Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе" Н.Н. Светловская "Ме
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского)
Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе"
Н.Н. Светловская "Методика внеклассного чтения"
Средства обучения: ящик с предметами, письмо, таблицы, тесты, презентация, выставка книг, карточки с заданиями, аудиозаписи, мультфильмы, иллюстрации, кроссворд, мозаика.
Эскиз оформления доски:
|
|
План урока
Предмет: Внеклассное чтение
Тема урока: «Сказки К. Чуковского»
Необходимые для изучения темы понятия: рифма, псевдоним
Знания: сказки Чуковского, орфографические правила (Чу-щу, написание имен собственных)
Умения: разгадывать загадки, кроссворд, выразительно читать, составления слов из букв, в другом порядке, рифмовать слова, составлять мозаику, умение сопоставлять текст и картинку.
Цель урока: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского на основе его сказок.
Ожидаемый результат урока:
Ученики заинтересуется творчеством К. Чуковского, пробудится интерес к чтению его стихов и сказок
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского)
Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе"
Н.Н. Светловская "Методика внеклассного чтения"
Средства обучения: ящик с предметами, письмо, таблицы, тесты, презентация, выставка книг, карточки с заданиями, аудиозаписи, мультфильмы, иллюстрации, кроссворд, мозаика.
Эскиз оформления доски:
|
План урока
Предмет: Внеклассное чтение
Тема урока: «Сказки К. Чуковского»
Необходимые для изучения темы понятия: рифма, псевдоним
Знания: сказки Чуковского, орфографические правила (Чу-щу, написание имен собственных)
Умения: разгадывать загадки, кроссворд, выразительно читать, составления слов из букв, в другом порядке, рифмовать слова, составлять мозаику, умение сопоставлять текст и картинку.
Цель урока: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского на основе его сказок.
Ожидаемый результат урока:
Ученики заинтересуется творчеством К. Чуковского, пробудится интерес к чтению его стихов и сказок
Этапы урока | Формы и виды деятельности учащихся | задания |
Организационный | Ученики слушают учителя (письмо, инструкция) | |
Актуализация знаний | -ученики отвечают на вопросы теста -заполняют таблицу ЗХУ -рассаживаются по группам | -первичная диагностика для выявления проблем уровня знаний учащихся -распределения учащихся по группам |
«Открытие» нового знания | -слушают рассказ учителя о К. Чуковском | |
Первичное закрепление | -выполняют задания по группам - слушают учителя (рассказ о том, почему Чуковский начал писать для детей) -смотрят отрывок из мультфильма «Мойдодор» -слушают аудиозапись -продолжают выполнять задания по группам -смотрят отрывок мультфильма «Телефон»
| -расшифровать названия сказок -вставить пропущенные слова, подходящие по рифме -придумать загадку про одного из героев этой сказки. найти нелепицы придумать продолжение сказки -разгадать кроссворд отгадать загадки собрать мозаику -прочитать отрывок текста по ролям |
Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний | -хором отвечают на вопросы учителя | - вернуть портерные вещи героям |
Рефлексия Домашнее задание. | -заполняют в таблицы ЗХУ последний столбик -выбирают лепесток настроения -записывают задание в дневник | -выучить отрывок из сказки К. Чуковского -нарисовать иллюстрацию к сказке |
Ход урока
Этапы урока в соответствии с дидактической системой технологией или моделью | Этап урока | Содержание обучения | Методические приемы обучения, средства обучения | |||||||||||
Орг. момент (Стадия вызова) Актуализация знаний Открытие нового знания (стадия осмысления) Работа в группах Физминутка Диагностика Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний Подведение итогов Рефлексия | Организационный Актуализация знаний Открытие нового знания Первичное закрепление Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний Рефлексия Домашнее задание | - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке… Ой, ребята, смотрите, что это такое? Какой – то черный ящик. А вот и записка: «Для учеников 2 класса». Давайте, прочитаем: «Дорогие ребята! В этой посылке находятся потерянные вещи героев сказок. Просьба вернуть эти предметы владельцам. Для того, чтобы это сделать, надо выполнить задания инструкции. Акула Каракула» - (учитель читает второй лист «Инструкция по возврату потерянных вещей») 1. выполнить тест 2. заполните таблицу 3. Узнать про автора сказок 4. Расшифровать названия сказок 5. подобрать рифму к словам 6. просмотр мультфильма «Мойдодыр» 7. придумать загадки/найти нелепицы/придумать продолжение 8.разгадать кроссворд/ отгадать загадки/ собрать мозаику 9.отдохнуть 10.побывать в качестве актеров 1. - Ребята, давайте поможем героям сказок вернуть свои потерянные вещи! - Сначала нам надо выполнить предлагаемый тест. (учитель раздает тест)
(Ученики выполняют тест. После - сдают учителю) 2. -Ребята, а вы догадались, что нужно было знать, чтобы выполнить тест? (сказки Чуковского) - Вот вы и сформулировали тему нашего урока. - Сегодня на уроке мы вспомним сказки К.И. Чуковского и поговорим об этом известном писателе. -Давайте посмотрим же, что внутри посылки: -мыло -нож -бутылка с водой -градусник -монетка -кастрюля -телефон 3. -У вас на столах лежит табличка. В первую колонку вы пишете то, что уже знаете про К.И. Чуковского. Во вторую - то, что хотели бы узнать. Последнюю колонку не заполняйте
