Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС НОО
материал на тему
В докладе отражена основная работа учителя по работе с родителями одарённого ребёнка. Перечислены основные виды и формы работы всего педагогического коллектива с семьёй ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СЕРЕБРЯНО – ПРУДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ
142960 Московская область тел.\ факс 8 – 496 – 67 – 36 – 232 Серебряно – Прудский район 8 - 496 – 67 – 36 – 166 с. Узуново, мкрн Северный, д.13 |
Выступление
на РМО учителей начальных классов
на тему
"Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС начального общего образования".
27.08.20- 2014 г.
Учитель: МОУ "Узуновская СОШ"
Блохиной Зинаиды Васильевны
Высшая квалификационная категория
Одним из значимых направлений модернизации и развития школы XXI века обозначено развитие системы поддержки и сопровождения талантливыхдетей. Важной и неотъемлемой частью деятельности школы в данном направлении всегда было взаимодействие с родителями. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально важную значимость.
Родителям принадлежит особая роль– содействие развитию. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов– оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
«Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
В развитие одарённости в первую очередь должны быть заинтересованы родители. Именно они с малых лет поддерживают ребёнка в его начинаниях и формируют его одарённость .Они просто обязаны создать для этого все необходимые благоприятные условия. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок мог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий:
- Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношение с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п.
- Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.
- Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.
- Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания одарённых детей.
Программы внеурочной деятельности ориентированы на обозначенные новым стандартом начального общего образования направления воспитательной работы в школе: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
В нашей школе они все реализуются в форме кружков - это "Риторика" , "Разговор о правильном питании", "Город мастеров", "Юный художник",
"Подвижные игры","Весёлая грамматика", "Весёлые нотки", "Я - гражданин и патриот России", "Земля -наш дом". (ФОТО 2)
Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать
Немалая роль принадлежит родителям. С первых дней надо объяснить родителям , зачем нужна внеурочная деятельность. И если родители правильно относятся к этим занятиям, то и результат на лицо: с детьми своего класса и их родителями наши занятия всегда интересны и имеют положительный результат. На кружке "Город мастеров" изучали народные промыслы Подмосковья и как итог побывали на экскурсии в Гжели. (ФОТО 3).
Знакомились с различными интересными профессиями - совместно с родителями посетили современное ювелирное производство - часовой завод "Ника", где подержали кусок настоящего золота весом в 1 кг, а выглядит не более , чем сотовый телефон, увидели, что находится внутри часов. (ФОТО 4). Познакомились с интересными превращениями куска золота в детали часов. Поразились, что для работников этого завода золото - это просто металл, из которого делают корпуса часов. познакомились с профессиями мастеров ювелиров.
Изучая историческое прошлое нашей страны начали с малого прочитали былины о богатырях, нарисовали богатырей и отправили на конкурс "Богатыри земли русской", вместе с родителями съездили в г.Коломну посмотрели Кремль, примерили доспехи воинов, постреляли из арбалета, попробовали поднять мечи.(ФОТО 5 ).
Дети моего класса с большим интересом посещают школьный краеведческий музей, где знакомятся с историческим наследием. Все свои знания о родном крае применяют на уроках. ( ФОТО 6)
Что способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
К Новому году дети украсили своими поделками коридоры первого этажа, зал и ёлку. А идеи всех поделок содержались в книге, которую принесла в школу мама одного из учеников. (ФОТО 7). Дети приглашают на занятия своих друзей из других классов.
Мои воспитанники активно участвуют во всех конкурсах и нередко становятся победителями. (ФОТО 8) Учащиеся моего класса приняли участие в 26 дистанционных Всероссийских конкурсах , были предоставлены 90 работ учащихся. Первое место заняли -24 работы, второе место – 15 работ, третье – 10.
Свои картины - витражи дети с удовольствием дарят гостям школы, своим родным и близким. (ФОТО 9, 10,11,12,14,15,16,17,18
В моём классе творчеством занимаются всегда и все дети. Для моих детей неоформленный уголок класса и пустые парты - это непорядок.
Но без поддержки родителей такую работу проделать было бы просто невозможно. (ФОТО 20).
