Авторская программа «Геометрия вокруг нас»
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

 

Курс «Геометрия вокруг нас» позволяет ввести  учащихся начальных классов в мир общечеловеческой культуры, является носителем метода познания мира. Данный курс рассчитан на 34 часа в год для учащихся 2 класса. Занятия, полученные при изучении этого курса, должны составлять основу понимания и развития геометрических эталонов  в школьном курсе математики.

Программа учебного курса по математике для учащихся 2 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. В основе курса «Геометрия вокруг нас» заложена практическая деятельность учащихся.

Данный курс позволяет получить знания некоторых свойств и  геометрических понятий, идей, методов). Курс «Геометрия вокруг нас» обеспечивает  подготовку учащихся к изучению геометрии,  и благотворно влияет на развитие ребенка, т.к. позволяет расширить познавательный опыт ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛЬНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МБУ «ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Утверждаю  

Председатель мунипипального

методического совета,

и.о. директора МБУ «ИМЦ»

                                                                                                                                Г.Г. Камалиева

                                                                                                       «         »                          2012

Авторская программа

«Геометрия вокруг нас»

Автор: учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»

Сайфуллина Мария Леонидовна

Рассмотрено на заседании ГМО                                                                       Согласовано

«        »  _________________                                                                             Методист МБУ «ИМЦ»

Протокол_____от ________        ________  А.Г. Мухамадиева

        ________  Р.Р. Гариханова

        

Нижнекамск

2012

Оглавление

Пояснительная записка ……………………………………………………

3-4

Содержание курса……………………………………………………….…

5

Учебно-тематический план……………………………………………..

6-7

Заключение …………………………………………………………………

8

Литература для учителя………………………………………………..…

9

Литература для учащихся…………………………………………………

9

Приложение

Методические разработки и презентации:

история возникновения и развития геометрии;

простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник;

линия, прямая линия и её свойства;

волшебные гвоздики ( штырьки) на Геоконте;

кривая линия;

замкнутые и незамкнутые кривые линии;

сравнение величин, взаимное расположение предметов;

прямоугольный, остроугольный тупоугольный треугольники;

геометрические фигуры и их обозначение буквами;

прямоугольники в окружающем мире;

куб, элементы куба;

фигурки из кубиков и их частей.

движение кубиков, уникуб

прямоугольный параллелепипед;

оригами - искусство складывания из бумаги;

симметрия, виды симметрий, использование симметрии в жизни человека;

геометрия вокруг нас.

Пояснительная записка

           Знакомство с геометрией может сыграть исключительную роль при формировании мировоззрения младшего школьника. Системное мышление очень важно для ребенка не только как для будущего математика, естествоиспытателя, но и как для будущего врача, лингвиста, экономиста… Очень важно, чтобы при изучении чего-либо, при анализе своей работы, ребенок отчетливо понимал, что в ней является исходным положением, что логическим следствиями из него, и чем он пользовался (или пользуется) в своих выводах. Не зная геометрии, нельзя понять, как устроен мир.

Курс «Геометрия вокруг нас» позволяет ввести  учащихся начальных классов в мир общечеловеческой культуры, является носителем метода познания мира. Данный курс рассчитан на 34 часа в год для учащихся 2 класса. Занятия, полученные при изучении этого курса, должны составлять основу понимания и развития геометрических эталонов  в школьном курсе математики.

Программа учебного курса по математике для учащихся 2 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. В основе курса «Геометрия вокруг нас» заложена практическая деятельность учащихся.

Данный курс позволяет получить знания некоторых свойств и  геометрических понятий, идей, методов). Курс «Геометрия вокруг нас» обеспечивает  подготовку учащихся к изучению геометрии,  и благотворно влияет на развитие ребенка, т.к. позволяет расширить познавательный опыт ребенка.

Цель курса:  

 способствовать формированию у учащихся общих геометрических представлений  как инструмента познания и преобразования окружающей действительности, развитие интереса  к науке «геометрия».

