Урок -проект "Священные сооружения"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Понамарева Тамара Николаевна

Урок -проект "Священные сооружения" был проведен как итоговое мероприятие УПП (учебно-познавательного проекта) "Священные сооружения "  в 4 классе. Предварительно учащимися была проделана огромная интересная работа в рамках проекта: экскурсии, работа в группах, парах, индивидуальная работа, коллективная..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_no4.docx82.46 КБ

Предварительный просмотр:

           

             

Модуль: «Основы мировых религиозных культур» 

Тип урока: урок-проект  (обобщение и систематизации знаний )                                                                                                                           Тема № урока 10 : «Священные сооружения.»  4 класс

Цель урока: формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий

Задачи:

Образовательные

- сформировать у детей представление об основных священных сооружениях  мировых религий: церковь, синагога

- учить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям

Развивающие

- формировать навыки смыслового чтения, развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся

- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения

Воспитательные

- воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных  религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

Методы:  частично-поисковый ,проблемно- диалогический                 

 Технология деятельностного подхода.

Формы обучения: индивидуальная,  коллективная, работа в паре, в группе

Планируемые результаты обучения:

Личностные УУД        

Цель: обеспечивают развитие таких качеств личности как способность  соотносить свои поступки с общепринятыми этическими нормами, нормами морали, оценивать нравственный аспект своего поведения.

Функции:  направлены на осознание жизненных смыслов и ценностей

-

-Самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию .

- Демонстрирует сформированность адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

-формирование у учащихся положительной мотивации к учебной деятельности;

-развитие познавательной активности учащихся;

- обучение учащихся навыкам оценивания экологического риска взаимоотношения человека и природы; выбора поступков, нацеленных на сохранение и бережное отношение к природе.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- регулятивные УУД – обучение навыкам формулирования проблемы и определения цели учебной деятельности;  планирования  своей деятельности и действий  по плану; оценивания  степени успешности своей индивидуальной учебной деятельности.

-коммуникативные УУД – обучение навыкам общения с  собеседником и уважительного отношения  к его точке зрения; организации учебного сотрудничества и совместной деятельности в группе;  оформления своих  мыслей и идей  в письменной и устной форме.

- познавательные УУД – освоение доступных способов изучения природы (сравнение, классификация,  работа  с различными источниками  информации)

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

учащиеся должны научиться

- распознавать природные зоны;

- называть их отличительные особенности;

- называть растения и животных природных зон;

-работать с географической картой.                                                                                                                              

Оборудование урока: учебник, толковые словари, ПК, проектор, электронное приложение,  раздаточный материал,                            таблички на стол каждой группы с названиями религий, которую представляет группа, иллюстрации священных сооружений для выставки,  презентации, карточки со словарными словами,  индивидуальные доклады-сообщения,  индивидуальные исследовательские  работы ,   карточки «Храм Знаний»  и смайлики для рефлексии.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, родителей

        Ребята разделились на четыре группы (по названиям четырех религий: ислам, христианство, иудаизм, буддизм)) по желанию, повторили  правила работы в группах, распределили обязанности.

        Дома учащиеся должны были:

  1. Изучить самостоятельно  и рассказать родителям о священных сооружениях.             (С. 33 вопросы 1-3.)
  2. Найти материал интернет - ресурсов по данной теме, изучить.
  3. Найти и выбрать презентацию к уроку или составить собственную, учитывая задание своей группы, изучить данный в ней материал.
  4. Предварительный просмотр презентаций каждой группы всем классом на уроках(3-4 минуты),  во и обмен мнениями.
  5.  Составить кроссворд «Священные сооружения»
  6. Подготовить эмблемы для каждой группы с соответствующими логотипами.
  7. С родителями составить список священных сооружений нашего города.
  8. Совершить экскурсию по г. Владикавказу.                                                                                                                                  Цель: познакомиться со священными сооружениями г. Владикавказа.
  9.  Подготовить  исследовательские работы и краткое сообщение об особенностях Сунитской мечети, Григорианской церкви, Соборе Святого Георгия, Православной осетинской церкви.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые у младшего школьника УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель и задачи:

1.Перевод проблемы в задачу;

2.Определение замысла проектной задачи;

3.Планирование деятельности по решению поставленной цели с распределением обязанностей.

                           2.Постановка и формулировка проблемы.

Постановка учебной задачи, целей урока

3. Актуализация и систематизация знаний.

1 этап

Вхождение в проект.

 2 этап

Реализация проекта(деятельностный)

Цель и задачи:

1.Реализация замысла проектной задачи (темы, целей, конечного продукта);

2. Анализ полученного результата

 3 этап

Защита проекта

(рефлексивно-оценочный)

Физминутка 

Цель:

4. Комплексное применение и систематизация знаний и умений.

