Программа курса "Физика вокруг нас"
рабочая программа (4 класс) на тему
Курс «Физика вокруг нас» предваряет систематическое изучение предмета. На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fizika_poslednyaya.docx | 95.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Камчатское государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Эврика»
Утверждена
______________________
______________________
«____» _________ 20__ г.
Программа курса
«Физика вокруг нас»
для 4 класса
составитель:
руководитель физико-математической школы Центра по работе с одаренными детьми
Лобанова Татьяна Владимировна
Петропавловск-Камчатский, 2012
Содержание
Введение 3
Пояснительная записка 4
Тематическое планирование 7
Список литературы 8
Введение
Важной особенностью образования на современном этапе является необходимость решения проблем социальной адаптации учащихся. Современные условия жизни выдвигают перед каждым членом общества требование непрерывного образования.
Формирование у учащихся целостной картины окружающего нас мира, в частности ее естественнонаучной составляющей, – одна из наиболее сложных задач современного образования. Для решения этой задачи необходимо изучение предмета, содержанием которого являются фундаментальные теории современного естествознания. Таким предметом, безусловно, является физика. Изучение физики закладывает фундамент естественнонаучного образования, формирует физическую картину мира, объединяет разрозненные сведения об окружающем мире, развивает у учащихся способность рассматривать научную проблему в целом.
Актуальность пропедевтических курсов состоит в том, что при переходе к профильному образованию, учащиеся получают возможность, как можно раньше познакомиться с разнообразием учебных предметов, изучаемых в рамках школьной программы. Это позволяет получить общую картину школьного обучения и, как результат, более осознано сделать свой выбор дальнейшего обучения
Опережающее изучение физики создаёт условия для значительного повышения эффективности межпредметных связей, для осознания взаимосвязи наук и места физики в естествознании. При изучении физики сведения из других областей естествознания способствуют конкретизации общих понятий, а также иллюстрации применения физических знаний в этих областях, иллюстрации общности физических законов и теорий.
Профильное обучение предполагает углублённое изучение курса физики, поэтому возникает необходимость предварительного ознакомления учащихся с понятийным аппаратом данного курса. Это позволит сформировать у учащихся более чёткие представления о физике как науке о природе, усилить физические представления о явлениях природы, облегчить понимание физических терминов, различных теорий и исследовательских проектов.
Курс «Физика вокруг нас» предваряет систематическое изучение предмета. На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.
Курс «Физика вокруг нас» преимущественно рисует картину природы и человека, знакомит учащихся с физическими явлениями, в которых проявляется свойства тел, строение вещества, движение и взаимодействие его частиц. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. В данном курсе они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами.
Пояснительная записка
Изучение физики в школе составляет неотъемлемую часть среднего образования. Место курса физики в школьном образовании определяется решающим влиянием на развитие всех естественнонаучных дисциплин. Поэтому обучение физике должно служить в первую очередь целям развития, образования и воспитания полноценной гармоничной личности, способной ориентироваться в окружающем мире, подготовки к активной и безопасной жизни в обществе, сформировать и поддерживать познавательный интерес.
Наблюдения за младшими школьниками позволяют высказать предположение о том, что именно разнообразные явления природы вызывают у них самый неподдельный интерес. Большинство вопросов, которые они задают родителям и учителям, касаются природных явлений. Более того, учащиеся уже в возрасте 10-11 лет готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах, когда интерес к ним уже будет замещен интересом к другим проблемам или утрачен вовсе.
Для формирования интереса учащихся 4 класса к изучению предмета и стремления к его пониманию, развития внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, необходимо большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ, использование рисунков различных явлений и игровых ситуаций, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ.
Данная программа учитывает возрастные особенности, развивает внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, логическое и критическое мышление, умение грамотно и адекватно выражать свои мысли, описывать явления, выдвигать гипотезы, объяснять явления окружающего мира с помощью физических моделей.
Цели курса:
-поддержание и побуждение интереса к познанию природы, опираясь на естественные потребности младших школьников;
-формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости физики для общественного прогресса;
-овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для изучения курса физики, для продолжения образования.
Задачи курса:
-интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для физической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
-формирование представлений об идеях и методах изучения природы, о физике как форме её описания и методе познания действительности;
-пробуждение интереса к самостоятельному творческому мышлению;
-формирование у учащихся рациональных умений и приёмов умственной деятельности;
-воспитание культуры мышления, мировоззренческой культуры учащихся.
-заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, устанавливать причинно-следственные связи между ними.
-научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы.
-познакомить учащихся с понятиями физической величины, единицы измерения, молекулы, массы, температуры.
-познакомить с измерительными приборами, методами измерения, методиками экспериментальных исследований.
-обучить учащихся пользоваться измерительными приборами.
-научить детей делать выводы в соответствии с поставленной целью, предварительно проанализировав результаты эксперимента.
Разнообразие способов учебной деятельности
При изучении курса физики ученики овладевают способами следующих видов деятельности:
– познавательной – работа с учебником и дополнительной литературой; восприятие (восприятие пространства, оценка расстояний, пространственных размеров тел; восприятие времени, оценка длительности временного интервала, временной последовательности событий и др.); наблюдение; эксперимент;
– практической – работа с приборами и принадлежностями; измерения; наглядно-графическая деятельность;
– организационной – планирование различных видов деятельности; организация рабочего места и др.;
– оценочной – оценка значимости и ценности информации, экологического состояния окружающей среды, экологических параметров и безопасности технологических процессов, значений физических величин, числовых параметров различных процессов;
– деятельность самоконтроля – контроль правильности и эффективности своих действий, их последовательности и содержания; результатов своей деятельности и др.
Методы и средства обучения.
В курсе используются эвристические исследовательские методы обучения: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований.
Требования к подготовке учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-знать методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение), понятия массы (обозначение, эталон килограмма, способ измерения – рычажные весы), плотность вещества (обозначение, формула расчёта, единицы плотности), примеры разнообразных явлений;
-уметь пользоваться измерительными приборами (линейкой, рычажными весами, термометром, мензуркой), определять плотность вещества по таблице;
-научиться думать, рассуждать;
-уметь обобщать и делать выводы; применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Отличительной особенностью этой программы является то, что изучение материала идёт на уровне осязания, так как практически каждое занятие предусматривает проведение опытов, лабораторное исследование. Проведение небольших исследований, лабораторных работ позволяет ребёнку научиться наблюдать, анализировать, делать выводы.
При отборе содержания каждой темы курса главное внимание уделяется тем вопросам, ответы на которые ищут дети.
Методическое обеспечение.
Методическое обеспечение курса основывается на системе демонстрационных и лабораторных исследований, в процессе выполнения которых учащиеся приобретают ряд умений по технике проведения эксперимента, умение анализировать полученные результаты.
По каждой теме предлагается проведение ряда фронтальных практических работ, наблюдений, исследований, а так же самостоятельные лабораторные работы в качестве контроля за усвоением изученного материала.
Проблема обеспечения лабораторных работ курса наглядным материалом успешно решена с помощью мультимедиа. В качестве приложения к программе по курсу «Физика вокруг нас» разработано мультимедийное сопровождение занятий и лабораторных работ программы.
Применение мультимедиа технологий и использование в презентациях анимационных эффектов дают возможность привлечь внимание учащихся, развить их познавательную активность.
Программа курса предназначена для учащихся 4 класса и рассчитана на 34 учебных часа: (1 час в неделю).
Содержание программы (34 часа)
Физика и физические методы изучения природы (12 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и опыты. Описание физических явлений. Физические термины. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Единицы измерения. Международная система единиц. Цена деления и точность измерения.
Лабораторные работы.
Давайте знакомиться: Измерительные приборы
Определение цены деления шкалы и пределов измерения измерительного прибора
Измерение длины
Определение площади
Измерение объема жидкости с помощью мензурки
Измерение объема твердого тела
Строение вещества (4 ч)
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
Лабораторные работы
Измерение размеров малых тел
От чего зависит скорость испарения жидкости
Взаимодействие тел (8 ч)
Масса тела. Единицы массы. Плотность. Плотность вещества. Легенда об Архимеде. Тайна золотой короны. Закон Архимеда. Плавание тел.
Лабораторные работы
Измерение массы тела с помощью рычажных весов
Измерение плотности твердого тела
Измерение плотности жидкости
Выяснение условия плавания тел
Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества тела и жидкости
Тепловые явления (3 ч)
Тепловые явления. Действие термометров. Основные температурные шкалы. Тепловое движение. Нагревание и охлаждение тел.
Лабораторные работы
Измерение температуры воды и воздуха
Определение влажности воздуха
Электрические явления (2 ч)
Два рода зарядов. Электроскоп. Электризация тел. Электрический заряд. Электрические явления в природе и технике.
Лабораторные работы
Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел
Электромагнитные явления (2 ч)
Магнитное поле. Магнитные линии. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
Лабораторные работы
Наблюдение магнитного взаимодействия
Световые явления (2 ч)
Свет. Источники света. Световой луч. Распространение света в однородной среде. Солнечное и лунное затмение.
