Урок ОПК по теме "Монастырь" с использованием личностно-ориентированных технологий
план-конспект урока (4 класс) по теме
Уроки по ФГОС предполагают активные методы обучения. Приемы используемые на уроке: Инсценировка, Чтение с остановками, "Верю-не верю", «Синквейн», Дополни рисунок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок 25 ОПК Монастырь | 482.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок составлен Васильевой Ольгой Викторовной, учителем начальных классов МБОУ Лицей №6 г.Химки. 2013 год.
Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях).
Строго говоря, все педагогические технологии являются личностно-ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. И правильнее говорить «индивидуально-ориентированные технологии». Однако, следуя сложившейся традиции, впредь индивидуально-ориентированные технологии мы будем тоже называть личностно-ориентированными.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Использование личностно-ориентированной технологии имеет целью повысить результативность обучения за счет личной заинтересованности каждого учащегося в материале урока. Независимо от направленности интересов, каждый ребенок имеет свой мотив овладения материалом и накладывает его на свой житейский опыт.
Методики, применяемые в личностно-ориентированной технологии.
- «Чтение с остановками». Учитель читает, останавливаясь и задавая вопросы. Одно из направлений вопросов: предположи, что будет дальше.
- «Верю – не верю». В предварительном опросе учащиеся из личного опыта строят утверждения или опровержения заданным высказываниям, а в дальнейшей работе получают достоверную информацию и корректируют свои знания. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.
- «Синквейн». Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Цели урока:
- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности, реализации ее природных потенциалов;
- развитие личности, способной на осознанный и ответственный выбор в жизненных ситуациях;
- воспитание духовности как смылообразующей;
- воспитание толерантости: умения принять чужой выбор;
- воспитание любви к миру, людям, природе;
- развитие навыков бесконфликтного общения;
- развитие навыков коммуникации в группе;
- развитие речи (пересказ, монологическая речь);
- развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, творчества, интуиции;
- совершенствование навыков осознанного чтения;
- ознакомить с понятиями инок, монах, послушание, призвание, обеты, постриг, облачение;
- дать знания о монашестве как части православной культуры, о роли монастырей в истории человечества;
- познакомить с личностью В.Ф.Войно-Ясенецкого;
Подготовить: карандаш, ластик, рисунок монаха с пустыми руками, таблицу с вопросами для игры «Верю - не верю».
Ход урока.
- Вызов. Мотивационный. Прием «Чтение с остановками». Слайд «Два монаха».
- Ребята, что вы видите на экране? (Спросить малоактивных)
А теперь поиграем в такую игру: я читаю историю и останавливаюсь, а вы предполагаете продолжение. Тот, кто знает чем эта история завершилась, подыграйте нам, пофантазируйте вместе с нами, не давайте готовых ответов.
В одном монастыре жили два монаха, которые никогда не ссорились. И однажды они решили: да как же так, все люди друг другом ссорятся, а мы не умеем это делать. (ПАУЗА. О ком история? Где жили? Какая мысль пришла однажды? Какое продолжение?)
Давайте попробуем! А из-за чего мы с тобой будем ссориться? - спросил один монах? (Что такое ссора, спор, конфликт? Из-за чего ссорятся люди? Они не хотят что-то уступить.)
– Ну, давай хотя бы вот из-за этого кирпича! - Хорошо. А как мы будем ссориться? (попробуйте разыграть сценку «Ссора монахов из-за кирпича»)
– Ну, я буду говорить, что он мой, а ты говори, что он твой. – Хорошо, начинаем. – Это мой кирпич! - сказал первый монах. (Люди ссорятся, когда им есть что делить, а в душе нет смирения).
- Конечно, он твой, бери его себе! –тут же ответил второй. Так им и не удалось поругаться. (Какой заголовок можно дать этой истории?)
- Почему не поссорились монахи? Что вы знаете об этих особенных людях?
Работа с учебником. Постановка учебной задачи.
- Откройте учебники на странице 80. Скажите, какова тема урока и что нам предлагает узнать учебник? Какой из предложенных вопросов заинтересовал лично тебя? А может у тебя есть еще и другие вопросы по этой теме? Напиши мне записку.
- Осмысление. Работа с учебником.
- Знакомимся с текстом. Возьмите карандаши, при чтении помечая + - то, что вы знали, ! – то, что стало для вас новым, интересным, ? – непонятное. Читаем по цепочке. (оканчивая словами «и даже школы создавались именно при монастырях») Есть вопросы? Делимся впечатлениями.
Ответьте на вопросы: Кем можно стать по призванию? А вы нашли свое призвание? А хотели бы? Как по-гречески «один»? Одиноки ли монахи? Какое главное правило монашеской жизни? Когда появились первые монахи? Как называются общины монахов? Зачем монастыри в городе? Глядя на экран назовите, какую еще помощь получали люди от монастыря.
