Использование личностно – ориентированных технологий в образовательно – воспитательном процессе
статья на тему

Из опыта работы педагога дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование

личностно – ориентированных технологий

 в образовательно – воспитательном процессе»

( из опыта работы педагога МБУ ДО «Дом детского творчества» г.Сафоново)

Харламова Оксана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

2017г

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода включают в себя:

  1. Личностно-ориентированное обучение
  2. Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
  3. Коллективный способ обучения
  4. Технология адаптивной системы обучения.
  5.  Педагогика сотрудничества («Проникающая технология»).
  6.  Технология КТД
  7. Технология ТРИЗ
  8. Проблемное обучения
  9. Коммуникативная технология
  10. Технология программированного обучения
  11. Игровые технологии.
  12. Технологии развивающего обучения.

Цель технологии  – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Содержание, методы, приём и личностно-ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

В данных технологиях центр всей образовательной системы - индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Я хотела бы подробнее остановиться на игровых технологиях.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различаются следующие классификации педагогических игр:

- по видам деятельности ( физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, коммуникативные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие и другие);

- по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и другие.);

- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные);

Основные принципы игровых технологий:

- природа – и культуросообразность;

- умение моделировать, драматизировать;

- свобода деятельности;

- эмоциональная приподнятость;

- равноправие.

Цели игровых технологий:

Цели игровых технологий обширны:

- дидактические игры: расширение кругозора, применение ЗУНов на практике, развитие определенных умений и навыков;

- воспитательные игры: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

- развивающие игры: развитие качеств и структур личности;

- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но от возраста участников зависит содержание и особенности методики проведения игр.

В своей работе я часто использую готовые, хорошо проработанные игры с

прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно-важных проблем и реальных затруднений, создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой учащимся необходимо действовать.

Игровая технология применяется в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников, и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Игры, которые я использую на своих занятиях для учащихся первого года обучения:

Игры на знакомство:

  1. «Снежный ком»
  2.  «Водяной»
  3.  «Объявление в газету»

Развивает: воображение, речь.

Воспитывает: чувство коллективизма, положительные эмоции.

Игры « Энергизаторы»

Снимают напряжение, создают доброжелательную атмосферу, повышают энергетический потенциал учащихся. Это короткие многофункциональные упражнения, которые помогают проявить различные способности:

  1.  Игра « Мухобойка»
  2. Игра « Мы с тобой одной крови».
  3. Игра « Песня»
  4. Игра «Высший свет»
  5. Игра « Скульптура»

Развивающие игры для физкультминутки:

  1. «Олень»

Развивает: внимание, координацию движений, слуховую и зрительную память, моторику рук, скорость реакции.

Воспитывает: чувство коллективизма, положительные эмоции.

Интерактивные игры

Ценность этих игр в том, что она позволяет учащемуся не только выразить своё мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. При проведении интерактивной игры ни один учащийся не остаётся без внимания.

  1. «Прогноз погоды»

Вариации игры: дерево настроения, шкала настроения и т.д.

  1.  «Мои достижения»

Выделим виды дидактических игр.

Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям учащихся, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды, брейкворды. Такие игры помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.

Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Заочное путешествие по залам Русского музея, заочное

путешествие в центры народных промыслов России и т.п.), путешествие по дремучему лесу и т.д.

Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. «Разговор в магазине», «Поездка в транспорте», «В больнице», «В музее», «В театре», «Инспектор и пешеход».

Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Можно провести игру-соревнование, разделившись на несколько групп, на знание основ художественной культуры России («Синие цветы Гжели», «Золотая Хохлома», «Мы за здоровый образ жизни» - это и игра – викторина, и смена деятельности.

Ролевые, имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют «погрузить учащихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми».

Как подведение итогов обучения проходят традиционные конкурсы «Великолепная Леди», «Мастерица». Учащиеся за определенное время должны предоставить жюри творческие работы, продемонстрировать знание терминологии, умение работать с книгой и схемами. На выходе победитель получает звание «Великолепная Леди», «Мастерица-искуссница».

Рефлексия

Подведение итогов занятий или отдельных тем

Таким образом, деятельность современных учреждений дополнительного образования направлена на «приобщение учащихся к социальным, культурным, историческим ценностям и традициям, развитие самостоятельности, творческих и умственных способностей, умение учиться». Использование же игр на учебных занятиях в системе дополнительного образования помогает активизировать деятельность воспитанников, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.

В игре формируется самооценка ребёнка, проявляются его личностные качества. Игра является для ребенка макетом взрослого мира, здесь он чувствует себя спокойно и уверенно. Кроме того, игра помогает детям освоить сложнейший мир эмоций.

Литература:

  1. Геронимус, Ю. В. Игра, модель, экономика / Ю. В. Геронимус. — М.: Знание, 1989.
  2. Данчук И. И. Актуальность современного дополнительного образования в развитии творчества детей / И.И. Данчук // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014.— № 01 (60). — Ч. II.
  3. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева. — 2-е изд., доп. — СПб.: СПб АППО, 2005.
  4.  Ефимов, В.М.. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства / В.М. Ефимов, Г.Л. Пельман, В.А. Чахоян. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
  5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
  6. Кукушин В. С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  7. Официальные документы в образовании. — 2002. №4. — С. 3–31.
  8. Павлова М.И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 543-546.
  9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  10. Ушинский, К.Д. Психологические и логические основы обучения / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч. В 2 т. — М., 1954. — Т.2.
  11. Эведон Э.М. Игра, игры и технический прогресс / Э.М. Эведон // Импакт. — 1984. — № 2. — С. 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии - основа построения образовательно-воспитательного процесса"

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятс...

«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальных классах»

Материал содержит информацию о том,как применение современных обучающих технологий в учебном процессе позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся....

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».

Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...

Доклад:"Применение технологии личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы"

Личностно ориентированный подход- важный принцип психологии и педагогики. Сущность этого подхода: общие цели – конкретно и соответственно индивидуальным качествам ребенка. Использование дидактического...

Доклад ШМО на тему: "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

Данный материал содержит информацию о современных образовательных технологиях в учебно-воспитательном процессе в начальной школе в свете ФГОС....

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе (Из опыта работы)

Из опыта работы учителя по современным образовательным технологиям в начальной школе....

Педагогическая статья «В ногу со временем: ИКТ-технологии в образовательно-воспитательном процессе»

Процесс информатизации в образовательных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в образован...