Образовательная программа внеурочной деятельности в начальной школе
рабочая программа по теме

 

В  экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.В  экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Срок реализации данной программы расчитан на 4 года.и

Идея создания программы «Родничок» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга в классах. Думаю, что данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа

пос. Шумовский муниципального района Большечерниговский

Самарской области

Программа рассмотрена на заседании                                                                       Утверждено:                                             МО педагогов дошкольного и                           Согласовано                                                                                        начального общего образования                                                                                «___»________________2012г.

Протокол №___ от «___» ____2012г.                «___»_______2012г.                                   М,П,

Руководитель МО                                               Зам.директора по УВР                  директор

________/____________/                                    _______/___________                        _______/______________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«РОДНИЧОК»

Программа разработана на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

                                  автор программы:

учитель начальных классов

Власова Светлана Юрьевна

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 4 года

Количество часов: 135

п. Шумовский

2012-13 г.

Пояснительная записка.

Все мы – дети природы. Беречь природу и учиться у неё гармонии следует каждому человеку. К сожалению, на современном этапе развития России обострилась экологическая ситуация в стране. Всё большую опасность приобретает неумеренный сбор красивоцветущих и лекарственных растений, уменьшается количество животных из-за браконьерства и других причин, приходят в экологический упадок красивые места, где проходят туристические тропы. Отсюда вытекает проблема: изменение сознания людей о ценности природы и её сохранности.

Духовно-нравственное воспитание детей является одним  из приоритетных направлений содержания  начального образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Ключевые идеи  его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерных программах  воспитания и социализации младших  школьников.  Согласно данным документам, под духовно-нравственным развитием личности  понимается «процесс последовательного расширения  и укрепления ценностно-смысловой сферы  личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе  общепринятых моральных норм  и нравственных идеалов» [1].

В Концепции определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу  духовно-нравственного развития  младших школьников: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции российской религии, природа, человечество. В соответствии с этими ценностями проектируются задачи и  ведущие направления  воспитательного процесса в начальной школе.

Задачи      воспитания      младших школьников формулируются в системах  «Личность»,  «Общество» и  «Государство». В системе развития личности    особое   внимание  придаётся формированию  готовности и  способности ребёнка к духовному развитию, индивидуально-ответственному поведению; в системе общественных отношений делается акцент  на  воспитании социальной активности, гражданственности и патриотизма;  в системе государственных отношений особое значение имеет  формирование  и  развитие социальной активности личности. Реализация  рассмотренных задач обусловливает комплексный подход к содержанию воспитательного процесса в начальной  школе, связывающий воедино гражданское и патриотическое, трудовое,  умственное, экологическое, эстетическое воспитание, воспитание культуры  здорового образа жизни, что  должно привести к достижению личностных результатов начального образования: «сформированных ценностных ориентаций выпускников начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции,  мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества» [6, с.33]. Духовно-нравственное воспитание младших школьников необходимо осуществлять в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности детей.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. [5, с. 66]

Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией  идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня  прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи  природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. (Я.А. Коменский,  Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие). [3]

Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с  внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и  практических навыков экологической деятельности. В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому. Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа  сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в  фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им «книга природы» - своего рода программа развития младших школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим.  Один из методологических принципов педагогической системы   В.А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом». [4, стр. 183]

Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  1. образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  2. воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; воспитание чувства добра, долга, любви к Отечеству, чести, красоты, справедливости и т.д.;
  3. развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости). [3]

Для реализации задач экологического воспитания через нравственное состояние ребёнка  используют  следующие методы, формы и методические приёмы обучения:

  1. стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, использование на уроках сюжетно-ролевых игр, бесед и т.д;
  2. развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; использование методов, обеспечивающих формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
  3. формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения (наблюдение, исследование);
  4. вовлечение учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (конференции, вечера, проекты, стенгазеты, буклеты, подборка фотографий на тему).

