Оздоровительные двигательные минутки на уроках общеобразовательного цикла с использованием различных предметов
статья по теме
Материал статьи учитель может использовать для организации и проведения нестандартных физминуток на уроках и внеурочной деятельности, используя различные подручные предметы:ластик, карандаш, стаканчик из-под йогурта. Пусть физминутки не будут скучными!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii._igrovye_dvigatelnye_uprazhneniya_s_predmetami.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова Наталия Юрьевна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 50»
Оздоровительные двигательные минутки на уроках общеобразовательного цикла с использованием различных предметов.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка»
К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.
Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.
По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь нужно ещё добавить к этому и школьные уроки… Также в квартирах появляется чудо современной техники – компьютер, за которым ребенок проводит ещё дополнительно в день 2-3 часа, упиваясь компьютерными играми. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение. Сегодняшний теледень среднестатистического ребёнка – это 2-3 часа неподвижности у телеэкрана.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребёнок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но и у него появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.
Как может помочь школа и учитель в кардинальном решении данной проблемы?
Для того, чтобы помочь ребёнку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки – это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.
Главная цель игровой двигательной переменки – дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.
Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книгу, карандаш, газету, комочки ваты и т.д.
Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им название. Это способствует интересу учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни.
Игровые двигательные упражнения с ластиком.
Эти двигательные упражнения можно проводить как на уроке во время разминки, так и после уроков, используя их в различных видах внеклассной работы.
Цель упражнений:
Стимулирование двигательной активности учащихся во время учебных действий. Развитие интереса к собственной двигательной активности.
Психологическое назначение упражнений:
Осознание необходимости двигательной активности в жизни человека. Развитие памяти, внимания и внимательности, умения преодолевать трудности.
Препятствие.
У учащихся на парте лежит ластик. Они должны удержать его в равновесии на различных частях тела:
-на запястьях;
-на голове;
-на кончиках пальцев рук;
-на локтях.
Ловкачи
Участники упражнения используют ластик для того, чтобы перебрасывать его друг другу:
-сидя;
-стоя;
-при ходьбе;
-держа руки над головой;
-передавать ластик, заложив руки за спину.
Игровые двигательные упражнения со стаканчиком из-под йогурта.
Очень интересно и необычно можно построить игровые двигательные упражнения. Используя стаканчики из-под йогурта. Они очень легкие. Никакого физического вреда ребенку они причинить не могут. Игровые двигательные упражнения со стаканчиками можно использовать как на уроках. В том числе и физической культуры, как игровую паузу, так и в ходе различных конкурсов и тренингов.
Эти упражнения развивают наблюдательность, внимательность, ловкость, отточенность движений.
Цель двигательных упражнений:
Развитие интереса учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
Психологическое назначение упражнений:
Формирование у учащихся понимания необходимости занятий спортом, развитие памяти, внимания, способности к имитации, ловкости.
Магия
Сидя или стоя за партой, участники игры должны удержать стаканчик:
-на ладони;
-на запястье обеих рук;
-на двух пальцах;
-на локте;
-на затылке;
-на голове (лбу, ушах).
Тренировка мышц
Участники игры держат стаканчик на голове. Они должны:
-вставать со стула и садиться на стул;
-сидя на стуле и держа стаканчик на голове, поворачиваться налево, направо;
- поставить руки перед грудью и делать рывки руками, держа стаканчик на голове;
-активно сделать различные гримасы лица.
Ловкость
Участники игры должны подбросить стаканчик и, прежде, чем его поймать, несколько раз хлопнуть в ладоши; перебрасывать из одной руки в другую.
Взбивалка
Для выполнения упражнения участникам понадобится ластик. Они кладут ластик в стаканчик и:
-крутят в стаканчике так, чтобы он подпрыгивал, но не вываливался.
Футболисты
Участники игры играют друг с другом за партой. Каждый на своей части стола делает импровизированные ворота.
Участники пытаются забить гол ластиком друг другу, при этом ластик забивается в ворота стаканчиком.
Игровые двигательные упражнения с карандашом.
Игровые двигательные упражнения с карандашом полезно использовать как во время учебных занятий, так и во время разминок. Кто-то может посчитать, что использование карандаша в качестве предмета для игровой разминки весьма опасно. Но это совершенно неверно. Ребята должны учиться видеть возможность использования любого предмета для физических разминок. При этом, используя предметы подобного рода, они учатся быть осторожными, видеть реальную опасность и избегать её.
Цель упражнений:
Развитие интереса к выполнению упражнений, формирование двигательной культуры участников игр.
Психологическое назначение упражнений:
Развитие любознательности, внимания, ловкости, умения общаться и выполнять совместные действия в группе, в паре.
Воображение.
Участники игры держат карандаш на весу на ладони, на одном пальце, на двух пальцах.
Сидя за столом, они учатся удерживать карандаш на голове;
Пробуют удерживать карандаш между двумя разными пальцами и писать в воздухе цифры, буквы и слова по предложению учителя.
Игры на сноровку.
Участники игры должны:
-удерживать карандаш большим и указательным пальцами (левой и правой рукой), передавать его дальше между указательным и средним, средним и безымянным, безымянным пальцами и мизинцем;
-крутить карандаш двумя указательными,
-средним и безымянным пальцами.
Хватательный рефлекс.
Участники игры должны:
-ставить карандаш вертикально на стол, отпускать его и ловить другой рукой, при этом рука лежит неподвижно до тех пор, пока на неё не упадет карандаш;
-перебрасывать карандаш из правой руки в левую, при этом постепенно увеличивать расстояние между руками.
Помимо развития физической активности детей, данные игровые двигательные упражнения должны способствовать сохранению психического здоровья детей.
Ни для кого не секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У ребенка пропадает желание учиться. Он становится агрессивным. Так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей, педагогов, его самого. Окружающий мир, которому он радовался, перестает быть для него радостным и занимательным, маленький человечек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами.
Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
Список литературы:
- Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде.-М.: ВАКО,2008.-368с.(Педагогика. Психология. Управление.).
- Подвижные игры: 1-4 классы./ Авт.-сост. А.Ю.Патрикеев.-М.:ВАКО,2007.-176с.- (Мозаика детского отдыха).
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.1-5 классы.- М.: Вако,2004. -152 с. – (Мастерская учителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровительные минутки на уроках в начальной школе.
Здоровье детей- главная и основная тема для всего человечества. Этот материал будет полезен для учителей во время проведения уроков, для воспитателей ГПД , а также для родителей....
Оздоровительные двигательные минутки на уроке как часть системы здоровьесбережения младших школьников
Оздоровительные двигательные минутки на урокекак часть системы здоровьесбережения младших школьников...
Оздоровительные двигательные минутки на уроках
Физминутки в стихах...
Конспект урока "Художественное конструирование с использованием различных видов соединений.", 3 кл, УМК "Школа России"
1. Тема урока : Художественное конструирование с использованием различных видов соединений.2....
Комплексное использование различных видов аэробики на развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста.
В данной презентации " Комплексное использование различных видов аэробики на развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста" , актуальность темы обусловлена тем, что мл...
Фрагмент урока (предметный, метапредметный) с использованием различных доступных образовательных ресурсов
Фрагмент урока по русскому языку по теме: "Что такое однозначные и многозначные слова?" (предметный, метапредметный) с использованием различных доступных образовательных ресурсов:...
Методика коррекционно-оздоровительных двигательных действий «Алфавит телодвижений» (на основе двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита)
laquo;Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечно...