Интеграция оновного и дополнительного образования в условиях городской местности в условиях перехода на новый ФГОС НОО
статья (1 класс) по теме

В статье раскрываются основые этапы построения интеграции основного и дополнительного образования в условиях городской местности. Расктывается ресурсное обеспечение данного направления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция  общего и дополнительного образования в условиях городской местности

Кострулина Е.В.

Зам. директора

МКОУ СОШ с УИОП №2

им. А. Жаркова г. Яранска

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.  Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Как же в нашей школе мы организовали интеграцию?

  1. Планирование внеурочной деятельности мы начинали с анкетирования родителей, для выяснения индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей.  Изучив анкеты, мы оценили ресурсное обеспечение внеурочной деятельности.
  2. Ресурсное обеспечение

1. Кадровое

А) Административная группа в составе директора и заместителей  координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в ведении ФГОС, обеспечивает своевременную отчетность о результатах, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг, вырабатывает рекомендации на основании результатов. Заместители директора принимали участие в семинарах проводимых  на  базе КОГОКУ СОШ с УИОП г. Яранска, Кострулина Е.В.была слушателем семинара  «Учебно-методический комплекс «Школа России» - образовательный ресурс реализации ФГОС НОО»

Б) Педагоги школы изучают документы ФГОС, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями. Все педагоги, работающие в 1-х классах прошли курсовую подготовку. Опыт организации дополнительного образования в нашей школе достаточно богатый. Педагоги  делятся опытом своей работы на районном и окружном уровне. Балдина Л.Н.   презентовала программу кружка «Юный исследователь» на окружном методическом объединении учителей нач классов.

2. Материально-техническое обеспечение

В школе разработаны и имеются нормативно-правовые акты, регламентирующие создание материально-технической базы  внеурочной деятельности

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе созданы необходимые условия: классные комнаты начальных классов, имеется столовая, в которой  организовано двухразовое питание.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, музыкальной техникой, библиотекой,  стадионом.

         Все  кабинеты 1 классов, оборудованный компьютерной техникой,   проектором, экран, в каждом классе есть музыкальный центр. В кабинете ГПД имеется домашний кинотеатр.

3. Информационное  обеспечение

Создание и ведение различных баз данных (номативно-правовой, методической и др.)

Создается медиатека по различным областям знаний и  напрвлениям внеурочной деятельности.

4. Финансовое обеспечение

Согласно пункта 16 ФГОС НОО основная общеобразовательная программа   реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Т.о. финансирование внеурочной деятельности отнесено  к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования.

  1. Следующим этапом интеграции основного и дополнительного  образования стало составление плана внеурочной деятельности.

Содержание внеурочной деятельности  отражено в основной образовательной программе.  Внеурочная деятельность составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей, интересов образовательных учреждений.  

Поэтому мы  используем смешанную модель внеурочной деятельности, т.е. на базе самого образовательного учреждения (5 часов по всем направления) и внешних учреждений (ДДТ, школы искусств, ДЮСШ, учреждений культуры).

План внеурочной деятельности

        

Направления                          

 Уровень

 Школьный уровень

Вне школы

Самостоятельная работа учащихся  дома

Спортивно-оздоровительное

Кружок «Подвижные игры»

Секции ДЮСШ

 

Занятия  по интересам

Духовно-нравственное

Кружок «Юный патриот»

 Кружок «Малая Родина» (ДДТ)

Воскресная школа

Общеинтел-лектуальное

Кружок «Решай. Смекай. Отгадывай.»

Кружок «Заниматика»

Кружок «Умницы и умники»

Интеллектуальный марафон

Международные конкурсы игры

Общекультурное

Кружок «Культура речи»

Кружок «Кукольный театр»

Кружок «Игра. Развитие. Творчество» (ДДТ)

Кружок «Бумагопластика» (ДДТ)

Социальное

Кружок «Мастерок»

Исследовательская деятельность

Кружок «Познай себя» (ДДТ)

Отделения школы искусств

 

  1. Учет занятости обучающихся во внеурочной деятельности

Список учащихся

Заниматика

Я -исследо ватель

Масте рок

Подвиж

ные игры

Юный патриот

Бумага пластика

Игра, развитие, творчест.

