Оздоровительные двигательные минутки на уроке как часть системы здоровьесбережения младших школьников
материал на тему
Оздоровительные двигательные минутки на уроке
как часть системы здоровьесбережения младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Оздоровительные двигательные минутки на уроке
как часть системы здоровьесбережения младших школьников
Урок – основная форма учебного труда учащихся. За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10.000 уроков. Естественно, что и психическое, и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки были сконструированы.
Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные «минутки» (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник, предупредить нарушение осанки и зрения.
Многие педагоги, особенно на среднем и старшем этапе обучения, считают, что физкультурные минутки на уроке занимают массу времени, расхолаживают учащихся, не способствуют оптимизации учебного процесса.
Однако, при этом они констатируют, что использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Учащимся одной из школ был задан вопрос: «Физкультминутки на уроках мешают или помогают?» Ответы были такие:
- помогают преодолевать сонливость и однообразность урока – 35%;
- повышают работоспособность – 30%;
- создают хорошее настроение – 20%;
- способствуют общению – 6%;
- мешают уроку – 5%;
- ограничивают время урока – 4%.
На вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения учителями оздоровительных минуток?» учащиеся ответили следующим образом:
- перестали ждать перемену – 25%;
- уроки проходят быстрее – 20%;
- уроки стали интереснее – 27%;
- повысилась активность на уроке – 10%;
- изменились взаимоотношения с учителями – 6%;
- улучшились учебные результаты – 14%.
В процессе учебной деятельности учащимся, на протяжении одного или нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов.
Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки – это часть системы использования здоровья сберегающих технологий в школе.
Главным в проведении оздоровительных минуток является заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья.
2
На каждом уроке, за исключением контрольных работ и практических занятий, следует проводить по две физкультминутки примерно на 10-й и 20-й минутах урока. При выполнении всех физических упражнений необходимо соблюдать режим проветривания. Если теплое время года, упражнения выполняются при открытых окнах. В зимнее время помещение проветривается до и после физкультминутки. Темп проведения медленный и средний. Все упражнения должны быть простыми, учитывающими характер предшествующей работы. Так письменная работа требует упражнений для мышц кисти, при длительном сидении – упражнения для мышц спины в сочетании с дыхательными. Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида урока и его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно и результативность.
Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя за партой, стоя в кругу или в шеренгах. Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток:
- танцевально-ритмические;
- физкультурно-спортивные;
- двигательно-речевые;
- познавательные;
- двигательные действия и задачи.
Танцевально-ритмические физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию. Данная форма проведения повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.
Мы отлично потрудились
Мы отлично потрудились
И немного утомились
Приготовьтесь, все ребятки!
(Хлопки в ладоши.)
Танцевальная зарядка!
(Прыжки на месте.)
Мы похлопаем в ладоши
(Хлопки в ладоши.)
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
(Топаем ногами.)
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
Физкультурно-спортивные минутки представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счёт, где каждое упражнение рассчитано для определённой группы мышц. В такие физминутки включают обычно не менее трёх упражнений. Первое – «потягивания» - воздействует на позвоночник и грудную
3
клетку (выпрямляющее), второе – для ног и третье – для туловища. Упражнения для рук следует сочетать с другими упражнениями.
Двигательно-речевые физкультурные минутки предполагают речевое сопровождение выполнения упражнений. Такие упражнения способствуют развитию интереса учащихся к изучению того или иного предмета.
Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)
Сколько раз Мы словно деревья
Сколько раз ударю в бубен, Мы словно деревья в чаще лесной,
Столько раз дрова нарубим. Ветвями качаем под ветром зимой.
Приседаем столько раз, Весною мы выше и выше растём,
Сколько мячиков у нас. И тянемся к солнышку ночью и днём.
Сколько покажу кружочков, А осенью листья стряхнём постепенно.
Столько сделаем прыжочков. И кружит, и кружит их ветер осенний.
Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов.
Кто стучит за окном?
Кто стучит за окном?
Дождь идёт по траве.
(Постучать пальцами по парте.)
Кто шуршит за окном?
Ветер в мокрой траве.
(Махи руками вправо-влево.)
Кто журчит за окном?
Ручейки, ручейки.
(Перебирать пальцами по парте.)
Кто кричит за окном?
Стаи птиц у реки.
(Руки согнуты в локтях, махи кистями.)
Кто молчит за окном?
(Поднять плечи и опустить.)
Так никто не молчит:
(Постучать пальцами по парте.)
Там и дождик стучит,
Там и птица кричит.
(Руки согнуты в локтях, махи кистями.)
Только я и молчу,
4
Всех послушать хочу.
(Руки поднять вверх, опустить вниз.)
Двигательные действия и задачи. Загадывают загадку, а отгадку дети имитируют в движении.
Сосчитай-ка
Учитель читает задачу в стихах, а дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты и тд.)
Словарные слова
После окончания физкультминутки учащиеся записывают словарные слова, которые запомнили из текста стихотворения. Жил один садовод, он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
(Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принёс чемодан
Полный разных семян.
(Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена
(Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
(Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
(Дети садятся.)
Сколько звуков в слове
Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.
