись, решение, ответ (в наглядном материале осветить пример и пояснить, как называется каждая часть). При решении задач обращаться к ней («значит, что ты сейчас должен записать после краткой записи?... а после решения, что нужно записать? ») Во-вторых, научить детей после решения вновь возвращаться к вопросу задачи и вспоминать, что именно искали, чтобы записать ответ не только цифрой, но и словом («Узнавали, сколько яблок у двоих детей. Ответ: 12 яблок») | |
Не умеют правильно, выбрать ход решения, начинают бесцельно оперировать числами («плюсуем» , «делим» и т.д.) | Провести обсуждение задачи по предлагаемому алгоритму решения задачи | |
Не понимают конкретной ситуации задачи | В силу особенностей восприятия, сложностей абстрагирования и преобладания практического интеллекта, ребёнку проще представить ситуацию задачи сначала на предметном материале, а затем - в символическом (рисунок, символ, цифра). Поэтому в некоторых случаях можно вновь «спуститься» до предметного уровня наглядности. | |
Затрудняются в составлении задачи | Чтобы научиться составлять задачи, ребёнок должен сразу освоить все их виды: прямые и обратные. Для этого после решения прямой задачи предложить детям составить другую, «а вот если бы нам было известно это и это, тогда что именно мы бы могли узнать?». Работать нужно и с условием (переформулирование текста), и с решением (расшифровка примера). Сначала обсуждать это в группе, а затем - предлагать для самостоятельной работы. | |
При выполнении арифметических действий с числами | ||
Учащиеся не видят строки, пишут по две цифры в клетке, что затрудняет письменные вычисления, нарушается поразрядностъ записи примеров | Чтобы навык закрепился верно, его нужно сразу формировать с проговариванием и тут же, исправляя ошибки. Поэтому нужно приучить ребёнка сразу записывать число правильно - каждая цифра в отдельной клетке. | |
Путаются в названии арифметических действий, их компонентов. Путают знаки с названиями арифметических действий (например, «из 9 минус 4») | Для закрепления понятий «плюс, минус, уменьшаемое, вычитаемое, разность, слагаемое, сумма» предложить на физминутке проиграть эти роли, чтобы дети в собственном наглядном передвижении увидели смысл арифметического действия | |
Слабо знают состав числа в пределах 10 (например, 10 - это 4 и 5, это 6 и 3 , и т.д.). Не могут дополнять число до 10 | Поиграть на перемене или на физминутке в «десятку». а) Раздать детям цифры от 1 до 9 и предложить детям составить пары так, чтобы получилось в сумме 10. б) Один ребёнок - ведущий, он отворачивается, за его спиной дети образуют пару из чисел (в сумме 10). При этом одно число показывается ведущему, другое - нет. Ведущий должен отгадать, какое число спряталось. Это способствует также закреплению таблицы сложения и вычитания в пределах 10. | |
Не знают в разброс таблицу умножения, затрудняются в составлении соответствующих случаев деления (зная, что 7x3=21, не могут сказать, что 21:7=3) | Предложить «мешочек секретов» на перемене или на физминутке. В мешочек кладутся карточки с таблицей умножения/деления. Либо с одной стороны карточки пишется пример, а с другой - ответ. Дети по очереди вытаскивают карточки наугад и стараются решить пример. Правильность результата решения проверяется на обороте. | |
Слабо знают таблицу сложения и вычитания в пределах 20 | Можно провести игру, аналогичную «десяточке» (см. игру в пункте 3). | |
Путают знаки «больше» и «меньше» (< и >) | Рекомендовано ввести для ребёнка ориентир «остриё», «уголок» для обозначения меньшей стороны знаков. |
Алгоритм составления задач
О чём будет наша задача? (выбор темы).
Что будем делать с выбранным предметом? (выбор действия).
Объедини данные и проговори условие задачи.
Проверь все ли числовые данные задействованы в условии.
Сформулируй вопрос задачи.
Проговори и запиши текст задачи.
Алгоритм составления краткой записи задачи
Запиши, о каких предметах или действиях с предметами говорится в задаче (можно работать с фрагментами задачи).
Через «-» запиши числовые данные, которые к ним относятся. Пользуйся сокращением наименований. Проверь, все ли числовые данные использованы.
Запиши кратко главный вопрос задачи, используя условные обозначения:
сколько - ?
вместе, всего -
Повтори задачу по краткой записи.
Алгоритм решения задачи
1. Прочитай задачу.
2. О чем эта задача?
3. Что известно в задаче?
4. Какой главный вопрос задачи?
5. Запиши задачу кратко.
6. Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
7. Каким действием?
8. Выполни решение.
9. Запиши ответ.
Алгоритм построения окружности
- Определи центр окружности (т.0) на пересечении линий клеток.
- Раздвинь ножки циркуля на расстояние заданного радиуса (с помощью линейки).
- Поставь острие ножки циркуля в центр окружности, зафиксируй его.
- Держи циркуль за верхнюю часть, не касаясь его ножек. Поверни вращательным движением кисть руки так, чтобы концы кривой линии соединились.
- Окружность построена
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)
В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек"....
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)
Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)...
Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики в начальной школе (из опыта работы).
Оценка - неотделимый компонент образовательной деятельности. В статье представлена система работы по организации мониторинга на уроках математики в начальной школе по развивающей системе Д.Ф.Эльконина...
«Формирование системы оценивания на уроках математики в начальной школе» (из опыта работы)
Методические рекомендации (изопыта работы) по формированию системы оценивания на уроках математики в начальнойшколе...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальных классах с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью (из опыта работы).
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальных классах с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью (из опыта работы)....