Конспект урока по теме "Искусство в религиозной культуре (продолжение)".
план-конспект урока (4 класс) по теме

Коровина Нина Георгиевна

Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_15_iskusstvo_v_religioznoy_kulture_prodolzhenie.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Искусство в религиозной культуре.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. 

Основные термины и понятия: ханукия, Суккот, пурба, бумба, дунгар, капала.

Средства наглядности: компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Реализация домашнего задания.
  1. Беседа по вопросам

  1. Что такое искусство?
  2. Что является искусством в религиозной культуре православия?
  3. Что такое икона?
  4. Какие иконы особо почитаемы на Руси?
  5. Каких иконописцев вы знаете?
  6. Какие виды искусства присутствуют в религиозной культуре ислама?

  1. Контрольные вопросы из электронного ресурса «Урок 15».

  1. Работа над новым материалом.

  1. Как вы думаете, о религиозном искусстве каких конфессий пойдет речь сегодня на уроке?

  1. Искусство в религиозной культуре иудаизма.

  1. Как вы думаете, что является главной святыней любой синагоги?

  1. В иудаизме особое развитие получили те виды художественного творчества, которые связанны с украшением синагоги и священных предметов иудаизма.
  2. Корона Торы – знак того, что именно Писание – владыка народа.
  1. Свиток надевается в специальные расшитые одежды, которые опоясываются поясом.
  2. При чтении нельзя водить рукой по тексту, поэтому используются специальные указки.

(Слайд 2: украшения Торы)

  1. Семисвечник украшает синагогу.  
  2. В каждом доме иудеев есть специальный девятисвечник (ханукия), который зажигается во время праздника Хануки. В первый день этого праздника зажигается одна свеча, во второй - две и т.д. Ханукия должна быть установлена на видном месте, на улице или во дворе, в доме ее ставят на подоконнике.

(Слайд 3: менора, ханукия)

  1. Серебряная коробочка – ларец для хранения лимончика этрога в период праздника Суккот. Позднее об этих праздниках вы узнаете в 5 классе 

(Слайды 4-5: праздник Суккот)

  1. Искусство в религиозной культуре буддизма.

  1. Изображения Будды.Существует три вида этих изображений:

- Будда в образе Учителя – сидящий с приподнятой правой рукой

- Будда Торжествующий – сидящий с опущенными руками.

- Буда «Спящий» - фигура лежащего Будды, уходящего в нирвану.

(Слайды 6-8: изображения Будды)

  1. При изображении Будды Шакъямуни скульптор должен учитывать 32 основных признака «Великого человека» и 80 вторичных «признаков большой красоты».
  2. Например, ушниша (выступ на макушке) – знак достижения всезнания, удлиненные мочки ушей – знак всеслышанья, глаз мудрости в межбровье – знак всевидения.

(Слайд 9: Будда просветлённый)

  1. Во время одного из обрядов монахи буддисты в Тибете тщательно изображают мандалу (в переводе «круг») – символический вид буддийской Вселенной.

(Слайды 10-11: мандала)

  1. Каждый предмет для совершения обрядов у буддистов можно рассматривать как произведения искусства: пумба (символический кинжал) – разрушение всех иллюзий, думба – ритуальный сосуд для хранения освященной воды, дунгар – ритуальная белая морская раковина в серебре, капала – ритуальная чаша с подставкой и др.

(Слайды 12-13: изображения пумбы, думбы, дунгара)

  1. Искусство танка. Танки – это священные прямоугольные изображения, обрамленные шелком или парчой, которые вешаются на стены храмов. Первая танка появилась в Индии и изображала «колесо сансары».

(Слайд 14: искусство танка)

  1. Буддийские храмы. Найти два одинаковых буддирйских храма практически невозможно. Это связанно с тем, что в каждой стране буддизм вобрал в себя элементы культур народов, проживающих в ней. 

(Слайд 15-20: буддийские храмы)

  1. Ученик («Это интересно»)
  1. Под воздействием буддизма получило развитие садовое искусство. В Японии до сих пор существуют «сады камней», которые делались для того, чтобы создавать благоприятные условия для духовных упражнений буддийских монахов.

(Слайд 21-22: садовое искусство – сады камней)

  1. Кроме того, в японском буддизме появилась особая чайная церемония. Поскольку для буддийских монахов чай был особым напитком, то его пили во время медитаций и подносили Будде.

(Слайд 23: особая чайная церемония)

  1. Рефлексия.
  1. Беседа по вопросам.

  1. Об искусстве каких религиозных культур мы сегодня говорили?
  2. Какие правила существуют при чтении Торы?
  3. Какой образ является главным в религиозной культуре буддизма?

  1. Тест по пройденному материалу  (Слайды 24-28)

1. Как называется государство, в котором мы живем?

А. Россия

Б. Русь

В. Московия

2. Что означает слово «религия»?

А. Служить

Б. Поклонятся

В. Связывать, соединять.

3. Что является первобытными верованиями?

А. Ислам и буддизм

Б. Иудаизм и христианство

В. Верования древних людей.

4. Какие религии относятся к мировым?

А. Индуизм и иудаизм

Б. Религии Древней Греции и Рима

В. Христианство, ислам и буддизм.

5. Какие религии являются национальными?

А. Христианство

Б. Индуизм и иудаизм

В. Ислам, буддизм

6. Где зародился ислам?

А. Индия

Б. Персия

В. Аравийский полуостров

7. В чем заключается спасение человека с точки зрения буддистов?

А. В оправдании на страшном Суде

Б. В очищении от грехов

В. В освобождении от страданий

8. Чему учит Евангельская притча о блудном сыне?

А. Грех остается безнаказанным

Б. Раскаяние восстанавливает связь человека с Богом

В. Бог не прощает грешника.

9. Что такое мечеть?

А. Здание для молитвы у христиан

Б. Здание для молитвы у мусульман

В. Здание для молитвы в буддизме

10. Как переводится слово «Синагога»

А. Дом собраний

Б.  Еврейский храм

В. Большой дом

11. Где молятся христиане?

А.  В синагоге

Б. В храме

В. В мечете

12. Что относится к искусству ислама?

А. Икона

Б. Арабеска

В. Торжествующий Будда

13. Как переводится с греческого языка слово «икона»?

А. Статуя

Б. Святой

В. Изображение, образ

14. Что такое арабеска?

А. Каллиграфическое изображение

Б. Украшение для свитка Торы

В. Изображение Будды

15. Как называется один из способов изображения Будды?

А. «Поющий» Будда

Б. «Читающий» Будда

В. «Спящий» Будда.

Домашнее задание: вместе со старшими письменно опишите одно из религиозных сооружений. Какие художественные произведения религиозного назначения в нем находятся?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Урок №26 по модулю "Основы светской этики"курса "Основы религиозных культур и светской этики" проводился на тему "Образцы нравственности в культуре Отечества"...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»

Конспект  урока по курсу  «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Конспект урока ОРКиСЭ (модуль Мировые религиозные культуры). 4 класс по теме "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды"

На уроке в ходе групповой работы обучающиеся узнают об обычаях и обрядах, принятых в христианской, мусульманской, буддистской и иудаистской религиозных культурах...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  «Росс...