Малая родина

ДДТ

 ДЮСШ

Ш.И.

Всего

  1. Белоусов Кирилл

+

+

+

+

+

2

7

  1. Береснева Анна

+

+

+

+

+

2

7

  1. Бырканов Алексей

+

+

+

+

+

2

2

9

  1. Васильева Анфиса

+

+

+

+

+

5

Для осуществления более глубокого и детального анализа включенности обучащихся во внеурочную деятельность ведем   сбор, обработку и хранение нужных сведений.                                                        Занятость обучающихся  1"Б" класса во внеурочной деятельности

Участие

обучающихся 1 «А» класса во внеурочной деятельности

во 2 триместре  2011-2012 учебного года

№п/п

Ф.И.. учащегося

Умники и умницы

Я - исследователь

Культура речи

Подвиж

ные игры

Юный патриот

Малая Родина

Познай себя

Бумагопластика

Игра. Развитие. Творчество.

Школа искусств

Классные

дела

Внеклассные

дела

Внешкольные мероприятия

Самостоятельная работа дома

Итого

1

Арефьев Андрей

12

12

12

11

12

36

3

1

2

5

106

2

Багаева Александра

12

12

12

12

12

12

12

3

1

2

3

93

3

Бажина Ульяна

11

11

12

11

12

11

12

3

1

2

5

91

4

Блохина Дарья

12

12

12

12

12

12

12

3

1

2

4

94

5

Ведерникова Елизавета

12

11

12

12

11

12

12

3

1

2

5

93

Классный руководитель один раз в триместр заполняет  специальный бланк об участии детей во внеурочной деятельности.

 Составленные классными руководителями таблицы  передаются   заместителю директора по воспитательной работе для обобщения и анализа сведений в общешкольном масштабе..

Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется классным руководителем в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию  

  1. Класс
  2. Название кружка, секции
  3. Фамилии, имена обучающихся
  4. Фамилия, имя, отчество педагога
  5. Дата
  6. Форма проведения занятия
  7. Содержание

Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

  1.  Анализ и коррекция деятельности
  2. Портфолио
  3.  Планирование работы

В ходе анализа    мы планируем отследить количество часов по направлениям на каждого обучающегося и скорректировать план внеурочной деятельности  на следующий учебный год с учетом пожелания детей и родителей

По новым ФГОС мы работаем первый год, но определенная система уже вырисовывается. На перспективу мы определяем инструментарий, который будет определять эффективность организации интеграции основного и дополнительного образования.

Нормативные документы и методические рекомендации,

                                                 обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., рег. № 19707.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., рег. № 19993, опубликовано 16 марта 2011 г.

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

6.        Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев, В.П. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

7. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности[Текст] : методические рекомендации / Под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.

8.        Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / Под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология реализации системно-деятельностного подхода в начальных классах в условиях перехода на новые ФГОС

ФГОС: изменение требований к образовательному результату:·      Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению ново...

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Определение. Основной результат....

Современная модель организации исследовательской деятельности в условиях перехода к новым ФГОС

В работе представлена система работы по формированию исследовательской культуры с учащимися начальной школы с презентацией. В работе можно найти тренинговые занятия по приобретению учащимися специальн...

Технология ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий в условиях перехода на новые ФГОС

Статья содержит краткое описание технологии ТОГИС, алгоритма работы над задачей, приведен пример работы над деятельностной задачей "Пингвины"....

Доклад «Педагогический словарь в условиях перехода на новые ФГОС»

Доклад  «Педагогический словарь в условиях перехода на новые ФГОС»...