Рабочая программа по окружающему миру авт. Виноградовой Н.Ф. для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру авт. Виноградовой Н.Ф. для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr_okr._mir.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373, редакция от 18.12.2012 г.), авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной Н. Ф. Виноградовой в рамках проекта «Начальная школа 21 века», Москва: Издательский центр «Вентана - Граф» 2013 года, Учебного плана МАОУ Сладковского района Маслянская СОШ на 2014-2015 учебный год.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях – М.: Вентана — Граф, 2013г.
- Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 1 класс, №1, №2. Виноградова Н.Ф., М.: Изд. Центр «Вентана-Граф», 2013 г.
- Беседы с учителем 1 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2008 г.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Цели и задачи курса.
«Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира».
Задачи курса:
- устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимать взаимозависимость в системе «человек – природа – общество»;
- осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получать начальные навыки экологической культуры;
- подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознавать возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни;
- подготовить к изучению базовых предметов в основной школе.
Общая характеристика учебного предмета.
Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего «Я».
Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- принцип интеграции;
- педоцентрический принцип;
- культурологический принцип;
- принцип экологизации;
- принцип поступательности;
- краеведческий принцип.
Основу курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: человек как биологическое существо; я и другие люди; человек и мир природы; человек и общество; история родной страны.
Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается все содержание обучения.
Важнейшая особенность содержания предмета – определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений.… Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет «Окружающий мир» изучается в 1 классе по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
Организация учебных занятий в соответствии с учебным планом предусматривает использование разнообразных форм: экскурсии, круглые столы, интеллектуальные игры, соревнования, смотр знаний и другое, из расчёта не менее1-го часа в четверть по предметам до 68 часов, не менее 2-х часов в четверть по предметам свыше 68 часов в год.
В авторскую программу внесены изменения.
Региональная специфика базового компонента в объёме 10%от общего количества часов заключается в обновлении содержания образования, направленного на изучение отдельных тем экологической направленности в рамках предмета «Окружающий мир».
Основы безопасности жизнедеятельности интегрируются с учебным предметом «Окружающий мир».
Описание ценностных ориентиров
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука, как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- под познавательными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Содержание учебного предмета (68 часов)
Введение. Этот удивительный мир (1 ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы - школьники(2 ч)
Ты – первоклдассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Твоё здоровье (6 ч)
Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Я и другие люди (3ч)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Труд людей (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Родная природа (31ч.)
Красота природы. Природа и творчество человека. Природа и фантазия. Сезонные изменения в природе. Растения пришкольного участка: название, внешний вид. Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу. Комнатные растения: название, внешний вид. Условия рост. Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе.
Семья (2ч.)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Наша страна – Россия. Родной край. (15ч.) Название города, села в котором мы живём. Главная улица, площадь. Памятные места нашего города, села, профессии. Машины, помогающие трудиться.
Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них. Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от школы до дома. Улица: тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользованием общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переход», «велосипедная дорожка», и т. д. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Экскурсии.
Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, парники т. д.
Практические работы.
Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом, террариумом, инсектарием.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ Разде ла | Название раздела | Кол-во часов по разде лу | Тема урока | Дата реализа ции | Планируемые результаты по разделу | Планируемые учебные ситуа ции на уроке | |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | ||||||
1. | «Этот удивительный мир». | 1ч. 1. | «Нас окружает удивительный мир». | Ориентировка в понятиях и терминах: школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак,
выполнять правила поведения; применять правила дорожного движения; | -принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | Мой класс. Моя школа | |
2 | «Мы – школьники!» | 2. | «Давай познакомимся». | Я – чело век | |||
3. | «Мы – школьники». | Мой класс. Моя школа | |||||
4. | «Правила поведения в школе». | ||||||
2. | «Родная приро да». | 3 ч. 5(1) | «Сентябрь - первый месяц осени». | знать признаки неживой и живой природы; знать сезонные изменения в природе; классифицировать по признаку «овощи-фрукты» классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы | -принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | ||
6(2) | «Что нам осень подарила». | ||||||
7(3) | «Грибная пора» | ||||||
3. | «Семья» | 2 ч. 8(1) | «Семья». | -ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения; -спользовать в процессе общения основные правила этикета; -строить диалог со взрослыми и сверстниками | -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками | Моя семья | |
9(2) | «Любимые занятия». | ||||||
4. | «Родная природа» | 5 ч. | -называть домашних животных; -знать правила общения с животными; - собрать природный материал; наблюдать за живой и не живой природой | -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; | |||
10(1) | «Как из зерна получилась булка». | ||||||
11(2) | «Человек и домашние животные» | В мире живот ных | |||||
12(3) | «Прогулка в парк: Октябрь уж наступил». | ||||||
13(4) | «Лесные новости». «Как звери готовятся к зиме». | ||||||
14(5) | «Явления природы» | ||||||
5. | «Родная страна». | 2 ч. 15(1) | «Где ты живешь?» «Дорога от дома до школы». | -ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия; -знать маршрут «Школа – Дом»; -знать, зачем нужны правила дорожного движения; | -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками | Моя страна | |
16(2) | «Правила поведения на дорогах» РК: Правила ДД на улицах нашего села | ||||||
6. | Ты и вещи | 2 ч. 17(1) | Все профессии важны. РК: Профессии людей нашего села. | -ориентировка в понятиях и терминах: труд, уважение к труду, экономное отношение, одежда, обувь, мебель, безопасность. | -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Профессии | |
18(2) | Кто работает ночью | ||||||
7. | Твоё здоровьё | 5 ч. 19(1) | Что такое здоровье? | -выполнять режим дня; -составлять свой режим дня - знать органы чувств, как их охранять. | развитие самостоятельности и личной ответственности за своё здоровье | Как я себя чувст вую? | |
20(2) | Наши помощники - органы чувств. | ||||||
21(3) | Правила гигиены | ||||||
22(4) | О режиме дня | ||||||
23(5) | Будем закаляться! | ||||||
8. | Родная природа | 4 ч. 24(1) | Ноябрь- зиме родной брат. | -ориентировка в понятиях и терминах: природа (живая, неживая ), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник. Красная книга. | -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | ||
25(2) | Звери - млекопитающие | ||||||
26(3) | Что мы знаем о птицах? | ||||||
27(4) | Птичья столовая | ||||||
9. | Родная страна | 2 ч. 28(1) | Родной край. Где ты живешь? | - знать различные объекты села и города; - различать профессии, связанные с сельским хозяйством, промышленностью; - иметь представление о разных видах жилья человека; - умение выражать свои мысли. | -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Моя страна | |
29(2) | Дом, в котором ты живешь | ||||||
10. | Ты и вещи | 2 ч. 30(1) | Игра: «О чем рассказывают вывески». | - составлять описательный рассказ; рассказывать о профессии не называя её | -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | ||
31(2) | Зачем люди трудятся? | ||||||
11. | Родная природа | 2 ч. 32(1) | В декабре, в декабре все деревья в серебре | - определять и называть свойства воды, льда, снега; - работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»; - умение работать коллективно | -принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | ||
33(2) | Какая бывает вода? Проведем опыты. | ||||||
12. | Твои друзья – взрослые и дети | 2 ч. 34(1) | Поговорим о дружбе. | - различать основные нравственно-этические понятия; - знать и придерживаться правил этикета; - умение строить диалог | - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Я – чело век | |
35(2) | Игра: «Идем в гости». | ||||||
13. | Родная природа | 4 ч. 36(1) | Январь - году начало, зиме –середина | - сравнивать лиственные и хвойные деревья; - различать и классифицировать животных; - решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг» | - осуществлять наблюдение; - выделять главное, существенное; - объяснять, оказывать помощь | ||
37(2) | Хвойные деревья | ||||||
38(3) | Жизнь птиц. Гости с Севера. | ||||||
39(4) | Игра: «Соображалки» | ||||||
14. | Родная страна | 5 ч. 40(1) | Наша страна – Россия. О гербе, о флаге и гимне. | - знать свою национальность; - знать какие народы живут в России; - знать основные достопримечательности столицы России; - иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах; -знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки. | - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. | Говорят свидетели прошлого | |
