Авторская программа «Геометрия вокруг нас»
рабочая программа по математике (2 класс) по теме
Курс «Геометрия вокруг нас» позволяет ввести учащихся начальных классов в мир общечеловеческой культуры, является носителем метода познания мира. Данный курс рассчитан на 34 часа в год для учащихся 2 класса. Занятия, полученные при изучении этого курса, должны составлять основу понимания и развития геометрических эталонов в школьном курсе математики.
Программа учебного курса по математике для учащихся 2 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. В основе курса «Геометрия вокруг нас» заложена практическая деятельность учащихся.
Данный курс позволяет получить знания некоторых свойств и геометрических понятий, идей, методов). Курс «Геометрия вокруг нас» обеспечивает подготовку учащихся к изучению геометрии, и благотворно влияет на развитие ребенка, т.к. позволяет расширить познавательный опыт ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа «Геометрия вокруг нас» | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛЬНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МБУ «ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Утверждаю
Председатель мунипипального
методического совета,
и.о. директора МБУ «ИМЦ»
Г.Г. Камалиева
« » 2012
Авторская программа
«Геометрия вокруг нас»
Автор: учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»
Сайфуллина Мария Леонидовна
Рассмотрено на заседании ГМО Согласовано
« » _________________ Методист МБУ «ИМЦ»
Протокол_____от ________ ________ А.Г. Мухамадиева
________ Р.Р. Гариханова
Нижнекамск
2012
Оглавление
Пояснительная записка …………………………………………………… | 3-4 |
Содержание курса……………………………………………………….… | 5 |
Учебно-тематический план…………………………………………….. | 6-7 |
Заключение ………………………………………………………………… | 8 |
Литература для учителя………………………………………………..… | 9 |
Литература для учащихся………………………………………………… | 9 |
Приложение Методические разработки и презентации: история возникновения и развития геометрии; простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник; линия, прямая линия и её свойства; волшебные гвоздики ( штырьки) на Геоконте; кривая линия; замкнутые и незамкнутые кривые линии; сравнение величин, взаимное расположение предметов; прямоугольный, остроугольный тупоугольный треугольники; геометрические фигуры и их обозначение буквами; прямоугольники в окружающем мире; куб, элементы куба; фигурки из кубиков и их частей. движение кубиков, уникуб прямоугольный параллелепипед; оригами - искусство складывания из бумаги; симметрия, виды симметрий, использование симметрии в жизни человека; геометрия вокруг нас. |
Пояснительная записка
Знакомство с геометрией может сыграть исключительную роль при формировании мировоззрения младшего школьника. Системное мышление очень важно для ребенка не только как для будущего математика, естествоиспытателя, но и как для будущего врача, лингвиста, экономиста… Очень важно, чтобы при изучении чего-либо, при анализе своей работы, ребенок отчетливо понимал, что в ней является исходным положением, что логическим следствиями из него, и чем он пользовался (или пользуется) в своих выводах. Не зная геометрии, нельзя понять, как устроен мир.
Курс «Геометрия вокруг нас» позволяет ввести учащихся начальных классов в мир общечеловеческой культуры, является носителем метода познания мира. Данный курс рассчитан на 34 часа в год для учащихся 2 класса. Занятия, полученные при изучении этого курса, должны составлять основу понимания и развития геометрических эталонов в школьном курсе математики.
Программа учебного курса по математике для учащихся 2 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. В основе курса «Геометрия вокруг нас» заложена практическая деятельность учащихся.
Данный курс позволяет получить знания некоторых свойств и геометрических понятий, идей, методов). Курс «Геометрия вокруг нас» обеспечивает подготовку учащихся к изучению геометрии, и благотворно влияет на развитие ребенка, т.к. позволяет расширить познавательный опыт ребенка.
Цель курса:
способствовать формированию у учащихся общих геометрических представлений как инструмента познания и преобразования окружающей действительности, развитие интереса к науке «геометрия».
Задачи курса:
развивать навыки планирования своей работы, доказательно рассуждать, грамотно вести записи в тетрадях;
подготовка учащихся к дальнейшему изучению геометрии;
раскрытие творческих способностей ребенка;
познание мира через геометрические знания;
приобщение к самостоятельной, исследовательской работе.
