Использование личностно – ориентированных технологий в образовательно – воспитательном процессе
статья на тему
Из опыта работы педагога дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование
личностно – ориентированных технологий
в образовательно – воспитательном процессе»
( из опыта работы педагога МБУ ДО «Дом детского творчества» г.Сафоново)
Харламова Оксана Анатольевна,
педагог дополнительного образования
2017г
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода включают в себя:
- Личностно-ориентированное обучение
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- Коллективный способ обучения
- Технология адаптивной системы обучения.
- Педагогика сотрудничества («Проникающая технология»).
- Технология КТД
- Технология ТРИЗ
- Проблемное обучения
- Коммуникативная технология
- Технология программированного обучения
- Игровые технологии.
- Технологии развивающего обучения.
Цель технологии – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Содержание, методы, приём и личностно-ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
В данных технологиях центр всей образовательной системы - индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Я хотела бы подробнее остановиться на игровых технологиях.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Различаются следующие классификации педагогических игр:
- по видам деятельности ( физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, коммуникативные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие и другие);
- по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и другие.);
- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные);
Основные принципы игровых технологий:
- природа – и культуросообразность;
- умение моделировать, драматизировать;
- свобода деятельности;
- эмоциональная приподнятость;
- равноправие.
Цели игровых технологий:
Цели игровых технологий обширны:
- дидактические игры: расширение кругозора, применение ЗУНов на практике, развитие определенных умений и навыков;
- воспитательные игры: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
- развивающие игры: развитие качеств и структур личности;
- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но от возраста участников зависит содержание и особенности методики проведения игр.
В своей работе я часто использую готовые, хорошо проработанные игры с
прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно-важных проблем и реальных затруднений, создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой учащимся необходимо действовать.
Игровая технология применяется в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников, и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
Игры, которые я использую на своих занятиях для учащихся первого года обучения:
Игры на знакомство:
- «Снежный ком»
- «Водяной»
- «Объявление в газету»
Развивает: воображение, речь.
Воспитывает: чувство коллективизма, положительные эмоции.
Игры « Энергизаторы»
Снимают напряжение, создают доброжелательную атмосферу, повышают энергетический потенциал учащихся. Это короткие многофункциональные упражнения, которые помогают проявить различные способности:
- Игра « Мухобойка»
- Игра « Мы с тобой одной крови».
- Игра « Песня»
- Игра «Высший свет»
- Игра « Скульптура»
Развивающие игры для физкультминутки:
- «Олень»
Развивает: внимание, координацию движений, слуховую и зрительную память, моторику рук, скорость реакции.
Воспитывает: чувство коллективизма, положительные эмоции.
Интерактивные игры
Ценность этих игр в том, что она позволяет учащемуся не только выразить своё мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. При проведении интерактивной игры ни один учащийся не остаётся без внимания.
- «Прогноз погоды»
Вариации игры: дерево настроения, шкала настроения и т.д.
- «Мои достижения»
Выделим виды дидактических игр.
Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям учащихся, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды, брейкворды. Такие игры помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Заочное путешествие по залам Русского музея, заочное
путешествие в центры народных промыслов России и т.п.), путешествие по дремучему лесу и т.д.
Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. «Разговор в магазине», «Поездка в транспорте», «В больнице», «В музее», «В театре», «Инспектор и пешеход».
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Можно провести игру-соревнование, разделившись на несколько групп, на знание основ художественной культуры России («Синие цветы Гжели», «Золотая Хохлома», «Мы за здоровый образ жизни» - это и игра – викторина, и смена деятельности.
Ролевые, имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют «погрузить учащихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми».
Как подведение итогов обучения проходят традиционные конкурсы «Великолепная Леди», «Мастерица». Учащиеся за определенное время должны предоставить жюри творческие работы, продемонстрировать знание терминологии, умение работать с книгой и схемами. На выходе победитель получает звание «Великолепная Леди», «Мастерица-искуссница».
Рефлексия
Подведение итогов занятий или отдельных тем
Таким образом, деятельность современных учреждений дополнительного образования направлена на «приобщение учащихся к социальным, культурным, историческим ценностям и традициям, развитие самостоятельности, творческих и умственных способностей, умение учиться». Использование же игр на учебных занятиях в системе дополнительного образования помогает активизировать деятельность воспитанников, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.
В игре формируется самооценка ребёнка, проявляются его личностные качества. Игра является для ребенка макетом взрослого мира, здесь он чувствует себя спокойно и уверенно. Кроме того, игра помогает детям освоить сложнейший мир эмоций.
Литература:
- Геронимус, Ю. В. Игра, модель, экономика / Ю. В. Геронимус. — М.: Знание, 1989.
- Данчук И. И. Актуальность современного дополнительного образования в развитии творчества детей / И.И. Данчук // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014.— № 01 (60). — Ч. II.
- Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева. — 2-е изд., доп. — СПб.: СПб АППО, 2005.
- Ефимов, В.М.. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства / В.М. Ефимов, Г.Л. Пельман, В.А. Чахоян. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
- Кукушин В. С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Официальные документы в образовании. — 2002. №4. — С. 3–31.
- Павлова М.И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 543-546.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Ушинский, К.Д. Психологические и логические основы обучения / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч. В 2 т. — М., 1954. — Т.2.
- Эведон Э.М. Игра, игры и технический прогресс / Э.М. Эведон // Импакт. — 1984. — № 2. — С. 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здоровьесберегающие технологии - основа построения образовательно-воспитательного процесса"
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятс...
«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальных классах»
Материал содержит информацию о том,как применение современных обучающих технологий в учебном процессе позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся....
«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».
Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...
Доклад:"Применение технологии личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы"
Личностно ориентированный подход- важный принцип психологии и педагогики. Сущность этого подхода: общие цели – конкретно и соответственно индивидуальным качествам ребенка. Использование дидактического...
Доклад ШМО на тему: "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
Данный материал содержит информацию о современных образовательных технологиях в учебно-воспитательном процессе в начальной школе в свете ФГОС....
Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе (Из опыта работы)
Из опыта работы учителя по современным образовательным технологиям в начальной школе....
Педагогическая статья «В ногу со временем: ИКТ-технологии в образовательно-воспитательном процессе»
Процесс информатизации в образовательных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в образован...