41(2) | Москва — столица нашей Родины | Моя страна | |||||
42(3) | Богата природа России Леса и цветы России | ||||||
43(4) | Какого народа ты сын? Мы-россияне! | ||||||
44(5) | Золотые руки народные. Народное творчество | Профессии | |||||
15. | Родная природа | 4 ч. 45(1) | Февраль-месяц метелей и вьюг. | -иметь представление о способах передвижения и питания млекопитающих животных; -различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения); | -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | ||
46(2) | Чем питаются звери | ||||||
47(3) | Наш уголок природы. | ||||||
48(4) | Комнатные растения | ||||||
16. | Родная страна | 1ч. 49(1) | Мы - граждане России. Права и обязанности гражданина России | -знать основные права и обязанности | -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками | Права детей | |
17. | Твои друзья – взрослые и дети | 2ч. 50(1) | О правилах поведения | -различать основные нравственно-этические понятия; -иметь представление об одном из государственных праздников | -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | ||
51(2) | 8 марта -праздник всех женщин | Государственные празд ники | |||||
18. | Родная природа | 2ч. 52(1) | Март-капельник | -называть приметы весны, изменения в природе -называть весенние изменения в живой и неживой природе; -участвовать в диалоге «животных и растений». | - осуществлять наблюдение; - выделять главное, существенное; - объяснять, оказывать помощь | ||
53(2) | Лесные новости | ||||||
19. | Твоё здоровье | 2 ч. 54(1) | Здоровая пища | -знать основные правила здорового образа жизни; -понимать какие продукты приносят пользу; | развитие самостоятельности и личной ответственности за своё здоровье | Как я себя чувст вую? | |
55(2) | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | -знать правила закаливания | |||||
20. | Родная природа | 2ч. 56(1) | Звуки весны: апрель-водолей. | -знать смысл понятия «животное – живое существо»; | - осуществлять наблюдение; - выделять главное, существенное; - объяснять, оказывать помощь | ||
57(2) | Лесные новости. | ||||||
21. | Родная страна | 3ч. 58(1) | Весенние работы | -иметь представление об основных видах весенних работ; -знать основные виды транспортных средств; -иметь представления о мире профессий | -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | ||
59(2) | Кто работает на транспорте | ||||||
60(3) | День космонавтики. | Государственные праздники | |||||
22. | Родная природа | 4ч. 61(1) | Май весну завершает, лето начинает (экскурсия) | -различать времена года; -приметы весны; -приметы лета летние месяцы; -знать признаки живых существ | - осуществлять наблюдение; - выделять главное, существенное; - объяснять, оказывать помощь | ||
62(2) | Жизнь земноводных весной | ||||||
63(3) | Животное – живое существо. | ||||||
64(4) | Может ли человек жить без природы? Береги природу! | ||||||
23. | Родная страна | 2ч. 65(1) | Скоро лето. Ты - пешеход | -знать дорожные знаки: | -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | ||
66(2) | Урок-экзамен |
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
• воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны;
• различать дорожные знаки, безопасные для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
• ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
• различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
• различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
• определять последовательность времён года, находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;
• устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
• описывать отдельных представителей растительного и животного мира;
• сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в 1 классе учащиеся могут научиться:
• анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
• различать основные нравственно – этические понятия;
• рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
• участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты УМК «Начальная школа 21 века», окружающий мир для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
Методические пособия для учителя
Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ.
2. Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания — магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Географические и исторические настенные карты.
Атласы.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
3. Технические средства обучения
Классная магнитная доска, экспозиционный экран, интерактивная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор.
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп.
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).
5. Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения.) С учётом местных особенностей и условий школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру по УМК"Планета знаний" 2 класс
Рабочая программа для 2 класса по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школаXXI века" 3 класс
Программа составлена на основе программы « Окружающий мир» образовательной системы «Начальная школа ХХ I века» . Автор: Н.Ф.Виноградова .М. «Вентана-Граф» 2008 г....
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.
Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А....
Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 3 класс.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 2 класс.
Рабочая пролграмма содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 1 класс.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...