Задачи курса:

развивать навыки планирования своей работы, доказательно рассуждать, грамотно вести записи в тетрадях;

подготовка учащихся к дальнейшему  изучению геометрии;

раскрытие творческих способностей ребенка;

познание мира  через геометрические знания;

приобщение к самостоятельной, исследовательской работе.

     

         Новизна и значимость разработки заключается в том, что она предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от

образца, проявить самостоятельность; формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

При изучении учебного курса «Геометрия вокруг нас» основными формами занятий являются: лекция и практикум. Организационные формы работы: диспут, игра, творческие задания. Возможны индивидуальные и групповые формы работы, индивидуальная и коллективная исследовательская работа учащихся.

Для заинтересованности учащихся используется историко-математический материал, решение жизненных задач, логические упражнения.

На заключительном занятии учащимся предлагается защита творческих заданий.

Предполагаемые результаты обучения

В результате изучения курса, учащиеся должны знать/понимать:

способы распознавания геометрических фигур;

изображать геометрические фигуры на плоскости;

понятие  геометрических фигур на плоскости;

способы использования  симметрии в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться  дополнительными источниками для поиска необходимой информации;

распознавать по чертежам  пространственные тела;

иметь представление об элементарных геометрических телах и узнавать в предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник;

решать нестандартные геометрические задачи;

изображать фигуру на плоскости по координатам точки;

выполнять развертки объёмных фигур.

Содержание курса.

Тема № 1. Введение (1час).

История возникновения и развития геометрии.

Тема № 2. Геометрические фигуры на плоскости (8 часов).

Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.  Линия. Прямая и ее свойства. Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Сравнение величин. Взаимное расположение предметов. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Геометрические фигуры и их обозначение буквами.

Тема № 3. Фигуры в пространстве (8 часов).

Многогранники, их элементы. Виды многогранников. Модели многогранников. Построение моделей многогранников. Куб. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Уникуб. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. Оригами – искусство складывания из бумаги.

Тема № 4. Конструирование объемных геометрических фигур (5 часов).

Задачи со спичками. Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь». Задачи на разрезание и складывание фигур: «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край». Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.

 

Тема № 5. Измерение геометрических величин (4 часа).

Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины. Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка. Развертки куба, параллелепипеда. Объемы тел. Практическая работа «Объемы». Площадь. Единицы измерения площади. Методы и способы измерения площади.

Тема № 6. Симметрия (5 часов).

Координаты точки на прямой. Координаты точки на плоскости. Игра «Остров сокровищ». Графические. Симметрия. Виды симметрии. Использование симметрии в жизни человека. Осевая симметрия. Поворотная симметрия.

Тема № 7. Занимательная геометрия (3 часа).

Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. Защита творческих заданий.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть (в том числе)

1

Введение

1

2

Геометрические фигуры на плоскости

8

6

3

Фигуры в пространстве

8

6

4

Конструирование объемных геометрических фигур

5

4

5

Измерение геометрических величин

4

3

6

Симметрия.

5

4

7

Занимательная геометрия

3

2

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и темы.

Методы обучения

Кол-во часов

Примерные сроки прохождения

план

факт

Введение

1час

1.

История возникновения и развития геометрии.

Дискуссия

1

Геометрические фигуры на плоскости

8 часов

2.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.

Организационно-деятельностная игра

1

3.

Линия. Прямая и ее свойства.

Поисковая работа

1

4.

Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте.

Коллективно мыслительная деятельность

1

5.

 Кривая линия.

Исследовательская работа

1

6.

Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

Обучение по алгоритму

1

7.

Сравнение величин. Взаимное расположение предметов.

Объяснение

1

8.

Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники.

Работа по инструкции

1

9.

Геометрические фигуры и их обозначение буквами

Презентация идей

1

Объемные геометрические фигуры.

8 часов

10.

Прямоугольники в окружающем мире

Беседа

1

11.

Куб. Элементы куба.

Решение проектно графических задач

1

12.

Фигурки из кубиков и их частей.

Лабораторная работа по инструкции

1

13.

Движение кубиков. Уникуб.

Мозговой штурм

1

14.

Прямоугольный параллелепипед .

Беседа

1

15.

Оригами – искусство складывания из бумаги

Демонстрация

1

16.