Формирование экологических понятий у младших школьников лучше  осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую направленность. Такие задания раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

В  экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Главную роль  в духовно-нравственном развитии  играет  учитель и  та  обстановка, в которой находится ученик. Недаром Л.С.  Выготский сравнивает учителя  с садовником, который «был  бы безумен,  если   бы  хотел влиять  на рост   растения,  прямо  вытаскивая его руками из земли, так  и педагог оказался бы в противоречии с природой  воспитания, если  бы  силился непосредственно воздействовать на ребёнка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних растений, подбирая почву  и примешивая удобрения,  т.е.   опять-таки  косвенно,  через   соответствующие  изменения  среды. Так  и педагог, изменяя среду,      воспитывает      ребёнка» [2, с. 8].

Духовно-нравственное воспитание возможно только в том случае, если  ученик будет видеть перед  собой достойный образ учителя, который может стать  для него примером и которому он захочет подражать. Неслучайно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «никакие воспитательные программы не будут  эффективны, если  педагог не являет собой всегда  главный для  обучающихся пример нравственного и гражданского    личностного   поведения»,    что «нравственность учителя,  моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности  и  жизни, его  отношение к своему  педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для  духовно-нравственного развития  и  воспитания»  подрастающего поколения [1, с. 20].

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.

Актуальность программы

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В

 этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок учится правильно относиться к объектам природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Опыт показывает, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают  целостную систему, включающую ряд элементов:

- систему экологических знаний

- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма)

- культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Таким образом, идея создания программы «Родничок» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга в классах. Думаю, что данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком, как таблица умножения.

Цель моей программы

Формирование осознанного бережного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры)

-углубление экологических знаний обучающихся;

-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;

-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.

Задачи программы

- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, решать практические задачи

- расширять экологические представления младших школьников

- воспитывать у детей ответственное отношение к природе, понимание законов природы

- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться

- ознакомить школьников с многообразием живой природы, последствиями неразумного вмешательства человека

- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение)

- формировать готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность

Связь содержания программы с учебными предметами:

При проведении занятий прослеживается взаимосвязь с такими предметами, как окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология, математика

Основные принципы построения программы.

Принцип систематичности. Программа выстроена на материале, предусматривающим переход от простого к сложному, знакомя с основными принципами взаимосвязи в системе «природа – общество»

Принцип осмысленного отношения к миру. Сообщаемые знания должны сделать ребёнка сознательным участником, исследователем важнейших жизненных процессов.

Принцип гуманизма. Идея гуманизма включает в себя систему воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление  всех его способностей.

Особенности реализации программы:

Форма:

-организация походов, экскурсий

-проведение бесед по охране здоровья

-участие в выставках детского творчества

-проведение субботников

-работа на пришкольном участке

-разведение комнатных растений

-акции «Спаси дерево», «Покорми птиц», «Сделай скворечник»

 Режим( во второй половине дня) и место проведения занятий (классная комната, территория школы)

Место проведения занятий

Оборудование классной комнаты

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский  

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).

Настенные полки для вывешивания иллюстративного материала.

Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и т.д.).

Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)

Наборы кукол в традиционных костюмах народов России.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

Виды деятельности

- экскурсии

- походы

- поездки

- конкурсы

- практические работы

- участие в экологических акциях

Условия реализации программы:

  1. Программа рассчитана на возраст 7-10 лет
  2. Количество часов и их место в учебном плане

Занятия  по программе проводятся 1 раз в неделю (среда 14-00 – 14-40ч.)

1 класс -33часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс-34 часа

Всего: 135 часов

Методы работы

Предлагаемая форма занятий – внеаудиторная, успешно обеспечивает решение поставленных задач, так как опирается на системно – деятельный подход. На каждом занятии организуется:

  - распознавание природных объектов и их практическое исследование

- моделирование объектов и явлений окружающего мира

- эколого-этическая деятельность, связанная с освоением культуры отношения к окружающему миру.

     Учащиеся являются активными участниками исследовательской деятельности, в ходе которой происходит восприятие изучаемых объектов без посредников. Приобретаемые таким способом знания содержат яркие, реалистические образы: запахи, звуки, внешний вид, тактильные ощущения. Внеаудиторные уроки усиливают развитие эмоционального мира учащихся и личностную значимость обучения. И в этом случае приобретённые знания будут содействовать изменению отношения учащихся к окружающему миру.

