Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)
план-конспект урока (4 класс) на тему
Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло. Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10._dobro_i_zlo.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации.
Основные термины и понятия: грех, грехопадение, покаяние, добро, зло.
Средства наглядности: компьютерная презентация.
Ход урока
1.Организация деятельности учащихся.
«Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живет»
(Ш. Руставели)
(Слайд 2: слова Ш. Руставели)
2. Реализация домашнего задания.
- Беседа.
- О чём дома разговаривали с родителями?
- Что их особенно заинтересовало?
- Пословицы о добре, совести.
Добро творить – себя веселить.
Злоба лишает человека силы.
Злой плачет от завести, а добрый – от радости.
За недобрым пойдешь – на беду набредешь.
Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно (японская пословица)
(Слайд 3: пословицы о добре)
- Рассказ о людях творящих добро.
3. Работа по теме урока.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как объясняются понятия добра и зла в православной и исламской религии. Сегодня мы поговорим о добре и зле в буддийской и иудейской религиях.
- Иудаизм
- В иудаизме путь к божественному прощению понимается как последовательное исполнение предписаний Бога, его заповедей, которые Бог даровал евреям. При этом раскаяние – важнейшее средство для исполнения совершенного греха как отдельного человека, так и всего народа.
(Слайд 4: сотворение мира)
- Уже в первых главах Торы добро упоминается в сюжетах о Сотворении мира («И увидел Бог, что это хорошо») и особом древе – древе познания добра и зла. Оно было посажено Богом посреди райского сада и символизировало способность осознанно выбирать между добром и злом. Адам и Хава (Ева) нарушили запрет Всевышнего, попробовали плоды этого дерева и те5м самым смешали добро и зло.
(Слайд 5: древо познания)
- Смешение добра и зла проявилось и в их детях – Каине и Авеле.
(Слайд 6: Каин и Авель)
- Земледелец Каин принес в дар Богу наименее ценное – семена льна, пастух Авель – самое дорогое – овец. Всевышний принял дар Авеля, а на дар Каина не обратил внимания. Позавидовал Каин, «восстал на Авеля, брата своего, и убил его».
- Тора запрещает смешивать в одежде лен, дар Каина, с шерстью, даром Авеля. Эта заповедь напоминает нам об опасности смешения добра и зла и учит доброжелательно, без зависти Каина относится к людям.
(Слайд 7: слова Шимона)
- Талмуд цитирует слова Шимона-праведника, который говорил: «Мир стоит на трех основаниях – на Торе (её изучении), на служении (Богу) и на добрых делах». И объясняет это так: Тору Бог делал людям, священную службу люди дают Богу, а доброту один человек дает другому.
- Свобода выбора между добром и злом и принцип личной ответственности за свои поступки рассматривается иудаизмом как величайший дар, полученный человеком от Всевышнего.
- Тора учит евреев великому искусству творить добро. Они верят, что Бог, даровав сынам Израилевым Тору. Дал им возможность приблизиться к Себе и следовать по пути заповедей, а значит, добра. Понимая это, они стремятся подрожать Его доброте и делится с другими людьми добром.
(Слайды 8-9: Авраам; урожай)
- Еврейская традиция считает Авраама эталоном сострадания, милосердия и гостеприимства, потому что он разбил шатры и посадил деревья в самом сердце пустыни не только для себя, но и для того, чтобы усталые, обожженные солнцем и измученные жаждой путники всегда могли отдохнуть в тени и утолить голод и жажду. Он не был даже знаком с людьми, бредущими по пустыне, но заботился о них, как о родных. Забота о голодных путниках проявляется также в обычае оставлять в поле часть урожая.
- Буддизм
- Буддисты считают, что если действия увеличивают страдания, то это зло. Если действия уменьшают страдания, то это добро.
- Будда советовал своим ученикам, воспитайте в себе крепость, избавьтесь от гнева и ярости, защищайте и сострадайте всему живому, учите этому других людей.
(Слайд 10: изречение Будды)
- Для буддиста важно быть мудрым. Мудрость – это умение различать добро и зло и следовать по пути добра. Будда говорил, что только из размышления рождается мудрость. Поэтому в буддизме такое большое значение придается мудрости, то есть углубленному размышлению на какую – то тему.
- Одно из самых плохих деяний в буддизме – это гнев.
(Слайд 11: определение понятия гнев)
- Состояние гнева Будда сравнивал с ситуацией, когда человек голыми руками собирает раскаленные угли и бросает их в другого человека. В результате боль испытывают оба. Обычно гнев возникает из чувства обиды и боли. Мы думаем, что если ответим на обиду, то испытаем облегчение. Но это совершенно не так. Отвечая злом на зло, мы испытываем еще больше боли.
- Лучшее противоядие от гнева, считают буддисты, - сострадание и доброта к тем, кто вызвал в нас гнев. Сострадание возникает из понимания того, что только несчастный человек может причинить боль другому, поэтому следует проявить по отношению к нему не гнев, а сочувствие.
(Слайд 12: сострадание)
- В буддийской религии есть божество Бодхисаттва сострадания Авалокитешвара, который видит страдания всех существ и немедленно приходит на помощь. В иконографии буддизма он изображается так: у него 11 лиц, 1008 рук, на каждой ладони – глаз.
(Слайд 13:Бодхисаттва сострадания Авалокитешвара)
- В пророчествах Будды говорится: «Никому не говори слов, переданных сплетником, хотя поверишь ему. Поступишь разумно, если, не выронив из уст, удержишь те слова в душе» (из «Джаммапады»)
(Слайд 14: изречение Будды)
- Буддийская притча.
(Слайд 15: притча)
Ученику не терпелось рассказать Учителю сплетни, услышанные на базаре.
- Подожди,- остановил его Учитель.- Правдива ли эта история?
- Думаю, нет.
- Нет.
- Она смешная?
-Нет
- Тогда зачем её слушать?
- Чему учит нас эта притча?
(Для того, чтобы стать нравственным человеком, нужно совершить хорошие дела).
4. Работа в тетради.
(Слайд 16: высказывания)
- «Тот, кто делает добро другому, делает добро себе»
(Э. Роттердамский голландский гуманист 15 век)
- « Добро - не наука, оно действие»
(Р. Роллан французский писатель 19 -20 в.)
- «Добро творящий радость пожимает и в этом мире, и в ином.»
(буддийская пословица)
5. Рефлексия (Под Песенку кота Леопольда о добре).
- Что такое добро и зло?
- Как относится к ним религия?
6. Домашнее задание: подготовить сообщения о людях, творящих добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.
Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....
Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".
Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка твор...
Конспект урока по предмету ОМРиСЭ "Добро и зло.Понятие греха,раскаяния,воздаяния."
Урок формирует знания о понятиях "добро", "зло", "раскаяние", "воздаяние" как об основополагающих в общечеловеческих ценностях, а также в православной и исламской культурах; воспитывает положите...
Урок: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Формирование представлений учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла....
Урок: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Презентация к уроку - помощь в усвоении темы....
Методическая разработка урока ОРКСЭ «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
Добро и зло! Это особые слова. Что есть добро? Что есть зло? Как зло появилось в мире и как в связи с этим должен вести себя человек? Над этими вопросами люди размышляли на протяжение многих веков. Ре...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания" (УМК "Основы мировых религиозных культур", 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания. Цель урока: формирование представлений у обучающихся о появлении понятий «добро» и «зло» в мировых религиях.Задачи урокаПлан...