Уклад прогимназии как условие развивающейся детско-взрослой образовательной общности
статья по теме
Начало XXI века характеризуется инновационным развитием Российского сообщества, создающим новый образ жизни – новый уклад, определяющийся изменениями в идеологии, экономике, общественной жизни России, опирающийся на иные смыслообразующие представления о мире, о месте человека в этом мире. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Вследствие этого меняется заказ государства и общества образованию, что влечет за собой смену парадигмы образования и приводит к осмыслению необходимости формирования уклада школьной жизни, отвечающего вызовам современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Город Нефтеюганск,
муниципальное бюджетное образовательное
учреждение для детей дошкольного
и младшего школьного возраста
«Прогимназия «Сообщество»,
директор Г.Г.Шамрицкая
Уклад прогимназии как условие развивающейся
детско-взрослой образовательной общности
Начало XXI века характеризуется инновационным развитием Российского сообщества, создающим новый образ жизни – новый уклад, определяющийся изменениями в идеологии, экономике, общественной жизни России, опирающийся на иные смыслообразующие представления о мире, о месте человека в этом мире. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Вследствие этого меняется заказ государства и общества образованию, что влечет за собой смену парадигмы образования и приводит к осмыслению необходимости формирования уклада школьной жизни, отвечающего вызовам современности.
Вместе с тем, анализ практики показывает, что существующая система обучения в школе ориентирована, прежде всего, на освоение предметного содержания, на выполнение внешне заданных целей, побуждающих ребенка действовать соответствующим образом. Выстраивание системы обучения, как изначально заданной для ребенка, структуры и функционирующего окружения препятствует развитию качеств инициативной, самостоятельной и ответственной личности.
Условием практического воплощения требований к развитию образования в современных условиях модернизации российской образовательной системы выступает школьный уклад, где каждый учащийся школы сможет самореализоваться, самопределиться, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных и личностных проблем; реализовать творческие запросы различными средствами развивающей деятельности. Развитие ребенка происходит в процессе проживания, то есть погружения его в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством при непосредственном включении в разнообразной деятельностное поле.
Требования к наполненности уклада зависят от типа и вида образовательного учреждения, миссии образовательного учреждения, в которой изложены ведущие ценности образовательной деятельности.
Миссия МБОУ «Прогимназия «Сообщество» заключается в формировании у подрастающего поколения качеств инициативной, самостоятельной и ответственной личности, готовой к саморазвитию и успешной самореализации в условиях современного общества на основе вариативно-развивающего образовательного пространства.
Основная идея уклада лежит в словах Г.С. Батищева:
«Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность».
Мы считаем, что формирование качеств инициативной, самостоятельной и ответственной личности, готовой к саморазвитию и успешной самореализации будет эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
1.Среда складывается участниками образовательного процесса, определяемая как уклад школьной жизни, интегрированная в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей:
- в виде образцов способов действия (организация действия, коммуникация, рефлексия и др.);
- в виде предъявляемых детьми своих достижений;
- производства событий (школьная жизнь – череда целенаправленно создаваемых значимых событий);
- корпоративности (ритуалы и обычаи, репертуары и роли, единство стиля, нормы и правила организации).
2.Образовательное пространство - разноуровневое, полисубъектное, многомерно-деятельностное, способное предоставлять учащимся достаточно большое многообразие специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора такой траектории.
3.Встраивание детей во взрослую жизнь, игровая «примерка» социальных ролей через практику индивидуальных и коллективных творческих, познавательных задач, систему поручений.
Практики учебной грамотности | Практики языкового образования | Практики взаимодействия (разновозрастные) | Практики проживания |
Составление образовательных карт (маршрут РЕ, рефлексия) | Практика написания писем | Практика совместного решения проектных задач | Практика коллективного планирования и организации действия |
Самостоятельный учет своих достижений. | Практика - описание выставочных продуктов | Практика спортивных состязаний | Практика публичного выступления |
Практика выбора (кружки, лаборатории, клубы, мастерские) | Практика устной и письменной рефлексии | Практика поведения в опасных ситуациях | Практика публичного выступления с родителями |
КОД - (практика работы с правилами, местами проб и ошибок) | Практика публикаций | Театрализованные представления | Практики совместного проживания событий, праздников |
Практика работы с физической картой | Практика книгоиздательства | Практика танцевальных представлений | |
Постановка «Умных» вопросов | Практика работы над ошибками | Практика решения практических задач совместно с родителями | |
Практика конструирования и моделирования | Практика высказывания своей точки зрения | ||
Проектно-исследовательская практика НОВиД «Step by step» | Практика «Говорим правильно» | ||
Практика экспериментирования, моделирования и исследований | |||
Практика создания продуктов деятельности через использование средств ИКТ |
4.Активные формы проведения мероприятий в виде дел, событий (ничего застывшего и помпезного: живой диалоговый процесс, состязательность и конкуренция, мотивация на достижения)
5.Неформальное общение, содружество (совместность деятельности и распределение ответственности, творческие коммуникации, партнерское и творческое общение детей и взрослых, командность, включающая коллективный анализ достигнутого и проектирование дальнейшего).
Особенность организации уклада жизни прогимназии характеризуется применением современных образовательных технологий в образовательном процессе.
В основе существующих технологий лежат идеи Успеха, Достижений, Сотрудничества, Творчества, Самореализации:
1) личностно-ориентированная технология непрерывного образования «Сообщество», включающая:
- метод проекта, способствующий формированию познавательной и учебной самостоятельности;
- техники утреннего и итогового сбора, направленные на формирование социальных и коммуникативных навыков;
-способы кооперативной деятельности (сотрудничества), обучающие взаимодействию воспитанников и обучающихся в парах, группах для достижения результата;
- техника коллективно-творческой деятельности, способствующая совместной деятельности взрослых и детей;
2) мыследеятельностные технологии, формирующие базовые способности: воображения, понимания, мышления, моделирования, организации действия;
3) ОТСМ - ТРИЗ технологии.
4) технология развития критического мышления ТРКМ.
Основные направления проектирования уклада прогимназии
Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
Педагог работает не с передачей информации, умениями и навыками, а со способностями. Достижение современного качества кадрового потенциала невозможно в современных условиях без перевода педагога в новую профессиональную позицию. Именно сегодня, как никогда ранее, учителю необходимы умения и навыки, связанные с проектированием «уклада детско-взрослой жизни», разработкой содержания и методик воспитания, основанных на деятельностном подходе.
Результатом «складывания» уклада прогимназии является: высокий уровень социализации детей на основе активного участия в жизни общества; морально-психологический климат коллектива, отличающийся мажорностью, эмоциональным подъёмом, уверенностью, оптимизмом членов организации, гордостью за свой коллектив, чувством товарищества, гласности, демократизма и защищённости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция оновного и дополнительного образования в условиях городской местности в условиях перехода на новый ФГОС НОО
В статье раскрываются основые этапы построения интеграции основного и дополнительного образования в условиях городской местности. Расктывается ресурсное обеспечение данного направления....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
Индивидуализация процесса как одно из условий формирования социального образа ребенка в условиях комплекса "сад - школа
презентация...
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...
Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС
Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС...
Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС НОО
В докладе отражена основная работа учителя по работе с родителями одарённого ребёнка. Перечислены основные виды и формы работы всего педагогического коллектива с семьёй р...