Взаимоконтроль.  

5. Подведение итогов

                             

6. Рефлексия

Задание на дом

.Создаёт мотивацию на деятельность.

Прочитайте высказывание великого осетинского поэта К. Л. Хетагурова

«Весь мир- мой храм,

Любовь –моя святыня,

Вселенная-Отечество мое..»

-Я просила вас  обратиться к учителю родного  языка и выяснить, о каком храме говорит поэт.(Слайд)

2.Задает наводящие вопросы, подводит к формулировке темы урока

 - Как связаны эти слова с темой нашего урока? Какое  еще значение имеет слово «ХРАМ» ?   -Что объединяет людей всех религиозных культур?

-Сформулируйте тему урока.          -Определите цель занятия.              -Продумайте задачи (Слайд)

-Какую работу мы выполнили, чтобы выполнить эти задачи ? На этом уроке мы попробуем  систематизировать уже имеющиеся у нас знания.

Работа над темой урока.

4.1 -Для чего люди стали строить священные сооружения?

-Ребята, я просила поработать со словарями.                                           -Что обозначает слово СКИНИЯ?     (На доске появляется табличка  Словарь. Под ней на протяжении урока вывешиваются словарные слова)

4.2  Проверка самостоятельной работы учащихся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Задает вопросы. Проверяет подготовку каждого ребенка и группы в целом к занятию

иудаизм

ислам

 - Какие  религии народов мира вам известны?  

христианство

буддизм

-Предварительно  вы были  разделены  на  группы и каждая получила задание:

  • подготовить эмблемы с логотипом религии, которую представляет группа,
  • проработать материал учебника, интернет -ресурсов,
  • подготовить сообщения,
  • найти и предварительно просмотреть презентации,
  • поработать со словарем,
  • провести небольшую исследовательскую работу.

    (На доске в хаотичном порядке расположены иллюстрации с изображением  церкви, мечети, пагоды, ступы, собора..)

- Можете  назвать эти сооружения и угадать, какие из них к какой религии относятся? Что вы об этих сооружениях знаете?  

 Оказывает консультативную помощь (по запросу участников) в создании продукта. Наблюдает, контролирует. .Оказывает практическую помощь учащимся.

Обобщает результаты работы группы. Оценивает работу группы

1.Работа в группах

- Предлагаю вам поделиться друг с другом новыми знаниями , которые приобрели вы, работая в группах, самостоятельно, с родителями, коллективно..

-  Каждая группа получает план-задание и табличку, куда надо записать самое главное.

2) Рассказать, что ещё интересного узнали о данном священном сооружении?

3) Составление Словаря:   МИНАРЕТ, МИХРАБ, МЕЧЕТЬ

 Словарь:  СИНАГОГА, ТОРА, МИНОРА, ТФИЛИИ

                       Словарь:  АЛТАРЬ, ИКОНОСТАС, ФРЕСКИ,     КОЛОКОЛЬНЯ

               

Словарь:  СТУПЫ,  ПАГОДЫ

2. Применение знаний и умений. Национально-региональный компонент.  

  Сохраняет мотивацию учащихся на деятельность.                            

(Слайд об экскурсии по городу Владикавказ. Тема «Священные сооружения»)                                      -О чем рассказывает  этот слайд?   -Ребята провели небольшую индивидуальную  исследовательскую работу и сейчас коротко поделятся с нами своими знаниями.                                 -Давайте еще раз назовем священные храмы нашего города. (На доску вывешиваются фотографии называемых храмов)

 7.1                                                        - Сегодня вы многое узнали. Давайте проверим, кто был самым внимательным .Сейчас вы по меняетесь столами.  На столах разложены карточки. Вы должны отобрать только те, которые имеют отношение к указанной религии. Следующая группа проверяет  правильность выполнения задания.

7.2 Закрепление нового материала

       

                       Тесты

Укажите, какое из следующих утверждений является правильным:

- Слово «Синагога» переводится как:

А) «Еврейский храм»;

Б) «Дом собраний;  

В) «Большой дом».

- Христиане молятся:

А) в храме;

Б) в синагоге;

В) мечети.

православном храме принято:

А) молиться на специальном коврике;

Б) использовать для молитвы тфилин;

В) креститься.                                             

                 Тренажер.(Карточка)

Закончите фразу словами, подходящие по смыслу:

  1. В каждом христианском храме обязательно………………..   .        (должен быть алтарь)

В православных храмах обязательно есть……..    .  (иконы)

  1. В синагогольном богослужении используется……….. ( свиток Торы). Мужчины во время молитвы надевают…….   . (тфилин)

( тфилин, иконы, алтарь, свиток Торы)

Подводит итоги обучения. Задает вопросы. Обобщает ответы учащихся. Систематизирует, подводит их наводящими вопросами к формулировке вывода, подведению итогов деятельности, взаимооценке, самооценке.

