рабочие программы 1 класс школа 21 века под Виноградовой
рабочая программа (1 класс) по теме

Бабенкова Анна Сергеевна

рабочие программы 1 класс  школа 21 века под Виноградовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babenkova_progr_vsyo.rar376.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения 2009 г  и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.

Данная рабочая программа рассчитана на изучение изобразительного искусства в 1 классе МОУ «Средней общеобразовательной школе села Камелик Пугачевского района Саратовской области» в течение 2012 – 2013 учебного года, 34 часа – 1 час в неделю.

Цели обучения изобразительному искусству:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение основных знаний художественной грамотности;
  2. овладение способами различных видов деятельности использование приобретенных знаний и умений;
  3. освоение компетенций: ценностно-смысловой, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, личностного саморазвития.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов.

Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. В настоящем тематическом плане реализуется модифицированная программа «Каждый народ – художник» (автор Б. М. Неменский) в объеме 34 часов.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по изобразительному искусству, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный в 4 классах, продвинутый в 4 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об искусстве будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 4 классах базовый уровень дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

Рабочая программа  адаптирована для детей  с ограниченными возможностями, ослабленным здоровьем, через систему индивидуальных занятий, консультаций.

Содержание курса

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).

1.2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства.

Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.

Инструменты и художественные материалы современного художника.

1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.

1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.

1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.

1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.

1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.

1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.

1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.

1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

1.12. Развитие индивидуального чувства формы.

1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.

1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.

1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.

1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.

1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.

II. Развитие фантазии и воображения

Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.

2.1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».

2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные) цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.

2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.

2.4. Изображение движения.

2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.

2.6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.

2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.

2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.

2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).

2.10. Форма и украшение в народном искусстве.

2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.

III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика

3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.

3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).

3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.

3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.

3.5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.

3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.

Учебно-тематический план

№ п/п

Перечень разделов

Кол-во часов

Вид занятий

Формы и методы контроля

теория

практика

1

Кто  такой художник

6

1

5

2

Искусство видеть и творить

10

2

8

3

Какие бывают картины

5

1

4

4

Природа - великий художник

8

1

7

5

Музей в твоей книжке  

4

1

3

Итого:  33ч

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ  ОБУЧАЮЩИХСЯ.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны

называть:

- художественные инструменты и материалы (акварель, гуашь, карандаши, пастель, кисть);

-основные цвета;

- 2-3  произведения известных художников.

различать:

- теплые и холодные цвета;

- формы линий;

- узор и орнамент;

- изделия народных художественных промыслов.

решать учебные и практические задачи:

- выбирать горизонтальное и вертикальное положение листа;

- правильно выбирать величину изображения;

- работать акварельными красками и выбирать кисть;

- работать карандашом, проводить линии разной формы;

- составлять узоры и орнаменты из геометрических фигур;

- составлять иллюстрации;

- использовать знакомые термины при описании художественных произведений или работ учащихся.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, 2009 г.

3.        Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой- М: Вентана-Граф,2009

4.        Учебник для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 1 класс; / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская  – М.: Вентана-Граф, (2012)

5.        Изобразительное искусство: 1 класс:  рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В.Богданова  – М.: Вентана-Граф, (2012)

6        http://www.rusedu.ru

7.        http://elenasadigova.ucoz.ru

8.        http://www.proshkolu.ru/

9.        http://viki.rdf.ru/

10.        http://pedsovet.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы «Начальная школа XXI века» 2 класс

рабочие программы включают пояснительную записку, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование...

Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочие программы  "Начальная школа 21 века" для 2 класса...

Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочие программы  "Начальная школа 21 века" для 2 класса  по окружающему миру...

Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочие программы  "Начальная школа 21 века" для 2 класса  математике...

Рабочая программа по окружающему миру авт. Виноградовой Н.Ф. для 1 класса

Рабочая программа по окружающему миру авт. Виноградовой Н.Ф. для 1 класса...