Подпрыгните столько раз, сколько нужно букв для записи этого слова.
Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове ёж.
Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.
Замечательный мир, окружающий нас, наполнен цветом, что невольно влияет на наше эмоциональное состояние. При помощи разноцветных физкультминуток можно повлиять на улучшение самочувствия наших учащихся на уроках. Перед началом разноцветных физкультминуток эффективно использовать сюрпризный момент – появление «гостя», т.е. куклы, игрушки, воздушного шара, или другого предмета соответствующего цвета. Можно использовать лист цветной бумаги или картона на доске.
Красные физкультминутки
Нередко красные цвета используются для лечения детской анемии или апатии. Красный цвет даёт энергию, активизирует и возбуждает, оказывает тонизирующее действие на нервную систему. Может помочь в преодолении депрессии, страха, меланхолии; повышает работоспособность, улучшает настроение. Но избыток красного цвета может спровоцировать головную боль, перевозбуждение нервной системы, усталость глаз.
Наши красные цветки
Наши красные цветки
Распускают лепестки.
(Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Качание руками влево-вправо.)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
(Присели, закрыли голову руками.)
Головой качают,тихо засыпают.
(Движение головой влево-вправо.)
5
Оранжевые физкультминутки
Оранжевый и мягкий персиковый цвет оказывают благоприятное воздействие на замкнутых и недоверчивых детей, помогают им раскрыться. Способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию и чувству единения. Оранжевый цвет помогает победить депрессию, тревогу, улучшает пищеварение, регулирует деятельность щитовидной железы.
Оранжевая песенка
Вот уже подряд два дня
(Сидя за столом, разминаем кисти рук.)
Я сижу рисую.
(Встряхиваем руками.)
Красок много у меня – выбирай любую.
(Хлопки в ладоши.)
Я раскрашу целый свет
(Руки в стороны.)
В самый свой любимый цвет:
(Повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
Оранжевое небо,
(Встали, руки вверх.)
Оранжевое море,
(Присели, руки вниз.)
Оранжевая зелень,
(Встали, руки в стороны.)
Оранжевый верблюд.
(Руки на поясе.)
Оранжевые мамы,
(Прыжки на левой ноге.)
Оранжевым ребятам
(Прыжки на правой ноге.)
Оранжевые песни
(Прыжки на двух ногах.)
Оранжево поют.
(Хлопки в ладоши.)
Желтые физкультминутки
Созерцание жёлтого цвета обеспечивает организму равновесие, самоконтроль, создаёт гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку, помогает при нервном истощении. Он стимулирует зрение и нервную деятельность, улучшает настроение, внимание, память. Лечит некоторые кожные заболевания, помогает при нарушениях работы печени, возбуждает аппетит, лечит бессонницу. Желтая песенка
Желтое солнце на землю глядит,
(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх.)
Желтый подсолнух за солнцем следит.
(Качание руками влево-вправо.)
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
(Встряхивание руками вниз.)
Желтая бабочка, желтая букашка,
Желтые лютики, желтая ромашка.
(Махи руками в стороны – вверх-вниз.)
Жёлтое солнышко, желтенький песочек,
(Приседания.)
Желтый цвет радости, радуйся дружочек.
(Прыжки на месте.)
6
Зеленые физкультминутки
Зеленый цвет – цвет самой природы, вечного обновления и бессмертия. Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, рассеивает отрицательные эмоции. Врачи считают, что зеленый цвет нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, снижает сильное сердцебиение, лечит аритмию, стабилизирует артериальное давление, эффективно действует при головных болях и утомлении глаз.
Зелёный луг
Расцветает луг зелёный,
(Руки в стороны – потянулись.)
Раскудрявились леса.
(Руки вверх.)
Держат радугу в ладонях
Голубые небеса.
(Руки перед собой, ладони кверху.)
Теплым солнышком согреты
Загорелые ветра.
(Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе.)
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
(Прыжки на месте.)
Нашей радости пора.
(Хлопки в ладоши.)
Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволяют их сделать интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книгу, карандаш и т.д.
Тяжелый груз
Держа книгу на вытянутой руке: -перекладывать её из правой руки в левую, переворачивая при этом книгу; приседать, держа книгу попеременно в правой и левой руке.
Борьба с трудностями
Дети встают из-за парт и выполняют следующие упражнения с книгой: стоят с книгой на голове; приседают; двигаются налево и направо; вперед – назад.
Упражнения, которые используются для двигательных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им название. Это вызывает интерес учащихся к их выполнению, формирует у них наблюдательность к окружающей жизни.
Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
Физкультурная минутка - как эффективная форма сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе
Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но содействовать...
Оздоровительные двигательные минутки на уроках общеобразовательного цикла с использованием различных предметов
Материал статьи учитель может использовать для организации и проведения нестандартных физминуток на уроках и внеурочной деятельности, используя различные подручные предметы:ластик, карандаш, стаканчик...
Программа по здоровьесбережению младших школьников "Первоклассник,будь здоров!"
Занятия по данной программе помогут организовать малышей во внеурочное время....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за пе...
Оздоровительные двигательные минутки на уроках
Физминутки в стихах...