-  Вы многое  узнали о священных сооружениях разных религиозных культур.  Каждое из них по-своему красиво и неповторимо. Каждое из них дорого людям.

- Какие священные сооружения различных религий мира вы теперь знаете? (мечеть, церковь, синагога, пагода, ступа)

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?

- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения?

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками.                                                                                                                                                                  

« ХРАМ»

Самооценка

- Спасибо всем за работу. Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью смайлика.

Построение своего ХРАМА  по мере ответов на вопросы

Узнали

                                   

        

учебник

интернет

однокласс

экскурсия

                

Вспомнили

Задает и объясняет задание на дом

Варианты домашнего задания:               -Составить кроссворд про одно  священное  сооружение  ислама или буддизма.                         Подготовить сообщение  по теме.

Читают хором слова поэта.

Вступают в диалог. Отвечают на вопросы учителя.

Вступают в диалог. Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свое предположение .

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач, объединяются в научные группы

Рассказ учащихся о древних сооружениях

Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся прикрепляют к доске таблички

Демонстрируют эмблемы, прикрепляют их на костюмы, На стол каждой группы выставляются таблички с названиями мировых религий. Выкладывается подготовленный материал: учебники, словари, дополнительная литература,

подготовленные сообщения в виде мини-рефератов, фотографии священных сооружений и внутреннего их устройства, фотографии священных сооружений города Владикавказ, флешки с презентациями…

Отвечают на вопросы учителя

Ребята делятся своими знаниями, предположениями.

Получают задания, распределяют роли в группах, работают над решением поставленной задачи по плану.

Оформляют работу.

Каждый ученик в соответствии со своей ролью выполняет работу.

Находят недостающую информацию в учебниках, материалах из интернета.

Представляют продукт деятельности -  проект на тему «Священные сооружения».

Защиту проектов сопровождают показом слайдов.

Задают вопросы о деятельности другой группы.

Каждый ученик заполняет лист самооценки.

Аналогично работает каждая группа, сопровождая рассказ показом иллюстраций, презентацией.

Ответы учащихсяя:

-Об экскурсии по городу. Мы хотели узнать, какие священные сооружения есть в нашем городе. Мы побывали в Соборе св. Георгия, Григорианской церкви, Осетинской православной церкви, у Сунитской мечети.

Выступление ребят о вышеуказанных сооружениях с показом личных презентаций  .

Взаимопроверка.

Взаимооценка

Выполняют задание учителя

Самостоятельная работа с использованием индивидуальных компьютеров

Работают в паре.

Выполняют задание

Отвечают на вопросы.

Под руководством учителя обобщают материал, систематизируют, подводят итоги своей работы, формулируют  вывод.

Дают оценку своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

Оценивают эмоциональный фон урока индивидуальными смайликами.

На доске «строят» «ХРАМ» полученных знаний, отвечая на вопросы учителя.

Личностные УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; желание  

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Регулятивные УУД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные УУД – учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

Коммуникативные УУД – учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли

Личностные УУД 

– формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности,

развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Регулятивные УУД

– формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД

 – умение использовать собранную информацию.

Коммуникативные УУД 

– учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

- учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников

Познавательные УУД 

– учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

Личностные УУД –самоопределение, действия нравственно-этического характера.

Коммуникативные УУД 

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Регулятивные УУД

 – учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата;

- оценке – осознанию качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

1

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки курса "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные сооружения"

Уроки подготовлены к курсу "Основы мировых религиозных культур"....

"Священные сооружения". Урок №12 (ОМРК)

Презентация к уроку №12 "Священные сооружения". Знакомство с древними сооружениями, сравнение храма и синагоги....

Конспект урока по теме "Священные сооружения".

Основные термины и понятия урока -  синагога, церковь, алтарь, икона, фреска....

Урок "Священные сооружения"

Материал предназначен для проведения урока по курсу ОРКСЭ модуль "Мировые религии" . Цель урока: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых р...

Конспект урока "Священные сооружения". 4 класс

Конспект урока "Священные сооружения" посвящен сооружениям иудаизма и христианства. Предмет ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". 4 класс...

Исследовательская работа "Отличие священных сооружений православных христиан от сооружений мусульман"

Работа на научно-практическую конференцию младших школьников "Моё первое исследование"...