Программа кружка "Весёлый карандаш"
рабочая программа по теме
Данная программа разработана для работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида в рамках дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kruzhku_izo.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Сегодняшнее время для наших детей является временем открытия новых возможностей. Сегодняшний школьник так не похож на школьника даже десятилетней давности. Он в семь лет уже владеет компьютером и с удовольствием учит этому своих бабушек, дедушек, а иногда и родителей. Пожалуй, как никогда сегодняшний ребенок способен осознавать свою индивидуальность, неповторимость, но часто это гипертрофированное «Я» не выдерживает конкуренции, столкнувшись с его взрослеющим миром. Все больше и больше мы наблюдает детей-одиночек. Детей, которые каждый день, приходя в школу, в свой класс, выйдя из ее стен, не могут ответить на вопрос «Тебе заниматься искусством?».
Настоящая программа разработана для обеспечения развития творческих способностей учащихся младшего и среднего школьного возраста, для сплочения детского коллектива, для обретения новых друзей в стенах школы.
Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного. Особенную важность эта работа приобретает в школах VIII вида. Она является неотъемлемой частью коррекционно-развивающего обучения, решает множество коррекционных задач.
Цель: создать условия для формирования творческой личности ребенка, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга.
Задачами кружка являются:
1. Образовательные:
- формирование интереса к художественно-эстетической деятельности;
- обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления;
2. Развивающие:
- развитие стремления к углублению знаний;
- развитие образного мышления и творческой активности учащихся;
3. Воспитательные:
- развитие аккуратности, опрятности.
- формирование чувства коллективизма;
- создание комфортной обстановки на занятиях.
Организационные условия реализации программы:
- особенности группы детей - разновозрастная (4-5 класс);
- общее количество часов- 35;
- периодичность и продолжительность занятий - 1 раз в неделю по 1 часу;
- наполняемость группы - 12 человек;
- различные формы организации работы: групповая, индивидуальная;
- санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности;
- ресурсное обеспечение:
- акварельные краски, гуашевые краски;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- палочки для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- кисти.
Методические условия реализации программы.
Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления с материалом;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний и умений на практике;
- закрепления, повторения;
- итоговое.
Форма организации учебного занятия:
- кружковое занятие;
- экскурсия;
- выставка;
- творческая мастерская;
- занятие – игра.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности обучающихся, воспитанников программой предусмотрено:
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Прогноз результативности.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок. Обучающийся, воспитанник будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, азы рисунка, живописи и композиции. Ребёнок будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
- понимать, что такое главное, второстепенное, композиционный центр;
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие 1.1. Рабочее место. | 1 | |
2 | Сюжетно-тематическая композиция «Мой любимый город Нижний Новгород». | 1 | |
3 | Сюжетно - тематическая композиция «Животные красной книги» | 1 | |
4 | Оформительская деятельность 2.1. Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику «День учителя». | 1 | |
5 | Сюжетно - тематическая композиция «С чего начинается Родина?» - «Мой город»; -«Семейные истории». | 1 1 | |
6 | История создания русской матрешки, её роспись «Наряд для матрёшки». | 1 | |
7 | Иллюстрации к сказкам | 1 | |
8 | Сюжетно - тематическая композиция «Мир глазами детей» | 1 | |
9 | Хохломская роспись. Золотые узоры хохломы. Роспись в быту. Элементы хохломской росписи. Узоры из элементов хохломского травяного узора | 1 | |
10 | Гратография Техника выполнения гратографии. Граттаж. | 1 | |
11 | Рисунок «Зимний узор на окне» | 1 | |
12 | Рисунок « Новогодний серпантин» | 1 | |
13 | Творческая работа «А я могу так!» | 1 | |
14 | Гжель. Гжельские узоры. | 1 | |
15 | Дымка. Дымковская игрушка. | 1 | |
16 | Сюжетно – тематическая композиция «В мире бабочек». | 1 | |
17 | Орнамент. Краткие исторические сведения. | 1 | |
18 | Натюрморт из трёх предметов | 1 | |
19 | Рисунки «Это каждый должен знать, обязательно на пять!» (по правилам дорожного движения. | 1 | |
20 | Пейзаж «На лесной поляне» | 1 | |
21 | Натюрморт «Полевые цветы» | 1 | |
22 | Рисунок « В мире грибов» | 1 | |
23 | Композиция «Дом снаружи» | 1 | |
24 | Сюжетно-тематическая композиция « Эти забавные животные». | 1 | |
25 | Оформление книги. Обложка. | 1 | |
26 | Пейзаж «Подводный мир» | 1 | |
27 | Пейзаж «Какого цвета весна и лето?» | 1 | |
28 | Тематическое рисование «День Победы» | 1 | |
29 | Натюрморт «Ваза с цветами» | 1 | |
30 | Рисунок «Моя любимая игрушка» | 1 | |
31 | Сюжетно-тематическая композиция «В мире птиц» | 1 | |
32 | Сюжетно - тематическая композиция «Радуга мира» | 1 | |
33 | Портрет моего друга, подруги, товарища | 1 | |
34 | Рисование на тему «Скоро лето» | 1 | |
35 | Итоговое занятие «Волшебные краски» | 1 |
Содержание и методические приёмы
№ | Краткая аннотация на тему |