Для реализации программы предлагаются следующие формы:

индивидуальная, в парах, групповая

 и методы: 

1.По источнику передачи и восприятия учебной информации:

  1. Наглядный
  2. Словесный
  3. Практический

2.По степени самостоятельности и активности мышления школьников

  1. Частично-поисковый
  2. Исследовательский

Наглядный метод используется во время

-чтения педагогом рассказов

- проведения экскурсий

-показа сказок детьми

- проведения дидактических игр

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

-чтения стихотворений детьми, учителем

- проведения бесед

- ответов на вопросы педагога, детей

- проведения разнообразных игр(малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.)

- сообщения дополнительного материала учителем

-рассматривания наглядного материала

-рассказов учащихся по схемам, иллюстрациям

- разбора житейских ситуаций

- проведения конкурсов и викторин

Практический метод используется, когда необходимо:

-провести игру

- организовать постановку сказки

- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий

- провести экскурсию различной направленности

   Частично-поисковый и исследовательский методы применяются тогда, когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить отдельные этапы исследования, проявить своё творчество и сделать выводы

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток.

Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели Экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних домашних заданий

Образовательные технологии:

-технология проектного обучения

- игровые технологии

- технология здоровьесбережения

- технология развития критического мышления

-технология уровневой дифференциации

- технология исследовательской деятельности

-икт  технология

Планируемые результаты изучения курса.

Учащиеся должны знать:

-основы экологической культуры

- основные признаки времён года

- значение природы в жизни человека

- правила поведения в природе

-профессии своих родителей

- растительный и животный мир своего края и охраняемые виды животных и растений

Учащиеся должны уметь:

- различать объекты живой и неживой природы и объекты, не относящиеся к природе

- различать изученные виды растений и животных

- ухаживать за комнатными растениями

- ухаживать за домашними животными

- подкармливать птиц, сделать простейшие кормушки

- выполнять правила поведения в природе и при обращении с живыми объектами

- выполнять правила техники безопасности

- проводить поисковую и исследовательскую деятельность

В результате освоения программы курса «Родничок» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  1. развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

  1. развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

  1. воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

  1. формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

  1. овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  1. освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  1. формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

  1. развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

  1. ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

  1. познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;

  1. трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;

  1. эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

  1. сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.

Базовые национальные ценности

  1. патриотизм
  2. гражданственность
  3. труд и творчество
  4. человечество
  5. семья
  6. наука
  7. социальная солидарность
  8. искусство и литература
  9. природа
  10. здоровье
  11. традиционные религии России

Качества личности, которые сформируются при реализации программы:

Ответственность

Доброта

Аккуратность

Искренность

Чуткость

Честность

Трудолюбие

Жизнерадостность

Сострадание

Взаимопонимание

Взаимопомощь

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим

Формы контроля

Для отслеживания результатов предусматриваются

-стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся

-текущий (промежуточный) контроль

-итоговый контроль: тестирование, практические работы, контрольные задания, творческие проекты, сочинения по экологической тематике

- проведение социологических опросов об уровне экологической культуры  родителей учащихся

Результативность и целесообразность работы по программе «Родничок» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели Экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», акции «Покорми птиц», «Сделай скворечник», «Весёлая  клумба», «Оживи пенёчек»

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа образовательных учреждений   УМК «Школа России» под редакцией Плешакова А.А.               

Учебно-тематический план

1 класс

Наименование раздела

Всего часов

Теор.

Практ.

1

«Введение в экологию»

2

1

1

2

«Лёгкие» нашей планеты»

4

2

2

3

«Мои пернатые  друзья»

6

2

4

4

«О братьях наших меньших»

4

1

3

5

«Охрана природы»

6

3

3

6

« Оранжерея на окне»

4

1

3

7

«Загадки Вселенной»

2

1

1

8

«ЗОЖ»

2

1

1

9

«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»

3

1

2

Всего 33 часа

Учебно-тематический план

2 класс

Наименование раздела

Всего часов

Теор.

Практ.

1

«Введение в экологию»

2

1

1

2

«Лёгкие» нашей планеты»

4

2

2

3

«Мои пернатые  друзья»

6

2

4

4

«О братьях наших меньших»

4

1

3

5

«Охрана природы»

6

3

3

6

« Оранжерея на окне»

4

1

3

7

«Загадки Вселенной»

2

1

1

8

«ЗОЖ»

2

1

1

9

«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»

4

1

3

Всего 34 часа

Учебно-тематический план

3 класс

Наименование раздела

Всего часов

Теор.