(в это время учитель проверяет тест и «распределяет» учеников на три группы по результатам теста) (После учитель опрашивает ребят, что они знали, и что хотят узнать. Учитель на доске заполняет ту же табличку) (после дети садятся по группам) - Корней Чуковский – это псевдоним, а настоящее его имя Николай Васильевич Корнернейчуков. Он родился 31 марта 1882 года. Но отмечал он свой день рождения всегда в день смеха - 1 апреля. -Этот писатель знаком вам с самого детства. Вам читали или вы читали его сказки и стихи. - Ну что ж, давайте поможем Акуле Каракуле вернуть героям потерянные вещи. Что для этого нужно? (следовать инструкции) -Тест вы уже сделали, заполнили табличку, и расселись по группам, теперь начнем выполнять задания: - На доске написано имя писателя. Выберите то, которое написано без ошибок. И на листочках напишите цифру правильного ответа. (Ученики, сидящие по группам, на чистых листах А4 пишут только цифру) 1.Карней Василевич Чюковский 2.Корней Иванович Чуковский 3.Петр Ильич Чайковский 4.корней иванович чуковский - А какая фамилия принадлежит другому великому человеку ( П. И. Чайковский). Кто знает, а кем был П.И. Чайковский - (композитор) 1. 1 задание по группам - следующий пункт инструкции – расшифровать названия сказок. 1 группа: (Ф Н О Л Т Е Е ) “ТЕЛЕФОН” (Й О Р М Д О Д Ы Р ) “МОЙДОДЫР” (А Л Б А Й Р М Е ) “БАРМАЛЕЙ” (Й О Т И Б А Л ) “АЙБОЛИТ” 2группа: «Муха-Цеце» («Муха-Цокотуха») «Крашеное солнце» («Краденое солнце») «Федорино море» («Федорино горе») «Худо-дерево» («Чудо-дерево») 3 группа: «Тараканище» е щ и н а к а р а т «Путаница» а ц и н а т у п «Бибигон» н о г и б и б «Крокодил» л и д о к о р к 2. - Какие интересные имена он давал своим героям! Как появились имена МОЙДОДЫР, АЙБОЛИТ? МОЙДОДЫР - Мой до дыр (мальчик - грязнуля, мыть до дыр, чтобы стал чистым) АЙБОЛИТ - Ай болит! 3. -А теперь обратите внимание на книги, которое написал автор. (выставка книг на доске) 4. 2 задание по группам - Следующее ваше задание - вам необходимо вставить пропущенные слова, подходящие по рифме. - Ребята, а кто из вас знает, что такое рифма? (созвучие слов, небылица, маленькое стих.)
1 группа: А потом позвонил … И со слезами просил… - Мой милый, хороший, Пришли мне … И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон») Испугался …, Завопил, заголосил, А из пасти из зубастой солнце вывалилось, В небо выкатилось! («Краденое солнце»)
Рада, рада, рада, рада детвора, Заплясала, заиграла у костра: «Ты нас, ты нас от смерти спас, Ты нас освободил. Ты в добрый час увидел нас. О, добрый …. («Бармалей») 2 группа: Звери задрожали, в обморок … . Бедный … жабу проглотил. («Тараканище») Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый … . Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. И мочалку, словно галку, Словно галку … . («Мойдодыр») 3 группа: Оглянулся … Оглянулся … И Барбоса проглотил, Проглотил его вместе с ошейником. («Крокодил») Долго, долго … море синее тушил Пирогами, и блинами, И сушеными … («Путаница») 5. -Молодцы! Вы правильно подобрали рифму! Обратите внимание, какие динамичные стихи. Как много слов, обозначающие действие предметов (глаголов). Поэтому его стихи наполнены движением и быстротой. 6. - Еще, обратите внимание, какой герой встречается во всех сказках? (крокодил) -Чуковский стал писать для детей случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так родилась первая сказка под названием «Крокодил». После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки. А вот еще случай. Однажды, работая в своём кабинете, К.И. услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал: Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым Трубочистам - Стыд и срам! Стыд и срам! -А с какой сказки эти строчки? («Мойдодор») -Просмотр отрывка мультфильма «Мойдодыр» 7. 3задание по группам - А теперь послушайте отрывки из сказок. После вам нужно будет выполнить задания. (Учитель включает по очереди аудиозаписи отрывок из сказок «Муха-Цокотуха», «Айболит» и «Федорино горе») -А кто догадался, чей голос был на аудиозаписях? Кто читал сказки? (К.И.Чуковский) -Сейчас вы в группах выберите сказку, одну из которых вы сейчас слушали, и выполните задание. Из каждой группы должен выйти представитель и с выставки книг взять сказку для работы. 1группа: -Вам нужно придумать загадку про одного из героев этой сказки. (+ балл за загадку в стихах) 2группа: - Вам нужно в этой сказке найти нелепицы. 3 группа: -Вам нужно придумать продолжение этой сказки. (после – вопрос каждой группе «Что могли потерять герои этой сказки?») 1.Гимнастика для глаз 2.Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд, А за ним комарики на воздушном шарике, Едут и смеются, Пряники жуют. 8. 4 задание по группам 1группа - Кроссворд «Произведения К. Чуковского» По горизонтали: 4. Это произведение Чуковского начинается со слов: «У меня зазвонил телефон...» 5. Из какой сказки эти строки: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять...»? 6. Герой этой сказки — страшный и усатый таракан. По вертикали: 1. Как зовут Чуковского? 2. Неясность, запуганность. 3«Доктор...». Ответы. По горизонтали: 4. Телефон. 5. Бармалей. 6. Тараканище. По вертикали: 1. Корней. 2. Путаница. 3. Айболит. 2 группа -Вам нужно отгадать загадки.
3группа - Вам нужно собрать мозаику из мелких частей и узнать героя сказки. 9. 5 задание по группам - Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Телефон» (разговор К.Ч. со слоном)
- Сейчас вы сможете стать и артистами, и зрителями. Каждая группа получит текст. Вы должны будете понять, из какой сказки отрывок, прочитать его, распределите роли и разыграйте сказку. 1 группа:
2 группа:
свинья: — Пришлите ко мне соловья. Мы сегодня вдвоём С соловьём Чудесную песню Споём. автор :— Нет, нет! Соловей Не поёт для свиней! Позови-ка ты лучше ворону! И снова медведь: медведь: — О, спасите моржа! Вчера проглотил он морского ежа! -Кто из 1 команды был похож на героя из сказки по выразительности, действию. Почему? -А кто ещё звонил, вы узнаете, если дочитаете до конца «Телефон» (кенгуру, носорог) -Почему герои стали звонить автору? (разбор поступков героев) - Какой предмет могли потерять герои этой сказки? (телефон) -сейчас проверим, как хорошо вы запомнили сказки К. Чуковского. (индивидуальная работа. Тест) 1. Кто помог Айболиту переплыть море? 2. Аптекарь в сказке «Крокодил»? 3. Что упало на пляшущего Слона в сказке «Тараканище»? 4. Игра, в которую играли дети в сказке «Бармалей». 5. Имя главной героини в сказке про чье-то горе. 6. Какое слово твердил Айболит, когда спешил в Африку? 7. Что жевали зверюшки в сказке «Тараканище» до встречи с тараканом? -Проверка. -Ребята, какая тема урока у нас сегодня была? (сказки Чуковского) -теперь мы точно можем сказать, каким героям мы вернем потерянные вещи. (учитель показывает предмет, ученики хором отвечают)
-Итак, ребята, мы выполнили все задания инструкции. Мы нашли героев, которые потеряли свои вещи. Вы большие молодцы! Последнее, что вам осталось, это вернуться к нашим табличкам, которые вы заполняли в начале урока и заполнить последнюю колонку «что я узнал о К. Чуковском». (после устный опрос) -Вашим домашним заданием будет выучить отрывок из любой сказки К. Чуковского и\или нарисовать рисунок по сказке. - Я думаю, когда мы вернем героя потерянные вещи, у них будет хорошее настроение. А какое настроение сейчас у вас? Выберите себе лепесток.
Зелёный – у вас хорошее, вы все поняли, и вам было интересно. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело, у вас что-то не получилось. Синий – вам грустно, вы ничего не поняли, было не интересно А у меня от общения с вами весёлое, радостное настроение. (прикрепить свой лепесток) - Всем спасибо. Урок закончен. | Ящик, письмо Карточки с тестами Таблица ЗХУ Презентация слайд 1-5 Презентация 6 слайд Карточки с заданиями в каждой группе Карточки с заданиями в каждой группе Презентация 7-8 слайд Мультфильм «Мойдодыр» Карточки с заданиями в каждой группе Карточки с заданиями в каждой группе Мультфильм «Телефон» Карточки с заданиями в каждой группе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.
Кто из нас, учителей, задумывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уроке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему не...
Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» Цель:обобщить и систематизиров...
Использование приемов технологии критического мышления на уроках математики
Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информац...
Диаграмма Опытно практическая работа по ВКР тема Использование приемов развития критического мышления на уроках родного литературного чтения. Методика разработанная учителем начальных классов Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, Баишевой Е.Н
Критическое мышление ОПР по ВКР. Использование приемов критического мышления для формирования УУД у учащихся младших классов. Отслеживание динамики развития уровня сформированности критического ...
Использование приемов технологии критического мышления.
В статье даны рекомендации по использованию приемов развития критического мышления учеников начальной школы, которые могут быть использованы на разных стадиях урока....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....