1 | Художник, возникновение профессии (историческое начало). Чем и как работали художники в старину, современные художники, особенности их творчества, художники разных стран и народов. Графические изобразительные средства: тушь, фломастеры и маркеры, цветные карандаши, восковые карандаши, плакатные перья, цветные мелки. Особенности творчества художников разных национальностей. |
2 | Архитектурный пейзаж – жанровая разновидность пейзажа. Графическое изображение в естественной природной среде. Пространство в искусстве городского пейзажа. Линейная и воздушная перспектива как элементы художественного изображения в пейзаже. Передача состояния единства природы и архитектуры. |
3 | Люди и животные. Пропорции, приемы изображения. Алгоритмы изображения головы человека, фигуры, животных. Передача движения, выражения лица, человека. Тематические работы: тема материнства у людей и животных. |
4 | История и виды открыток. Проект открытки определенного образца. |
5 | Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике. |
6 | Беседа об истории возникновения матрёшки. Виды матрёшки. Элементы росписи матрёшки. Рисование русской матрёшки. |
7 | Сказочный жанр. Привидения и чудовища в сказках, мифах, легендах, история их возникновения. Игра-викторина «Путешествие по сказкам». Силуэт. Создание злых и добрых образов. |
8 | Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике. |
9 | Особенности истории и росписи промысла Хохломы. Составление натюрморта на данную тему. |
10 | Техника граттаж, граттаж с предварительным тонированием, работа пером и тушью, работа фломастером и маркерами. Выполнение творческих работ. |
11 | Изучение способов наложения красок по сырому или просохшему листу. Рисование на тему «Зимние узоры на окне» |
12 | Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике. |
13 | Работы кружковцев на свободную тему в определенной цветовой гамме. Занимательная развивающая викторина. |
14 | Художественная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи по дереву разных направлений. Гжель и ее последующая роспись в народном стиле. |
15 | История гончарства и игрушек. История развития дымковской игрушки. Основная тематика сюжетов игрушек. Роспись дымковской игрушки. |
16 | Пропорционально-конструктивное изображение по представлению насекомых. Работа в цвете (цв. карандаш). |
17 | Сравнение по форме разных листьев - круглых, длинных, треугольных. Цветовая гамма. Знакомство с цветовым кругом, контрастные и приближенные цвета. Изображение растительного орнамента. |
18 | Составление композиции. Цветовое решение натюрморта в теплой цветовой гамме. |
19 | Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике. |
20 | Построение пространства в перспективном сокращении. Рисунок дерева. Передача тональных отношений. Составление пространственной композиции. Работа в живописной технике. Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности освещения. |
21 | Основные и дополнительные цвета. Этюд букета цветов с натуры |
22 | Свободная творческая композиция. |
23 | Проект декоративного оформления здания в технике «граттаж». |
24 | Пропорционально-конструктивное изображение животных по представлению, передача движения в рисунке. |
25 | Свободная творческая композиция. Виртуальная экскурсия в мастерскую художника-иллюстратора. Игра-викторина. Чтение отрывков литературных произведений. |
26 | Творческая работа над сюжетной композицией. Выбор колористической гаммы композиции. |
27 | Чудесные превращения трех основных цветов Практические упражнения в рисовании красками и в смешении цветов. Беседа об акварели, гуаши, масленых красках. Анализ произведений художников. Изображение живого уголка природы (река, лесная поляна) |
28 | Свободная творческая композиция. |
29 | Объемно-конструктивное и колористическое выполнение композиции. |
30 | Свободная творческая композиция. |
31 | Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение. |
32 | Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике. |
33 | Выполнение композиции по выбору (рисунок, живопись, графика) |
34 | Творческая работа над сюжетной композицией. Выбор колористической гаммы композиции. |
35 | Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике. |
Литература.
- Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2001
- Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
- А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001
- Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000
- Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
- В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001
- С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год
- Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
- А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
- «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003
- В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс
Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...
Познавательно – игровая программа « В гостях у мастера Карандаша»
Познавательно – игровая программа« В гостях у мастера Карандаша».Увлекательная познавательно-игровая программа для учащихся начальной школы с конкурсами, мультфильмом, подарками. Дети узна...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".
Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...
Программа по внеурочной деятельности « Волшебный карандаш»
программа для 1 класса...
Рабочая программа по курсу "Волшебный карандаш" (дополнительная образовательная программа "Игралочка")
В ней есть все разделы, которые должны быть в рабочей программе....
Конспект внеурочного занятия по программе «Волшебный карандаш»
Тема:Рисуем героев сказки «Чиполлино». Цель урока: -Познакомить детей с героями сказки - Научить детей рисовать фигуру героя, закрепить умения рисовать карандашом. - Развивать вним...
Рабочая программа "Волшебный карандаш", 1,2,4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" на 2015-2016 уч.год...