Практ.

1

«Введение в экологию»

2

1

1

2

«Лёгкие» нашей планеты»

4

2

2

3

«Мои пернатые  друзья»

6

2

4

4

«О братьях наших меньших»

4

1

3

5

«Охрана природы»

6

3

3

6

« Оранжерея на окне»

4

1

3

7

«Загадки Вселенной»

2

1

1

8

«ЗОЖ»

2

1

1

9

«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»

4

1

3

Всего 34 часа

Учебно-тематический план

4 класс

Наименование раздела

Всего часов

Теор.

Практ.

1

«Введение в экологию»

2

1

1

2

«Лёгкие» нашей планеты»

4

2

2

3

«Мои пернатые  друзья»

6

2

4

4

«О братьях наших меньших»

4

1

3

5

«Охрана природы»

6

3

3

6

« Оранжерея на окне»

4

1

3

7

«Загадки Вселенной»

2

1

1

8

«ЗОЖ»

2

1

1

9

«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»

4

1

3

Всего 34 часа

                             Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

«Введение в экологию»

1

Край, в котором мы живём

экскурсия

1

2

Экология – наука о доме

Творческая работа

1

«Лёгкие» нашей планеты»

3

Милый сердцу уголок

Экскурсия в лес

1

4

Берёза – символ России

Презентация

1

5

Осень – рыжая хозяйка

экскурсия

1

6

Золотая осень.

праздник

1

«Мои пернатые  друзья»

7

"Птичья столовая"

Практическое занятие

1

8

Утренник «Храм природы»

праздник

1

9

Наши добрые соседи

Презентация

1

10

Птичьи портреты

Слушание  «Голоса птиц»

1

11

Знаешь ли ты, что….

Творческая работа

1

12

Акция «Покорми птиц». КВН «Птичьи разговоры»

Практическое занятие, игра

1

«О братьях наших меньших»

13

Про кошек и собак

Аппликация

1

14

Наши молчаливые соседи- рыбки

Творческая работа

1

15

Спеши делать добро

Презентация

1

16

Сердитый «недотрога» - ёж

Лепка.

1

«Охрана природы»

17

Красная книга

Презентация

1

18

 Правила поведения в природе. В гостях у Лесовичка.

Практическая работа

1

19

Птицы Самарской области (исчезающие виды). Создание настенной газеты из детских рисунков на тему «Берегите нашу планету»

Творческая работа

1

20

"По тропе Берендея",любопытные факты о  живой природе.

игра

1

21

"По родным просторам"

экскурсия

1

22

Тюльпан Шренка – растение из Красной Книги

Презентация

1

« Оранжерея на окне»

23

Живые украшения нашего дома. Родина комнатных растений. Правила  ухода.

Презентация.

Практическая работа

1

24

Уход за комнатными растениями

Практическая работа

1

25

Учимся определять комнатные растения

Исследование

1

26

Как на нашей грядке выросли загадки

Практическое занятие, посадка лука

1

«Загадки Вселенной»

27

Тайны третьей планеты

игра

1

28

Путешествие на Луну

Творческая работа

1

«ЗОЖ»

29

Учимся ухаживать за зубами

Беседа

1

30

Правила личной гигиены

Библиотечный урок

1

«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»

31

Эстафета любимых занятий

Практическая работа

1

32

Операция "Дом, в котором мы живём".

Озеленение класса, школы

1

33

Презентация  «Мы – экологи!» Игра-турнир по экологии «Что? Где? Когда?»

праздник

1

Всего 33 часа

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

«Введение в экологию»

1

Изучать природу – значит любить и охранять её. «Кто-кто в лесочке живёт?»

экскурсия

1

2

Экология – наука о доме. Школа – наш общий дом

Творческая работа

1

«Лёгкие» нашей планеты»

3

Деревья моего поселка

Экскурсия- исследование

1

4

Берёзовое царство – лучшее лекарство

Презентация

1

5

Осень в лесу. Сбор природного материала для поделок

экскурсия

1

6

Золотая осень. Игра-лото «Спор овощей»

праздник

1

«Мои пернатые  друзья»

7

"Птичья столовая"

Практическое занятие

1

8

"Тропинки, тайны, голоса".

Храм природы

Творческая работа. Слушание  «Голоса птиц»

1

9

Наш добрый сосед – скворец.

Презентация

1

10

Соловей – «великий маэстро»

Слушание  «Голоса птиц»

1

11

«Лесной  доктор» – дятел.

Творческая работа

1

12

Акция «Покорми птиц». КВН «Птичьи разговоры»

Практическое занятие, игра

1

«О братьях наших меньших»

13

Про кошек и собак

Аппликация

1

14

Животные живого уголка

Творческая работа

1

15

Учитесь доброте

Презентация

1

16

"По тропе Берендея".

Слушание литературного произведения.

Лепка.

1

«Охрана природы»

17

Красная книга

Презентация

1

18

 Зеленая аптека

Практическая работа

1

19

Удивительное рядом

Творческая работа

1

20

"Тайны лесной тропинки",

игра

1

21

"Музей природы"

экскурсия

1

22

Тюльпан Шренка – растение из Красной Книги

Презентация

1

« Оранжерея на окне»

23

Родина комнатных растений. Правила  ухода.

Презентация.

Практическая работа

1

24

Уход за комнатными растениями

Практическая работа

1

25

Живые украшения нашего дома. Учимся определять комнатные растения

Исследование

1

26

Маленький огород на нашем подоконнике

Практическое занятие, посадка лука

1

«Загадки Вселенной»

27

Космический  словарь, путешествие в космос.

игра

1

28

Занимательная Галактика

Творческая работа

1

«ЗОЖ»

29

Расти здоровым

Устный журнал

1

30

В гостях  у Мойдодыра

Игра-путешествие

1

«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»

31

"Человек - природа - искусство"

Творческая работа

1

32

Эстафета любимых занятий

Практическая работа

1

33

Операция "Мой двор - моя забота".

Озеленение класса, школы

1

34

Презентация  «Мы – экологи!» Игра-турнир по экологии «Что? Где? Когда?»

праздник

1

Всего 34 часа

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

«Введение в экологию»

1

Охранять природу – значит  охранять Родину.

экскурсия

1

2

Что такое Экология ?

Кукольный спектакль «Теремок»

1

«Лёгкие» нашей планеты»

3

О чём шепчут деревья?

Экскурсия в лес

1

4

Символы государства

Презентация

1

5

Откуда лес силы берёт?

экскурсия

1

6

Осенний калейдоскоп

праздник

1

«Мои пернатые  друзья»

7

"Птичья столовая"

Практическое занятие

1

8

"Кто чем поёт?".

Творческая работа. Слушание  «Голоса птиц»

1

9

«Чей нос лучше?»

Презентация.

1

10

Поговорим о зимующих птицах

беседа

1

11

«Лесной  доктор» – дятел.

Творческая работа

1

12

Акция «Покорми птиц».

Практическое занятие, игра

1

«О братьях наших меньших»

13

Мой четвероногий друг

Аппликация

1

14

Как ухаживать за хомяками

Творческая работа

1

15

Доброта каждому мила

Презентация

1

16

"Про Мальку" В. Белов

Слушание литературного произведения.

Лепка.

1

«Охрана природы»

17

«Красная книга или Возьмём под защиту»

Презентация

1

18

Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!

Практическая работа

1

19

Наша чистая планета

Творческая работа

1

20

«РЕПКА» сказка на экологический лад

Театрализованная игра

1

21

"По степным тропинкам"

экскурсия

1

22

Солодка Коржинского – растение из Красной Книги

Презентация

1

« Оранжерея на окне»

23

Мой «Зелёный друг». Правила  ухода за комнатными растениями.

Презентация.

Практическая работа

1

24

Уход за комнатными растениями

Практическая работа

1

25

 Учимся определять комнатные растения

Исследование

1

26

Как на нашей грядке выросли загадки

Практическое занятие, посадка луковичных растений (тюльпаны)

1

«Загадки Вселенной»

27

Космодром

Интеллектуально-творческая игра

1

28

Экоколобок

Игра-путешествие

1

«ЗОЖ»

29

Правила безопасного поведения

беседа

1

30

Осторожно! Ядовитые растения.

Презентация. аппликация

1

«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»

31

"Мы – дети природы"

Творческая работа

1

32

«Никто не забыт, ничто не забыто» (посадка цветов у памятника)

Практическая работа

1

33

Операция "Зелёная аллея".