Новизна и значимость разработки заключается в том, что она предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от
образца, проявить самостоятельность; формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
При изучении учебного курса «Геометрия вокруг нас» основными формами занятий являются: лекция и практикум. Организационные формы работы: диспут, игра, творческие задания. Возможны индивидуальные и групповые формы работы, индивидуальная и коллективная исследовательская работа учащихся.
Для заинтересованности учащихся используется историко-математический материал, решение жизненных задач, логические упражнения.
На заключительном занятии учащимся предлагается защита творческих заданий.
Предполагаемые результаты обучения
В результате изучения курса, учащиеся должны знать/понимать:
способы распознавания геометрических фигур;
изображать геометрические фигуры на плоскости;
понятие геометрических фигур на плоскости;
способы использования симметрии в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться дополнительными источниками для поиска необходимой информации;
распознавать по чертежам пространственные тела;
иметь представление об элементарных геометрических телах и узнавать в предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник;
решать нестандартные геометрические задачи;
изображать фигуру на плоскости по координатам точки;
выполнять развертки объёмных фигур.
Содержание курса.
Тема № 1. Введение (1час).
История возникновения и развития геометрии.
Тема № 2. Геометрические фигуры на плоскости (8 часов).
Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. Линия. Прямая и ее свойства. Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Сравнение величин. Взаимное расположение предметов. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Геометрические фигуры и их обозначение буквами.
Тема № 3. Фигуры в пространстве (8 часов).
Многогранники, их элементы. Виды многогранников. Модели многогранников. Построение моделей многогранников. Куб. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Уникуб. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. Оригами – искусство складывания из бумаги.
Тема № 4. Конструирование объемных геометрических фигур (5 часов).
Задачи со спичками. Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь». Задачи на разрезание и складывание фигур: «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край». Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.
Тема № 5. Измерение геометрических величин (4 часа).
Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины. Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка. Развертки куба, параллелепипеда. Объемы тел. Практическая работа «Объемы». Площадь. Единицы измерения площади. Методы и способы измерения площади.
Тема № 6. Симметрия (5 часов).
Координаты точки на прямой. Координаты точки на плоскости. Игра «Остров сокровищ». Графические. Симметрия. Виды симметрии. Использование симметрии в жизни человека. Осевая симметрия. Поворотная симметрия.
Тема № 7. Занимательная геометрия (3 часа).
Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. Защита творческих заданий.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теоретическая часть | Практическая часть (в том числе) |
1 | Введение | 1 |
2 | Геометрические фигуры на плоскости | 8 | 6 |
3 | Фигуры в пространстве | 8 | 6 |
4 | Конструирование объемных геометрических фигур | 5 | 4 |
5 | Измерение геометрических величин | 4 | 3 |
6 | Симметрия. | 5 | 4 |
7 | Занимательная геометрия | 3 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы. | Методы обучения | Кол-во часов | Примерные сроки прохождения |
план | факт |
Введение | 1час |
1. | История возникновения и развития геометрии. | Дискуссия | 1 |
Геометрические фигуры на плоскости | 8 часов |
2. | Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. | Организационно-деятельностная игра | 1 |
3. | Линия. Прямая и ее свойства. | Поисковая работа | 1 |
4. | Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. | Коллективно мыслительная деятельность | 1 |
5. | Кривая линия. | Исследовательская работа | 1 |
6. | Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | Обучение по алгоритму | 1 |
7. | Сравнение величин. Взаимное расположение предметов. | Объяснение | 1 |
8. | Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. | Работа по инструкции | 1 |
9. | Геометрические фигуры и их обозначение буквами | Презентация идей | 1 |
Объемные геометрические фигуры. | 8 часов |
10. | Прямоугольники в окружающем мире | Беседа | 1 |
11. | Куб. Элементы куба. | Решение проектно графических задач | 1 |
12. | Фигурки из кубиков и их частей. | Лабораторная работа по инструкции | 1 |