Изготовление коллекции оригами.  

Проект

1

17.

Изготовление коллекции оригами. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом.

Мозговая атака

1

Конструирование объемных геометрических фигур.

5 часов

18.

Многогранники, их элементы.

Демонстрация

1

19.

Виды многогранников. Модели многогранников.

Показ слайдов

1

20.

Построение моделей многогранников.

Упражнения по образцу

1

21.

Задачи на разрезание и складывание фигур:  «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край»

Презентация идей

1

22.

Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры

Проект

1

Измерение геометрических величин

4 часа

23.

Длина. Меры длины. Старинные русские меры длины.

Беседа

1

24.

Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка.

Проект

1

25.

Развертки куба, параллелепипеда.

Демонстрация

1

26.

Объемы тел.

Проект

1

Симметрия.

5 часов

27.

Координаты точки на прямой. Координаты точки на плоскости.

Показ слайдов

1

28.

Игра «Остров сокровищ».

Проект

1

29.

Симметрия. Виды симметрии. Использование симметрии в жизни человека.

Беседа

1

30.

Осевая симметрия.

Коллективно мыслительная деятельность

1

31.

Поворотная симметрия.

Обучение по алгоритму

1

Занимательная геометрия

3 часа

32.

Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения»

Проблемное изложение

1

33.

Геометрия вокруг нас.

Презентация идей

1

34.

Защита творческих заданий.

Проект

1

Заключение

 

курс « Геометрия вокруг нас»:

- развивает у детей восприятие,  внимание, память, воображение, мышление;

- повышает информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

- активизирует познавательную активность учащихся.

Результативность

- международный математический конкурс - игра «Кенгуру»  1место по городу

- международный математический конкурс - игра «Кенгуру»  2место по РТ

- международный математический конкурс - игра «Кенгуру»  2место по РФ

- муниципальная предметная олимпиада по математике призёр

- муниципальный этап детского конкурса творческих работ «Космос глазами ребенка» 1место

- региональный конкурс исследовательских работ «Юнис» участник

Список литературы

Литература для учителя:        

Шадрина И.В. Геометрия в начальной школе. Школьная пресса, 2006.

Знаменская Е.В. Об изучении геометрического материала в 1- 4классах//Начальная школа.- 2005.- №5.- С.17- 19.

Носенко Л.Д. Проблемно- поисковые технологии при изучнии геометрического материала// Начальная школа.-2005.- №5.- С. 21- 22.

Перельман Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома. – Время года, 2006.

Игнатьев Е.И. В царстве смекалки или арифметика для всех. В 3 книгах. –  Книговик, 2007.

Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике // Начальная школа.- 2005.- №4.-С.23.

Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах.- М.: Школьная Пресса, 2006.

Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. Пособие для общеобразовательных учреждений.- Дрофа.2009.

Литература для детей:

        

Шадрина И.В. Геометрия в начальной школе. Учебник-тетрадь для 2 класса.-АСТ – Пресс Школа.2006.

Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся.-М. Просвещение.2007.  

Белошистая А.В. Наглядная геометрия во 2-м классе. Тетрадь № 1, Тетрадь № 2. М.: Классикс Стиль,- 2007.

Петерсон Л.Г. Геометрическое лото. Дидактическое пособие. 2 класс, -2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Вокруг тебя мир"

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережно...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.

Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....

Рабочая программа "Геометрия в аппликациях"

Рекомендую для занятий по внеурочной деятельности. Детям очень нравится вырезать фигуры, узнавать их названия, делать аппликации и играть с ними....

Конспект занятия по внеурочной деятельности по программе "Геометрия клетчатой бумаги"

Конспект занятия по внеурочной деятельности по программе «Геометрия клетчатой бумаги»Тема: Периметр и площадь прямоугольникаЦели :закрепить понятие прямоугольник , квадрат и их элементов, ...

Программа "Геометрия вокруг нас"

Программа «Геометрия вокруг нас»          (клуб по интересам, возраст обучающихся 6-10 лет, 135 часов)...

Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"

Настоя программа «Геометрия вокруг нас»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом обра...