Программа кружка "Весёлый карандаш"
рабочая программа по теме

Кузьмина Екатерина Александровна

Данная программа разработана для работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида в рамках дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kruzhku_izo.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Сегодняшнее время для наших детей является временем открытия новых возможностей. Сегодняшний школьник так не похож на школьника даже десятилетней давности. Он в семь лет уже владеет компьютером и с удовольствием учит этому своих бабушек, дедушек, а иногда и родителей. Пожалуй, как никогда сегодняшний ребенок способен осознавать свою индивидуальность, неповторимость, но часто это гипертрофированное «Я» не выдерживает конкуренции, столкнувшись с его взрослеющим миром. Все больше и больше мы наблюдает детей-одиночек. Детей, которые каждый день, приходя в школу, в свой класс, выйдя из ее стен, не могут ответить на вопрос «Тебе  заниматься искусством?».

      Настоящая программа разработана для обеспечения развития творческих способностей учащихся младшего и среднего школьного возраста, для сплочения детского коллектива, для обретения новых друзей в стенах школы.

     Актуальность программы заключается в  приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного. Особенную важность эта работа приобретает в школах VIII вида. Она является неотъемлемой частью коррекционно-развивающего обучения, решает множество коррекционных задач.

     Цель:  создать условия для  формирования творческой личности ребенка, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга.   

     Задачами кружка являются:  

1. Образовательные:  

-  формирование интереса к художественно-эстетической деятельности;

- обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления;

2. Развивающие:

- развитие стремления к углублению знаний;

-  развитие образного мышления и творческой активности учащихся;

3. Воспитательные:

-  развитие аккуратности, опрятности.

- формирование чувства коллективизма;

- создание комфортной обстановки на занятиях.

Организационные условия реализации программы:

  • особенности группы детей - разновозрастная (4-5 класс);
  • общее количество часов- 35;
  • периодичность и продолжительность занятий - 1 раз в неделю по 1 часу;
  • наполняемость группы - 12 человек;
  • различные формы организации работы: групповая, индивидуальная;
  • санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности;
  • ресурсное обеспечение:

- акварельные краски, гуашевые краски;

- восковые и масляные мелки, свеча;

- ватные палочки;

- поролоновые печатки;

- палочки для процарапывания;

-  матерчатые  салфетки;

- стаканы для воды;

- кисти.

 

Методические условия реализации программы.

Типы занятий:

  • комбинированный;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • усвоение новых знаний;
  • применение полученных знаний и умений на практике;
  • закрепления, повторения;
  • итоговое.

Форма организации учебного занятия:

  • кружковое занятие;
  • экскурсия;
  • выставка;
  • творческая мастерская;
  • занятие – игра.

Методы:

      Для качественного развития творческой деятельности обучающихся, воспитанников программой предусмотрено: 
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем; 
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися; 
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент; 
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия; 
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности; 
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. 
     Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. 
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. 
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. 

     Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

Прогноз результативности.

     Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок. Обучающийся, воспитанник будет знать:  
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; 
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета; 
- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, азы рисунка, живописи и композиции.
Ребёнок будет уметь: 
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе; 
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; 
- понимать, что такое главное, второстепенное, композиционный центр; 
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; 
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы; 
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи: 
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал; 


Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Вводное занятие

1.1. Рабочее место.
1.2. Разновидности декоративно-оформительских работ.
1.3. Материалы, инструменты, приспособления.
1.4. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

1

2

Сюжетно-тематическая композиция «Мой любимый город Нижний Новгород».

1

3

Сюжетно - тематическая композиция «Животные красной книги»

1

4

Оформительская деятельность

2.1. Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику «День учителя».

1

5

Сюжетно - тематическая композиция «С чего начинается  Родина?»

- «Мой город»;

-«Семейные истории».

1

1

6

История создания русской матрешки, её роспись

«Наряд для матрёшки».

1

7

Иллюстрации к сказкам

1

8

Сюжетно - тематическая композиция «Мир глазами детей»

1

9

 Хохломская роспись.

Золотые узоры хохломы.  Роспись в быту.

Элементы хохломской росписи. Узоры из элементов хохломского травяного узора 

1

10

Гратография

Техника выполнения гратографии. Граттаж.

1

11

Рисунок «Зимний узор на окне»

1

12

Рисунок « Новогодний серпантин»

1

13

Творческая работа «А я могу так!»

1

14

Гжель. Гжельские узоры.

1

15

Дымка. Дымковская игрушка.

1

16

Сюжетно – тематическая композиция «В мире бабочек».

1

17

Орнамент. Краткие исторические сведения.
Виды орнамента. Построение орнамента

1

18

Натюрморт из трёх предметов

1

19

Рисунки «Это каждый должен знать, обязательно на  пять!» (по правилам дорожного движения.

1

20

Пейзаж «На лесной поляне»

1

21

Натюрморт «Полевые цветы»

1

22

Рисунок « В мире грибов»

1

23

Композиция «Дом снаружи»

1

24

Сюжетно-тематическая композиция « Эти забавные животные».

1

25

Оформление книги. Обложка.