Лабораторные работы
Счет и тень. Отражение света
Тематическое планирование занятий
№ | Тема занятия | Количество часов |
Здравствуй, тайная наука! | 1 | |
Что такое физика? | 1 | |
Методы исследования в физике | 1 | |
Роль измерений в физике | 1 | |
Единицы измерения | 1 | |
Точность измерений | 1 | |
Наши помощники – измерительные приборы | 1 | |
Тела и вещества | 1 | |
Диффузия | 1 | |
Температура и тепловое движение | 1 | |
Масса. Единицы массы | 1 | |
Плотность вещества | 1 | |
Легенда об Архимеде. Тайна золотой короны | 1 | |
Электрические явления. Электрический заряд | 1 | |
Магнитное поле | 1 | |
Световые явления | 1 | |
Контрольное мероприятие: занятие-игра «Путешествие в страну любознательных физиков» | 1 |
Лабораторные работы
№ | Тема лабораторной работы | Количество часов |
Давайте знакомиться: Измерительные приборы | 1 | |
Определение цены деления шкалы и пределов измерения измерительного прибора | 1 | |
Измерение длины | 1 | |
Определение площади | 1 | |
Измерение объема жидкости с помощью мензурки | 1 | |
Измерение объема твердого тела | 1 | |
Измерение размеров малых тел | 1 | |
От чего зависит скорость испарения жидкости | 1 | |
Определение влажности воздуха | 1 | |
Измерение температуры воды и воздуха | 1 | |
Измерение массы тела с помощью рычажных весов | 1 | |
Измерение плотности твердого тела | 1 | |
Измерение плотности жидкости | 1 | |
Выяснение условия плавания тел | 1 | |
Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества тела и жидкости | 1 | |
Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел | 1 | |
Наблюдение магнитного взаимодействия | 1 | |
Свет и тень. Отражение света | 1 |
Список литературы
- Авторская программа по курсу «Введение в физику», составитель Русяева А.В. 2010г.
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. – М.: Дрофа, 2010.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физики. – М: Просвещение, 2007- 120с.
- Даммер М.Д. Пропедевтику физики – с начальной школы. № 16/2006 журнала «Физика».
- Исаченкова Л.А., Слесарь И.Э. Физика. Учеб.пособие для 6 класса. Минск: 2010.
- Коровин В.А., Орлов В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.
- Мир знаний: физика. Учебник 5-6 кл. / Г.Н. Степанова. – М.: СТП, Школа, 2007.
- Научно-методические журналы «Физика в школе». – М.: ООО Издательство «Школа-Пресс», 2008, №№ 2-8, 2009, №№ 1-7.
- Попова В.А. Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008.
- Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007-2009.
- Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 5-6 кл. / Г.Н. Степанова. – М.: СТП, Школа, 2007.
- Уроки физики, 7-11 классы. Мультимедийное приложение к урокам. – CD-диск издательства «Глобус».
- Физика. Химия. 5-6 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2007.
- Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя /В.А. Буров, Ю.И. Дик и др. – М.: Просвещение, 2009.
Список литературы для учащихся
- Андруз Д. 100 занимательных экспериментов. М.: РОСМЭН, 2008.
- Большой справочник школьника. 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2008.
- Сикорук Л.Л. Физика для малышей. Изд-во:Кругозор, 2010.
- Классная физика для любознательных http://class-fizika.narod.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа «Геометрия вокруг нас»
Курс «Геометрия вокруг нас» позволяет ввести учащихся начальных классов в мир общечеловеческой культуры, является носителем метода познания мира. Данный курс рассчитан на 34 часа в год для...
Открытый урок по программе "Мир вокруг нас" в 1 классе
Урока окружающего мира в 1-м классе по программе А.Плешакова "Мир вокруг нас". Тема: «Когда жили динозавры?»...
Тестовые задания по программе "Мир вокруг нас", 2 класс, УМК "Школа России".
Прверочные работы, тесты, диктанты разработаны по окружающему миру для 2 класса УМК "Школа России"....
воспитательная программа " Мир вокруг нас" 4 класс
воспитательная работа является основным механизмом организации индивидуального подхода к учащимся. Воспитательная программа создаёт условия для непрерывного образования и воспитатния детей через прове...
Рабочая программа "Экономика - вокруг нас"
Предназначина для учащихся начальной школы 4 класс. Срок реализации программы 1 год....
Дополнительная общеразвивающая программа " Математика вокруг тебя".
Направленность программы - естественнонаучная....
"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"
Сборник практических материалов содержит секреты управления театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения, технику управлени...