Озеленение класса, школы

1

34

Реализация проекта «Цветочный рай»

Практическая работа

1

Всего 34 часа

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

«Введение в экологию»

1

«Путешествие в мир природы»

экскурсия

1

2

Сохраним окружающую среду – Планета в опасности!

беседа

1

«Лёгкие» нашей планеты»

3

«Бабье лето»

Экскурсия

1

4

Сладкое дерево наших лесов

Презентация

1

5

«Поле чудес»

экскурсия

1

6

Здравствуй, осень золотая! Игра-лото «Знаешь ли ты деревья?»

праздник

1

«Мои пернатые  друзья»

7

"Птичья столовая"

Практическое занятие

1

8

Наши  добрые  соседи

Творческая работа. Слушание  «Голоса птиц»

1

9

Орнитология – наука о птицах

Презентация

1

10

«Синичкин календарь»

Интеллектуальная игра

1

11

«Путаница» , «Крылья, лапы, хвосты»

Весёлая игра

1

12

Акция «Покорми птиц». Конкурс на лучший рисунок «Мой пернатый друг»

Практическое занятие

1

«О братьях наших меньших»

13

"По тропе Берендея"

Аппликация

1

14

38 попугаев

Творческая работа

1

15

Уроки кота Леопольда

Презентация

1

16

Образы животных в художественных произведениях. Экосказка «Теремок»

Слушание литературного произведения.

Лепка.

1

«Охрана природы»

17

Красная книга  России

Презентация

1

18

 Лекарственные растения

Устный журнал

1

19

Удивительные часы

беседа

1

20

"Разноцветные грибы"

игра

1

21

"Полюбуемся тюльпанами"

видеоэкскурсия

1

22

Венерин башмачок – растение из Красной Книги. Изготовление книжки-малышки «Берегите растения!»

Презентация

1

« Оранжерея на окне»

23

Родина комнатных растений. Правила  ухода.

Презентация.

Практическая работа

1

24

Уход за комнатными растениями

Практическая работа

1

25

Учимся определять комнатные растения

Исследование

1

26

Живые украшения нашего дома. Посадка комнатных растений

Практическое занятие

1

«Загадки Вселенной»

27

Они были первыми.

Презентация

1

28

Планета заболела

Творческая работа

1

«ЗОЖ»

29

Хорошие манеры. Вредные привычки.

беседа

1

30

У меня зазвонил телефон

Творческая  работа

1

«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»

31

Наша улица

экскурсия

1

32

Эстафета любимых занятий. «Вторая жизнь» пластиковой бутылки.

Практическая работа

1

33

Операция "Цветочная клумба".

Озеленение класса, школы

1

34

«Обо всём на свете»

Интеллектуальная игра

1

Всего 34 часа

                                Содержание  программы

                        Программа состоит из 9 разделов

1 раздел – «Введение в экологию»

Этот раздел направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к объектам живой и неживой природы. У учащихся закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой

2 раздел – «Лёгкие» нашей планеты»

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой цвет на жёлтый или красный, постепенно сбрасываются. Учащиеся исследуют особенности роста и развития лиственных деревьев.

3 раздел – «Мои пернатые  друзья»

Учащиеся наблюдают за поведением птиц в природе, знакомятся с понятиями «зимующие перелётные птицы», исследуют особенности поведения зимующих птиц, самостоятельно изготавливают кормушки для них,  «открывают  птичьи столовые», принимают участие в акциях «Покорми птиц», читают стихи, рассказы, разгадывают кроссворды и загадки, рисуют любимых птиц, выполняют творческие работы

4 раздел – «О братьях наших меньших»

Нет ни одного ученика, который не мечтал  бы завести себе четвероногого друга и заботиться о нём. В этом разделе учащиеся изучают особенности поведения и жизни животных. Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, в степи. Дети выполняют творческие работы по теме «Жизнь обитателей леса»: фотоработы, рисунки, поделки из природного материала; разгадывают загадки, читают рассказы и стихи о любимых друзьях. Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии и поездки в краеведческий музей и зоопарки города Самары, в Большечерниговский краеведческий музей ( с. Августовка)

5 раздел – «Охрана природы»

Учащиеся знакомятся с понятием «Красная книга». Очень большой интерес проявляют  они к исчезающим и исчезнувшим видам животных, об этом школьники  узнают из материалов Красной книги. Дети оформляют фотоальбомы и рисунки о редких видах растительного и животного мира.