1

26

Пейзаж «Подводный мир»

1

27

Пейзаж «Какого цвета весна и лето?»

1

28

Тематическое рисование «День Победы»

1

29

Натюрморт «Ваза с цветами»

1

30

Рисунок «Моя любимая игрушка»

1

31

Сюжетно-тематическая композиция «В мире птиц»

1

32

Сюжетно - тематическая композиция «Радуга мира»

1

33

Портрет моего друга, подруги, товарища

1

34

Рисование на тему «Скоро лето»

1

35

Итоговое занятие «Волшебные краски»

1

Содержание и методические приёмы

Краткая аннотация на тему

1

Художник, возникновение профессии (историческое начало). Чем и как работали художники в старину, современные художники, особенности их творчества, художники разных стран и народов.

Графические изобразительные средства: тушь, фломастеры и маркеры, цветные карандаши, восковые карандаши, плакатные перья, цветные мелки. Особенности творчества художников разных национальностей.

2

Архитектурный пейзаж – жанровая разновидность пейзажа.  Графическое изображение в естественной природной среде. Пространство в искусстве городского пейзажа. Линейная и воздушная перспектива как элементы художественного изображения в пейзаже. Передача состояния единства природы и архитектуры.

3

Люди и животные. Пропорции, приемы изображения. Алгоритмы изображения головы человека, фигуры, животных. Передача движения, выражения лица, человека.

Тематические работы: тема материнства у людей и животных.

4

История и виды открыток. Проект открытки определенного образца.

5

Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике.

6

Беседа об истории возникновения матрёшки. Виды матрёшки. Элементы росписи матрёшки. Рисование русской матрёшки.

7

Сказочный жанр. Привидения и чудовища в сказках, мифах, легендах, история их возникновения. Игра-викторина «Путешествие по сказкам». Силуэт. Создание злых и добрых образов.

8

Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике.

9

Особенности истории и росписи промысла Хохломы. Составление натюрморта на данную тему.

10

Техника граттаж, граттаж с предварительным тонированием, работа пером и тушью, работа фломастером и маркерами. Выполнение творческих работ.

11

Изучение способов наложения красок  по сырому или просохшему листу. Рисование на тему «Зимние узоры на окне»

12

Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике.

13

Работы кружковцев на свободную тему в определенной цветовой гамме.

Занимательная развивающая викторина.

14

Художественная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи по дереву разных направлений. Гжель и ее последующая роспись в народном стиле.

15

История гончарства и игрушек. История развития дымковской игрушки. Основная тематика сюжетов игрушек. Роспись дымковской игрушки.

16

Пропорционально-конструктивное изображение по представлению насекомых. Работа в цвете (цв. карандаш).

17

Сравнение по форме разных листьев - круглых, длинных, треугольных. Цветовая гамма. Знакомство с  цветовым кругом, контрастные и приближенные цвета.

Изображение растительного орнамента.

18

Составление композиции. Цветовое решение натюрморта в теплой цветовой  гамме.

19

Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике.

20

Построение пространства в перспективном сокращении. Рисунок дерева. Передача тональных отношений.

Составление пространственной композиции. Работа в живописной технике.

Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности  освещения.

21

Основные и дополнительные цвета. Этюд букета цветов с натуры

22

Свободная творческая композиция.

23

Проект декоративного оформления здания в технике «граттаж».

24

Пропорционально-конструктивное изображение животных по представлению, передача движения в рисунке.

25

Свободная творческая композиция.

Виртуальная экскурсия в мастерскую художника-иллюстратора.

Игра-викторина.

Чтение отрывков литературных произведений.

26

Творческая работа над  сюжетной композицией.  Выбор колористической гаммы композиции.

27

Чудесные превращения трех основных цветов Практические упражнения в рисовании красками и в смешении цветов.

Беседа об акварели, гуаши, масленых красках. Анализ  произведений  художников.

Изображение живого уголка природы (река, лесная поляна)

28

Свободная творческая композиция.

29

Объемно-конструктивное и колористическое выполнение композиции.

30

Свободная творческая композиция.

31

Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение.

32

Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике.

33

Выполнение композиции по выбору (рисунок, живопись, графика)

34

Творческая работа над  сюжетной композицией.  Выбор колористической гаммы композиции.

35

Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике.

Литература.

  1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2001
  2. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
  3. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001
  4. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000
  5. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
  6. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001
  7. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год
  8. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
  9. А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  10.  «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003
  11.  В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс

Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...

Познавательно – игровая программа « В гостях у мастера Карандаша»

Познавательно – игровая программа« В гостях у мастера  Карандаша».Увлекательная познавательно-игровая программа для учащихся начальной школы с конкурсами, мультфильмом, подарками. Дети узна...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".

Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность  увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...

Конспект внеурочного занятия по программе «Волшебный карандаш»

Тема:Рисуем героев сказки «Чиполлино». Цель урока: -Познакомить детей с героями сказки - Научить детей рисовать фигуру героя, закрепить умения рисовать карандашом. - Развивать вним...

Рабочая программа "Волшебный карандаш", 1,2,4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" на 2015-2016 уч.год...