Работа в этих кружках – хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
На кружке "Разговор о правильном питании", дети имеют возможность получить знания о здоровой пище, заботиться о своём здоровье , о физическом развитии, о здоровом образе жизни, получают знания из истории русской кухни, делятся друг с другом кулинарными традициями своих семей.
Кружки "Юный художник" и "Весёлые нотки" дети посещают с большим удовольствием. именно здесь дети вместе с учителями готовят праздники, на которые приглашают своих друзей и родителей. (ФОТО 21)
"Подвижные игры" - это программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. На занятиях кружка " Земля - наш дом" учащиеся попадают в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. Формы и методы обучения познавательных занятий : игра, беседа, викторина, проектная деятельность, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. В январе 2014 года ребята представили свой проект «Выращиваем кристалл» на всероссийском конкурсе «Я познаю мир» и получили ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА.
В январе получили новое оборудование для начальной школы. Это необыкновенное чудо для детей и большие возможности организовать интересный урок для учителя. Организовав работу детей в группах за несколько дней они освоили, почти без помощи учителя, современный конструктор "ЛЕГО". (ФОТО 15). Приводили в класс своих родителей, друзей и демонстрировали, что всё светится, мигает, передвигается. Дети освоили работу видеокамеры и фотоаппарата. А эти навыки пригодятся им в жизни.
Важным моментом работы с одаренными детьми и их родителями
является создание информационной среды, комплекса мероприятий,
направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.
Для родителей разработан цикл родительских собраний.
«Я и мой ребёнок– поиск взаимопонимания». Для того, чтобы собрания
были эффективными, используем разнообразные формы общения:
- круглые столы;
- информационно-практические беседы;
- обучающие семинары;
- творческие лаборатории родителей;
- родительские педагогические тренинги;
- обмен мнениями.
Данная программа была разработана для того, чтобы родители научились
лучше понимать способности и возможности своего ребёнка, научились
эффективному взаимодействию с ребёнком.
В чем состоит система работы? /Презентация "Система работы с одаренными детьми: проблемы, поиски, решения»/
Выявление одаренных и талантливых детей:
— анализ особых успехов и достижений ребенка;
— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
— диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
— преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
— создание для ребенка ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— разработка индивидуальной траектории развития;
— формирование и развитие дополнительного образования;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, тематических выставках.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных дошкольников:
— тематический контроль развития одаренного ребенка;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах и выставках разного уровня.
Поощрение одаренных детей:
— Дипломы участия.
— Персональные выставки.
— Стенд «Наши звёздочки», «Шаги успеха».
— Презентации успеха талантливых и одаренных детей.
Работа с родителями одаренных детей:
— Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка.
— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
Работа с педагогами:
— Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в детском саду», «Обеспечение эмоционального положительного фона развития».
— Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.
— Создание индивидуальной траектории развития творческого потенциала талантливого ребенка.
Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы в работе педагога с одарёнными детьми
Статья посвящена описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми в школе. Дана характеристика одаренности как психолого-педагогической категории, так...
Тренинг эффективного взаимодействия родителей с одаренными детьми в системе работы школьного психолога
Тренинг эффективного взаимодействия родителей «группы риска» с детьми в системе работы школьного психологаРазработчик: педагог – психолог МБОУ «СОШ 31 им. А.П.Жданова», Долгова Полина Юрьевна...
Анкета по взаимодействию родителей и педагогов
Анкета по взаимодействию родителей и педагогов...
Проблемы эффективного взаимодействия образовательных организаций в условиях внедрения профессионального стандарта педагога.
Создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы, создание единой нормативной, методической базы и было бы решением проблемы.Взаимодействие - двустор...
Основные аспекты взаимодействия родителей и педагогов в воспитании детей.
Грамотное взаимодействие школы и семьи - это неотьемлемая и важная составляющая часть всей воспитательной работы, напрвленной на становление взрослой и самостоятельной личности каждого человека с граж...
Работа педагога с одарёнными детьми в начальной школе
Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа ...
Из опыта работы педагога с одарёнными детьми в начальной школе
В статье представлено выступление педагога га городском семинаре по вопросу работы с одарёнными детьми...