6 раздел – « Оранжерея на окне»

Дети учатся выращивать комнатные растения, ухаживать за ними. Они занимаются исследовательской работой о влиянии тепла, света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. Выполняют фотоработы и рисунки любимых комнатных растений, сочиняют стихи, песни, загадки о своих «питомцах»

7 раздел – «Загадки Вселенной»

Ученики знакомятся с явлениями, происходящими в космосе, небесными  телами,  открытиями новых миров. Они придумывают названия новым звёздам и планетам, выполняют творческие работы на тему космоса.

8 раздел – «ЗОЖ»

Человек – часть живой природы. В этом разделе большое внимание уделяется мероприятиям, направленным на формирование мотивации к здоровому образу жизни и расширении представлений о здоровом образе жизни;

Также учащиеся знакомятся с трудовой деятельностью людей и её значением в жизни человека и общества.

9 раздел – «Школа – наш дом, наведём порядок в нём»

Учащиеся выполняют практические и творческие работы по благоустройству классной комнаты, школы, территории пришкольного участка, принимают активное участие в субботниках и акциях

Дети учатся жить и выполнять заповеди:

- Уважай  других, тогда будут уважать тебя

- Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят

- Береги природу и учись у неё гармонии

- Веди здоровый образ жизни и пропагандируй его среди окружающих

Выводы:

Данная программа позволяет

1.Формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины

2.Усвоить каждым ребёнком нормы поведения в природе

3.Повысить уровень личностного развития младших школьников

Эта программа даёт возможность формирования УУД :личностных, регулятивных, познавательных

Литература

  1.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - М. : Просвещение, 2009. - 24 с.
  2. Курцева З.И. Духовно-нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения.// Начальная школа плюс до и после. - № 09, 2010, с. 6-9
  3. Рявкина О. Экологическое воспитание. 2004. URL: http://www.referat.ru/referats/view/19019 (дата обращения 28.01.2012)
  4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М.: Просвещение, 1979.с. 183
  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах - М.: 1974. с.66
  6. Чердынцева Е.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности.//Начальная школа плюс до и после.- № 06, 2011, с. 3
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение,2010. – 31с.

Интернет-ресурсы.

 http://festival.1september.ru/

 http://www.ns.portal.ru/

http://www.prosv.ru/

http://www.standart.edu.ru/

http://www.numi.ru/        

http://www.zavuch.info/

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Материалы для учителя:

Д.В.Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя,М.: Просвещение,2010

Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»

Журнал «Начальная школа» №10 1998г. Рыжова «Наш дом – природа»

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009

Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. – М.: Сов.энциклопедия, 1985

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991

Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004

Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня 1-4 классы. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации

Н.А.Касаткина Волгоград, Учитель 2007.

Материалы для учащихся:

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Сост. Л.А.Багрова М: ТКО «АСТ», 1995

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. Сост. П.Р.Ляхов-М,ТКО «АСТ», 1999

Атлас-определитель «От земли до неба» А.Плешаков М.Просвещение 2012

«Великан на поляне» А.Плешаков М.Просвещение 2012

«Зелёные страницы» А.Плешаков М.Просвещение 2012

Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2007

«Всё обо всём. Насекомые и пауки» - М-ООО «Издательство Астрель» 2001

Журналы «Юный натуралист»

Специфическое сопровождение (оборудование):

Глобус, компас, микроскоп.

Модели форм поверхности Земли.         

Модели систем органов организма человека.

Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).  

Электронно-программное обеспечение:

Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа пешехода"

Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора дв...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Юный горожанин"

Программа «Юный горожанин» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности и прис...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа безопасности"

     Программа направлена на создание условий по организации непрерывного про­цесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей,...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности. Курс «В школу с игрой»

Программа дополнительного образования «В школу с игрой» создана для того, что­бы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержател...

Приложение к дополнительной образовательной программе внеурочной деятельности Курс «В школу с игрой» (конспекты занятий)

Данная работа направлена на достижение результативности решения младшими школьниками учебных задач. Работа учащихся в группах является более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотруднич...


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение!
http://nsportal.ru/node/667020