Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, которые интересны детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog._veselyy_hudozhnik..doc | 93.5 КБ |
kruzhok_volshebnyy_karandash.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | УУД | Формы контроля | Дата |
1. | Путешествие по радуге | 1 | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. | Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание о цветах радуги, описание радуги; Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений поэзии и красоты окружающего мира, связывают свои наблюдения за радугой с оценкой увиденного в художественных фото. | Рисунок (пейзаж) по памяти и представлению, выполненный акварелью или гуашью, изображающий радугу. | |
2. | Осенние листья (печатание листьями) | 1 | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | Познавательные: познакомиться с новой техникой печатания в изобразительном искусстве; Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать правильность выполнения рисунка; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой; Личностные: эмоционально- ценностно относятся к природе и искусству. | Рисунок (Листья в вазе), выполненный техникой печатания листьями. | |
3. | Осенняя сказка | 1 | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Умение работы в группах. | Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование проблемы («Почему осень называют волшебницей?») , осуществление поиска путей решения ( как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу) Регулятивные: управлять своими эмоциями и действиями; Коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнеров по деятельности; Личностные: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми. | Коллективная работа «Осенняя сказка» | |
4. | Портрет зайчика – огородника. | 1 | Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. | Познавательные: обсуждение сюжетов рисунков; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью; Личностные: обладать способностью к творческому развитию. | Рисунок. | |
5. | Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | 1 | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. | |||
6. | Волшебный лес (рисование + аппликация) | 1 | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов. | Коллективная работа «Волшебный лес» | ||
7-8. | Конкурс рисунков на тему «Мои любимые сказки» | 2 | Прослушивание отрывков из сказок. Рисование обложи любимой сказки, героев сказок. Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в произведениях литературы; осуществление анализа характера героя, его поступков и отражения этого в рисунке; Регулятивные: анализировать собственную деятельность; Коммуникативные: уметь кратко пересказать свою любимую сказку или назвать действующие лица; Личностные: эстетически и эмоционально воспринимать окружающий мир
| Рисунок | |
9. | Невиданный зверь | 1 | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в произведениях литературы; Регулятивные: анализировать собственную деятельность; Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; Личностные: обладают способностью к творческому развитию. | Рисунок | |
10. | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | 1 | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. | Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; Коммуникативные: вступать в коллективное творческое сотрудничество; Личностные: понимают значение красоты. | Рисунок | |
11. | Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) | 1 | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. | |||
12. | Осьминожки (рисование ладошками) | 1 | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. | |||
13. | Подводный мир | 1 | Коллективное панно «Подводный мир» | |||
14. | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | 1 | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | Познавательные: объяснение понятий «пейзаж»; анализ и сравнение произведений искусства, просмотр рисунков выдающихся художников, работающих в жанре – пейзаж; Регулятивные: принимать и выполнять поставленную задачу; Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности. | Рисунок (пейзаж) | |
15. | Изготовление новогодних карнавальных масок | 1 | Новогодние карнавальные маски, история их возникновения. | Познавательные: экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия; Регулятивные: принимать и выполнять поставленную задачу Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности. | Творческая работа | |
16. | Снегири на ветке | 1 | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. | Познавательные: эстетическое восприятие окружающего мира; создание творческой практической работы на основе собственного опыта; Регулятивные: принимать и выполнять поставленную задачу; | Рисунок | |
17. | Зимние забавы | 1 | Рисование по теме. | Познавательные: самостоятельное создание способов и условий со- здания творческого продукта своей деятельности; | Рисунок (пейзаж). Выставка рисунков. | |
18. | Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) | 1 | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. | Познавательные: изображение по воображению птиц; осуществление анализа образа сказочной птицы. Регулятивные: принимать и выполнять поставленную задачу; Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли; Личностные: стремятся к самоконтролю выполнения творческого задания по созданию сказочной композиции; выражают эмоционально- ценностное отношение к произведения художественного искусства и народного творчества. | Рисунок | |
19 . | Превращение ладошки | 1 | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. | Познавательные: самостоятельное создание способов и условий со- здания творческого продукта своей деятельности; Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; | Рисунок | |
20. | Подарок маме | 1 | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. | Познавательные: выбор творческой задачи (сюжетно-тематический рисунок); Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы; Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; вступать в коллективное сотрудничество; | Рисунок | |
