Конспект урока по теме "Священные сооружения".
план-конспект урока (4 класс) по теме
Основные термины и понятия урока - синагога, церковь, алтарь, икона, фреска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_12._svyashchennye_sooruzheniya.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Священные сооружения.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Предполагаемые результаты: уметь различать священные сооружения иудаизма и христианства, знать предметы, хранящиеся в этих храмах.
Основные термины и понятия: синагога, церковь, алтарь, икона, фреска.
Средства наглядности: изображения священных сооружений (синагоги, церкви).
Ход урока
- Организация деятельности учащихся
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы мир окружающий познать,
Нужно серьезно все изучать.
- Реализация домашнего задания.
- Прослушивание рассказов учащихся и их обсуждение.
- Тест (Слайды 2-4)
1. Как назывались рассказы о богах индуизма, передаваемые в стихотворной форме?
а) Танах
б) Веды
в) Писания
2. У какой религии священной книгой является Авеста?
а) христианство
б) индуизм
в) зороастризм
3. Как переводится «Евангелие»?
а) Книга
б) Благая весть
в) Чтение
4. Как называются части Корана?
а) Суры
б) Пророки
в) Три корзины
5. Как называется буддийская община?
а) умма
б) церковь
в) сангха
6. Что выпустила Пандора из ларца?
а) Добро
б) зло
в) Покаяние
7. Таинством какой религии называется крещение?
а) Буддизм
б) Иудаизм
в) Христианство
8. Какая молитва не обращена к Богу?
а) мантра
б) намаз
в) христианская молитва
9. Какому дню недели посвящен еврейский праздник Шабат?
а) воскресенье
б) суббота
в) понедельник
10. В какой религии существует обряд вывешивание ритуальных флажков?
а) иудаизм
б) христианство
в) буддизм
- Работа по теме урока.
- Беседа.
- Как вы думаете что является священными сооружениями?
- Для чего они нужны?
- Рассказ учителя.
- Уже в далекой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам, и приносить им жертвы. Иногда для этих целей использовался переносной шатер (например у древних евреев он назывался скинией).
(Слайд 5: скиния)
- Иногда собранные вместе и поставленные в определенном порядке камни. И сейчас еще находятся остатки этих сооружений из камней. Самое крупное из них находится в Англии и называется Стоунхендж (Стоун – по-английски «камень»).
(Слайд 6: Стоунхендж)
- В Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии люди стали сооружать храмы, посвященные своим богам.
(Слайды 7-9: Древние храмы)
- Священные здания иудаизма.
- Еще во время странствий в пустыни на Моисея была возложена Обязанность изготовить Мишкан (переносной Храм), жилище для Всевышнего, место Его постоянного присутствия среди людей. В Мишкане помещался Ковчи со скрижалями Завета.
(Слайд 10: Мишкан)
- В дальнейшем местом, где Слава Божья пребывает среди людей, должен был стать находящийся на Святой земле Храм.
- Здесь во времена правления сына Давида, мудрого израильского царя Соломона, в середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский Храм.
- Мы уже знаем историю этого храма. Он был несколько раз разрушен захватчиками Иерусалима и вновь восстанавливался еврейским народом.
- Кто и когда разрушил Иерусалимский Храм?
(В 586 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор. В 70 г. н.э. римские войска, захватившие Иерусалим разрушили второй Храм, где осталась только одна стена – Стена Плача).
- Какие предметы находились в Храме?
(Ковчег со скрижалями, предметы для священнослужения. Здесь постоянно горел золотой светильник менора, символизирующий Божественный свет.
Менора по сей день является символом иудаизма.
- (Слайды 11-13: синагога)
- Еще одним священным сооружением евреев является Синагога (дом собраний) (Слайд 14: синагога)
- Время появления первых синагог точно не известно. Возможно, они возникли после разрушения первого Храма.
- Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня, но не являются храмами, т.к. иудейский Храм может быть построен только на одном месте – на Храмовой горе в Иерусалиме.
- Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда подчиненно определенным правилам.
- Выборочное чтение статьи учебника (стр. 31)
(Слайд 15: священный шкаф (кодеш); возвышение, с которого читается Тора (бима); менора; каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней Десятью заповедями).
- Ученик. («Это интересно»). (стр. 31)
(Слайд 16-17: раздельные помещения для мужчин и женщин в синагоге; тфилин (специальные коробочки на голову и правую руку); кипа – маленькая круглая шапочка, широкополая шляпа или меховая шляпа, талит – молитвенное покрывало на голову).
- Христианские храмы.
- Первые христиане не строили специальных храмов, они собирались в обычных жилых домах. Еще богослужения совершались на местах захоронений тех христиан, которые пострадали за веру.
(Слайд 18: подземные гробницы-катакомбы)
- Позднее появились христианские храмы (церкви). Внешне они очень разнообразны, но есть общие черты для всех христианских храмов.
- Священник обычно молится именно там, и без благословения туда никто не имеет права входить. На иконостас ставятся иконы – изображения Христа и святых.
(Слайд 19: алтарь, иконостас)
- В христианских храмах также используются росписи стен (фрески).
(Слайд 20: росписи стен)
- К храмам часто примыкает колокольня или звонница, на которой находятся колокола. Их звон созывает верующих на молитву.
(Слайд 21: колокольня или звонница)
- Чтение текста из учебника «Христианские храмы».
- Рефлексия.
- Беседа.
- С какими храмами вы сегодня познакомились?
- Какие предметы есть в любой синагоге?
- Почему синагога не является у иудеев Храмом?
- Что такое икона?
- Электронный ресурс. (урок 12)
- Для чего изначально люди стали строить храмы?
- Чтение стихотворения (Слайд 22)
Правила поведения в Храме
Прежде чем в Храм зайти,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Душой с Богом примирись
О всем мире помолись.
Не гляди по сторонам:
Неполезно это нам.
Слушай пение и службу.
И скажу я от души:
«Выйти из Храма не спеши,
Стой на Службе до конца.
Обещанье дай Христу,
Что исправиться намерен
И будь своим обетам верен.
Даром время не губи,
Храм Божий полюби.
И пока душа в груди,
На молитву приходи.
(Игумен Виссарион).
VI. Домашнее задание.
1. Прочитать и обсудить с родителями статью из учебного пособия на стр. 30 – 32.
2. Вместе со старшими подготовить письменное сообщение об одном из христианских или иудейских религиозных сооружений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Священные сооружения (продолжение)".
Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой бес...
Урок ОРКСЭ Священные сооружения
Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе по теме "Священные сооружения"...
Конспект урока "Священные сооружения". 4 класс
Конспект урока "Священные сооружения" посвящен сооружениям иудаизма и христианства. Предмет ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". 4 класс...
Конспект урока по ОРКСЭ " Священные сооружения ислама"
Конспект урока по ОРСЭ. Модуль " Основы мировых культур"...
Тема урока 12 «Священные сооружения» (ОРКСЭ)
Конспект урока ОРКСЭ 4 кл...
Урок -проект "Священные сооружения"
Урок -проект "Священные сооружения" был проведен как итоговое мероприятие УПП (учебно-познавательного проекта) "Священные сооружения " в 4 классе. Предварительно учащимися бы...