- Продолжаем знакомиться с текстом. Возьмите карандаши, при чтении помечая + - то, что вы знали, ! – то, что стало для вас новым, интересным, ? – непонятное. Читаем по цепочке. (оканчивая словами «но это самый прямой путь к святости») Есть вопросы? Делимся впечатлениями.
Ответьте на вопросы: Как можно отличить вечное призвание от временного каприза? Почему монахи ценят послушание? А что не ценят монахи, от чего отказываются? Что они приобретают от этого отказа? Есть ли призвание быть святым у каждого человека?
- Продолжаем знакомиться с текстом. Возьмите карандаши, при чтении помечая + - то, что вы знали, ! – то, что стало для вас новым, интересным, ? – непонятное. Читаем по цепочке. (оканчивая словами «в чем смысл жизни человека») Есть вопросы? Делимся впечатлениями.
Ответьте на вопросы: знают ли монахи смысл жизни? А вам бывают нужны одиночество и сосредоточенность?
- Познакомьтесь с легендой о царевиче Иоасафе. (Читает один ученик.)
Учитель объясняет содержание слайда с изображением иконы святым Варлааму и Иоасафу.
- А вам известны личности в русской истории, которые стали монахами? (Князь Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, богатырь Илья Муромец, княгиня Елизавета, Сергий Радонежский…)
А теперь поиграем в игру «Верю – не верю». Посмотрите на экран. Верите ли вы, что это фотографии разных людей? Одного человека?
А теперь соберитесь четверками, включите свою интуицию и умение договариваться и примите в группе решение по каждому утверждению. Верю +, не верю - . Потом один зачитает верные по мнению группы высказывания.
Он был художником. | |
Он был хорошим отцом своим четверым детям. | |
Он до самой смерти был священномонахом. | |
Он до самой смерти был врачом. | |
Он был ссыльным заключенным. | |
Он был удостоин Государственной премии Советского Союза имени И.В. Сталина. | |
Его звали профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий | |
Его звали архиепископ Лука |
- Хотите узнать правду? Откройте учебник на с 83, познакомьтесь с текстом об этом человеке. Остались ли вопросы? Учитель дополняет текст учебника. А откуда я имею эту информацию?
- Что в жизни святителя было временным, преходящим? Что осталось вечным?
- Инок – иной. Можно ли по внешнему виду узнать инока? Сами монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», клобук - «шлем веры».
На голове монахи носят головной убор, который называется «клобук». Он понимается как подобие воинского шлема и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.
Мантия – облачение, окутывающее все тело как знак жизни под Божией защитой.
Чётки – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.
Пояс сделан из кожи мёртвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо прежде всего о жизни души.
- Рефлексия.
Что узнали нового? Что запало в душу? Почему люди идут в монахи? От чего отказываются? Хотите ли знать призвание? А знаете ли смысл жизни? А кто знает? Чему научились?
Задание: дорисовать предмет в руке монаха. Что подобает монаху держать в руках? Рядом приписать пояснение, вывесить на стенд.
Пусть настроение вам создаст духовная песня – кант «Братия» и ряд слайдов.
Он учился на художника. | |
Он был хорошим отцом своим четверым детям. | |
Он до самой смерти был врачом. | |
Он до самой смерти был священномонахом. | |
Он был ссыльным заключенным. | |
Он был удостоин Государственной премии Советского Союза имени И.В. Сталина. | |
Его звали профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий | |
Его звали архиепископ Лука |
Он учился на художника. | |
Он был хорошим отцом своим четверым детям. | |
Он до самой смерти был врачом. | |
Он до самой смерти был священномонахом. | |
Он был ссыльным заключенным. | |
Он был удостоин Государственной премии Советского Союза имени И.В. Сталина. | |
Его звали профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий | |
Его звали архиепископ Лука |
Он учился на художника. | |
Он был хорошим отцом своим четверым детям. | |
Он до самой смерти был врачом. | |
Он до самой смерти был священномонахом. | |
Он был ссыльным заключенным. | |
Он был удостоин Государственной премии Советского Союза имени И.В. Сталина. | |
Его звали профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий | |
Его звали архиепископ Лука |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс
Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...
Использование личностно-ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира .
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, ...
Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования.
Выступление на методическую тему "Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования"...
Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе" Н.Н. Светловская "Ме
Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Дже...
Использование личностно – ориентированных технологий в образовательно – воспитательном процессе
Из опыта работы педагога дополнительного образования....
Методическая разработка на тему: Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе
Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...
Конспект Занятия с использование личностно – ориентированной технологии «Домики для гномиков. Лепка»
quot;Домики для гномиков". Лепка....