21. | Рисование насекомых. Бабочки (рисование + аппликация) | 1 | Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. | Познавательные: вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; Регулятивные: оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность результата, соотнося его со схемой (алгоритмом) действия; Коммуникативные: уметь принимать на слух речь учителя; Личностные: имеют интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности. | Рисунок | |
22. | Рисование улитки | 1 | ||||
23. | Кузнечик | 1 | ||||
24. | Тарантул | |||||
25. | Космический коллаж (рисование + аппликация) | 1 | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. | Познавательные: вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; Регулятивные: анализировать свои мысли, действия, чувства; Коммуникативные: интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях | Выставка рисунков. | |
26. | Мой маленький друг. Кошка | 1 | Учить рисовать кошек. собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Познавательные: вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; Регулятивные: оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность результата, соотнося его со схемой (алгоритмом) действия; Коммуникативные: уметь принимать на слух речь учителя; Личностные: имеют интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности. | Рисунок | |
27. | Мой маленький друг. Собака | 1 | ||||
28. | Веселый лужок | 1 | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. | Познавательные: создание творческой работы по представлению; составление описания весенних цветов; Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение заданий; Личностные: обладают способностью к творческому развитию; умеют передавать свое отношение к изображению; эмоционально и эстетически воспринимают разнообразные по форме и цвету весенние садовые, полевые и лесные цветы. | Групповая работа. | |
29. | Весенние сады | 1 | Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. | |||
30. | Мы рисуем цветы. | 1 | Рисунок | |||
31. | Родина моя | 1 | Передача красоты родного края выразительными средствами. | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций; Личностные: признают свою гражданскую идентичность по отношению к своей Родине, её культуре, искусству; | Рисунок | |
32-33. | Вот и лето пришло. | 2 | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. | Познавательные: создание творческой работы по представлению; Регулятивные: понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; Коммуникативные: уметь строить взаимоотношения в коллективе на общечеловеческих принципах – гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве; Личностные: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми; природой; искусством. | Рисунок. Коллективная работа. Выставка работ. | |
Итого: | 33 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Волшебный карандаш»
1 класс
2012 год
- Пояснительная записка
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество . Искусство едино и не раздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты»
Великому французскому энциклопедисту и просветителю Дени Дидро принадлежит изречение : «Нация, которая научит детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с детства, когда ребенок под руководством взрослого овладевает различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с учащимися начальных классов для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, развивающие мелкую моторику рук;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Режим занятий: 1 раз в неделю; 33 часа в год.
Ведутся занятия с использованием нетрадиционной техники ИЗО:
Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск смятой бумагой. Свеча и акварель. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Отпечатки листьев. Монотипия предметная. Монотипия пейзажная. Цветной граттаж.
Формы работы:
- индивидуальная работа,
- групповая работа,
- коллективная работа.
Методы работы:
- словесные: лекция, рассказ, объяснение, беседа;
- практические: диалоги «учитель – ученик», «ученик – ученик», творческие конкурсы, выставки.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа изобразительной деятельности, включающая социальные, учебно-творческие и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам изобразительного искусства, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно- творческую задачу;
- планировать свои действия;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;
- совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- сформировать систему универсальных учебных действий.
- Методические рекомендации.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
- Механизм оценки результатов.
Реализация данной программы не предполагает прохождения обучающимися промежуточной и итоговой аттестаций. Однако отслеживание результатов планируется осуществлять путем проведения выставок рисунков и творческих работ, участие в школьных и городских конкурсах.
- Методическое и материально- техническое сопровождение программы.
Методические пособия:
1.Емельянова Т. Рисуем животных: от бабочки до динозавра . – М.: Астрель, 2011г. – 31 с.
2. Сопол Т.Ф. Страна Рисования. – Ростов -на- Дону :Лицей, 2000г. – 60с.
Интернет- ресурсы:
1.Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http//ru/wikipedia.org/wiki
2.Клуб учителей начальных классов. – Режим доступа: http//www. 4stupeni.ru
3.Педсовет.org. Всероссийский Интернет- педсовет. – Режим доступа: http//pedsovet.org
Специфическое сопровождение (оборудование):
- цветные карандаши;
– акварельные краски, гуашь;
– свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
- проектная техника;
- компьютеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый карандаш". ФГОС.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены с учётом требований ФГОС. В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой....
Рабочая программа по внеурочной деятельности художественной студии "Волшебный карандаш"
Программа художественной студии "Волшебный карандаш" общекультурной направленности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 2 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Волшебный карандаш» разработана на основе Закона РФ «Об обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" для 3 класса
Внеурочная деятельность,календарно-тематический план....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки", "Весёлый карандаш", Краеведение".
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш".
Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". (1 - 4 класс)...