13. | Движение кубиков. Уникуб. | Мозговой штурм | 1 |
14. | Прямоугольный параллелепипед . | Беседа | 1 |
15. | Оригами – искусство складывания из бумаги | Демонстрация | 1 |
16. | Изготовление коллекции оригами. | Проект | 1 |
17. | Изготовление коллекции оригами. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. | Мозговая атака | 1 |
Конструирование объемных геометрических фигур. | 5 часов |
18. | Многогранники, их элементы. | Демонстрация | 1 |
19. | Виды многогранников. Модели многогранников. | Показ слайдов | 1 |
20. | Построение моделей многогранников. | Упражнения по образцу | 1 |
21. | Задачи на разрезание и складывание фигур: «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» | Презентация идей | 1 |
22. | Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры | Проект | 1 |
Измерение геометрических величин | 4 часа |
23. | Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины. | Беседа | 1 |
24. | Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка. | Проект | 1 |
25. | Развертки куба, параллелепипеда. | Демонстрация | 1 |
26. | Объемы тел. | Проект | 1 |
Симметрия. | 5 часов |
27. | Координаты точки на прямой. Координаты точки на плоскости. | Показ слайдов | 1 |
28. | Игра «Остров сокровищ». | Проект | 1 |
29. | Симметрия. Виды симметрии. Использование симметрии в жизни человека. | Беседа | 1 |
30. | Осевая симметрия. | Коллективно мыслительная деятельность | 1 |
31. | Поворотная симметрия. | Обучение по алгоритму | 1 |
Занимательная геометрия | 3 часа |
32. | Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения» | Проблемное изложение | 1 |
33. | Геометрия вокруг нас. | Презентация идей | 1 |
34. | Защита творческих заданий. | Проект | 1 |
Заключение
курс « Геометрия вокруг нас»:
- развивает у детей восприятие, внимание, память, воображение, мышление;
- повышает информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
- активизирует познавательную активность учащихся.
Результативность
- международный математический конкурс - игра «Кенгуру» 1место по городу
- международный математический конкурс - игра «Кенгуру» 2место по РТ
- международный математический конкурс - игра «Кенгуру» 2место по РФ
- муниципальная предметная олимпиада по математике призёр
- муниципальный этап детского конкурса творческих работ «Космос глазами ребенка» 1место
- региональный конкурс исследовательских работ «Юнис» участник
Список литературы
Литература для учителя:
Шадрина И.В. Геометрия в начальной школе. Школьная пресса, 2006.
Знаменская Е.В. Об изучении геометрического материала в 1- 4классах//Начальная школа.- 2005.- №5.- С.17- 19.
Носенко Л.Д. Проблемно- поисковые технологии при изучнии геометрического материала// Начальная школа.-2005.- №5.- С. 21- 22.
Перельман Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома. – Время года, 2006.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки или арифметика для всех. В 3 книгах. – Книговик, 2007.
Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике // Начальная школа.- 2005.- №4.-С.23.
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах.- М.: Школьная Пресса, 2006.
Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. Пособие для общеобразовательных учреждений.- Дрофа.2009.
Литература для детей:
Шадрина И.В. Геометрия в начальной школе. Учебник-тетрадь для 2 класса.-АСТ – Пресс Школа.2006.
Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся.-М. Просвещение.2007.
Белошистая А.В. Наглядная геометрия во 2-м классе. Тетрадь № 1, Тетрадь № 2. М.: Классикс Стиль,- 2007.
Петерсон Л.Г. Геометрическое лото. Дидактическое пособие. 2 класс, -2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Вокруг тебя мир"
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережно...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.
Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....
Рабочая программа "Геометрия в аппликациях"
Рекомендую для занятий по внеурочной деятельности. Детям очень нравится вырезать фигуры, узнавать их названия, делать аппликации и играть с ними....
Конспект занятия по внеурочной деятельности по программе "Геометрия клетчатой бумаги"
Конспект занятия по внеурочной деятельности по программе «Геометрия клетчатой бумаги»Тема: Периметр и площадь прямоугольникаЦели :закрепить понятие прямоугольник , квадрат и их элементов, ...
Программа "Геометрия вокруг нас"
Программа «Геометрия вокруг нас» (клуб по интересам, возраст обучающихся 6-10 лет, 135 часов)...
Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"
Настоя программа «Геометрия вокруг нас» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом обра...
Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа....