Конспект урока по теме "Священные сооружения (продолжение)".
план-конспект урока (4 класс) по теме
Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_13._svyashchennye_knigi_prodolzhenie.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Священные сооружения.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Предполагаемые результаты: знать священные сооружения в исламе (мечети, минареты) и буддизме (ступы, пагоды); уметь отличать священные сооружения традиционных религий.
Основные термины и понятия: мечеть, минарет, имам, ступы, пагоды, алтарь.
Средства наглядности: изображения священных сооружений (мечети, минарета, ступы, пагоды).
Ход урока
- Организационный момент.
Среди дубравы блестит крестами
Храм пятиглавый с колоколами.
И звон призывный через могилы,
Гудит так дивно и так уныло!
К себе он тянет неодолимо,
Зовет и манит он в край родимый,
В край благодатный, забытый мною,
И непонятной томит тоскою.
Молюсь и каюсь, и плачу снова,
И отрекаюсь от дела злого;
Далеко странствуя мечтой чудесной,
Через пространства лечу небесные;
И сердце радостно дрожити тает,
Пока звон благостный не умирает.
(А.К.Толстой)
- Реализация домашнего задания.
- Сообщения учащихся о христианских и иудейских храмах.
- Беседа с учащимися по вопросам.
- Священные сооружения каких религий вам известны?
- Какие еще религии народов мира вам известны?
- Как вы думаете, существуют ли у них священные сооружения?
- Кто из вас знает что-нибудь о священных сооружениях ислама и буддизма?
- Работа по теме урока.
- Мечети.
- Мечеть – молитвенное здание в исламе. Устройство мечети сложилось еще во времена первых приемников Мухаммада.
(Слайд 3: мечети)
- Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву.
(Слайд 4: определение понятия «минарет»; иллюстрации)
- В каждой мечети обязательно есть ниша (михраб), всегда обращенная в сторону Мекки. Эта ниша указывает, куда мусульмане должны повернуться лицом во время молитвы.
- В мечети нет картин, скульптур, никаких изображений живых существ. Она украшена лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.
- В мечеть верующие входят без обуви, пол там застлан циновками и коврами. Перед молитвой мусульманам предписано совершать Омовение.
- Кто знает, что это такое?
- Женщины в мечете располагаются на балконе или в конце зала за занавесом.
(Слайд 5: в женской части мечети)
- Кто руководит молитвой в мечети?
- Как выстраиваются верующие во время молитвы?
(Слайд 6: намаз)
- Мечеть – это дом Аллаха. Сюда может прийти любой верующий, желая совершить молитву, обратится к Всевышнему со своими просьбами, подать милостыню и сделать пожертвование.
- Первым домом Аллаха на земле была Кааба, расположенная в Мекке.
(Слайд 7: Кааба)
- Комментированное чтение текста в учебном пособии.
- Буддийские священные сооружения- Ребята, вы уже знаете, как буддисты похоронили Будду?
(Тело Будды было кремировано, т.е. сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в специальные сооружения – Ступы.
(Слайд 8)
- Ранние ступы служили местом захоронения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Буду спросили, какой должна быть его гробница. Учитель расстелил на земле свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа приобрела свою полусферическую форму.
- Позже в ступы стали помещать священные книги, другие буддийские реликвии.
- Первоначально ступы состояли из трех частей – ступенчатое основание, массивная центральная часть и крыша в виде многоярусного зонтика.
(Слайд 9: ступа великого просветления в Бодхгае. Индия;
ступа «Юнден Чайдон» (ступа мудрости) Забайкальский край)
- Но потом стали строить все более сложные ступы. Они превратились в высокие многоярусные строения, которые называются пагоды.
(Слайд 10: пагоды)
- Алтарь – главное место храма.
(Слайд 11: буддийский алтарь)
- Он находится на северной стороне, т.к. считается, что страна будд находится на севере. В центре алтарной части, на возвышенности обычно размещается статуя Будды. Слева и справа от нее находится статуя святых и бодхисаттв, священные тексты и ступа.
- Перед статуями располагаются 7 чаш с различными подношениями: в одной – питьевая вода – символ чистоты ума, в другой – вода для омовения – символ чистоты тела, в третьей цветы – символ чистоты взгляда, в четвертой – зажженная лампада – символ мудрости, в пятой – вода с благовониями – символ преданности учению, в шестой – рис, фрукты и сладости, в седьмой – колокольчик – символ пробуждения живых существ, слышаших учения.
- Войдя в храм, верующие снимают головные уборы, ведут себя тихо и скромно.
- Дунчен – медный духовой инструмент больших размеров в виде хобота слона.
(Слайд 12: дунчен)
- Его длина достигает 3 - 4 метров. Из-за большого веса при игре инструмент устанавливается на специальную подставку или на плечо помощника – хуварака. Дунчен имитирует рев быка или слона. Игрой на дунчене по традиции начинаются молебны, извещая о начале богослужения. Звуки этого инструмента обладают такой силой, что слышны за 5 – 6 километров от дацана (монастыря).
- Комментированное чтение в учебном пособии.
- Рефлексия.
- С какими религиозными сооружениями вы сегодня познакомились?
- Что нового для себя узнали?
- О чем расскажите дома родителям?
- Домашнее задание
1. Прочитать и обсудить с родителями текст из учебного пособия.
2. Вместе со старшими письменно опишите одно из религиозных сооружений. Объясните назначение разных частей этого священного сооружения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)
Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло. Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...
Конспект урока по теме "Священные сооружения".
Основные термины и понятия урока - синагога, церковь, алтарь, икона, фреска....
Конспект урока по теме "Искусство в религиозной культуре (продолжение)".
Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с чле...
Конспект урока "Священные сооружения". 4 класс
Конспект урока "Священные сооружения" посвящен сооружениям иудаизма и христианства. Предмет ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". 4 класс...
Конспект урока по ОРКСЭ " Священные сооружения ислама"
Конспект урока по ОРСЭ. Модуль " Основы мировых культур"...
Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Умножение числа 2 и на 2. (урок 2. продолжение)
Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Умножение числа 2 и на 2. (урок 2. продолжение)...