Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) по теме
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhiv_zip_-_winrar.zip | 128.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению
2 класс. «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2011.
На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 102 часа в год (34 учебные недели по 3 часа в неделю).
Концепция (основная идея) программы рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.
Особенностью программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Специфическими особенностями литературного чтения являются следующие:
1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Цели и задачи обучения литературному чтению
Цель программы «Литературное чтение» - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задача курса: учить читать вслух целыми словами, правильно воспринимать содержание и форму читаемого произведения и книги, различать доступные им жанры, знать имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
Содержание курса «Литературное чтение» включает следующие образовательные линии:
- Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания текста и специфики литературной формы. Выявление точки зрения писателя, читателя.
- Система работы над навыками чтения.
- Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
- Формирование литературоведческих представлений.
- Расширение круга чтения учащихся.
Основные принципы отбора материала:
- учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;
- учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- тематический и жанрово-тематический отбор произведений с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворений и прозаической речи), об этих авторах;
-жанровый и авторский: одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах;
- эмоционально-эстетического восприятия произведения: воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств;
- системности, преемственности, перспективности.
Общая характеристика курса литературного чтения
Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай».
Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.
Продолжается накапливание представления школьников об авторах различных произведений.
Развивается основный вид речевой деятельности - говорение.
Методы и приемы обучения:
-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;
-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;
-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;
-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;
-изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание;
-игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные игры;
-письмо: дописывание, списывание, сочинение;
-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книге.
Формы творческих работ: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Планируемые результаты освоения курса литературного чтения
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Планируемые результаты обучения литературному чтению
К концу обучения во 2 классе учащиеся:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
- понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
- постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
- различать пословицы и загадки по темам;
- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
- осознавать нравственные и этические ценности произведения;
- выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
- рассказывать сказки с присказками;
- создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
- делать иллюстрации к изученным произведениям;
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию о героях произведений;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге в ее аппарате;
- сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Программа – Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», М., Вентана-Граф, 2011г.
- Учебники – Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 2 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2012. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Учебные пособия – Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012. Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению: для младших школьников / Ефросинина Л. А.. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Методические пособия для педагогов - Беседы с учителем. Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. Оценка знаний. Литературное чтение, 1 – 2 класс. Автор:, Ефросинина Л. А., – М.: Вентана-Граф, 2010г.
Содержание курса.
Содержательная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | Формы и вопросы контроля | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | |||||
Знать | Уметь | |||||
О нашей Родине: | Произведения о Родине. Рифмующие слова. Рифма. Диалог. Летопись. | 4ч | смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | понятия «былина», «Родина», «Русь», «жанр»; тематику произведения | выразительно читать, сознательно, правильно и бегло читать; вести диалог | Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка. |
Народная мудрость (устное народное творчество) | Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм. Обогащение словаря, формирование навыков чтения. Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений | 5ч | понятия «народная мудрость», «шутка», «считалка», «потешка», «пословица». | опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения; сознательно, правильно, бегло, выразительно читать, определять от какого лица ведется повествование, словесно рисовать прочитанное | Начитанность. Текущая проверка | |
О детях и для детей | Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения Развитие восприятия художественного произведения. Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности Развитие умения пересказывать текст по картинному плану Развитие навыка чтения по ролям Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать) | 15ч | понятия «басня», «мораль», «баснописец», «автор», «герой», «план», фамилии детских писателей, определение характеристики героев; смысловые части текста | опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения; сознательно, правильно, бегло, выразительно читать, давать хар-ку героям, делить текст на части, озаглавливать части произведения, составлять план текста, читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование. | Тест (вид текущей проверки) Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка | |
«Уж небо осенью дышало…» Произведения о родной природе | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности | 5ч | понятие «роль», «загадка», «автор», «план», «герой». | выразительно, красиво, правильно и быстро читать; читать по ролям, отвечать четко и правильно на вопросы, читать по ролям, составлять план текста, определять от какого лица ведется повествование. | Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка | |
«Снежок порхает, кружится…» Произведения о зимней природе | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному) Развитие навыков творческой деятельности Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора) Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения Развитие речи учащихся | 10ч | понятия «автор», «план», смысловые части текста. | правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование, словесно рисовать прочитанное. | Начитанность. Итоговая проверка Выразительность чтения. Итоговая проверка | |
Здравствуй, праздник новогодний | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | 7ч | определение характеристики героев; смысловые части текста. | правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование. | Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка | |
Произведения о животных Разножанровые произведения о животных | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений Выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения Работа с текстом | 12ч | определение характеристики героев; смысловые части текста. | правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование. | Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка Начитанность, работа с детскими книгами. Текущая проверка | |
Зарубежные сказки | Развитие читательских навыков. Работа с текстом | 9ч | определение характеристики героев; смысловые части текста. | правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование. | Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка | |
Рассказы, стихи, сказки о семье | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; форми-рование основ читательской самостоятельности | 11ч | понятие «колыбельная», определение характеристики героев; смысловые части текста. | правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование. | Тест (вид текущей проверки) Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Итоговая проверка | |
Весна, весна красна!..» Произведения о родной природе | Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев) Моделирование обложки для книги Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности | 21ч | понятие «закличка»; смысловые части текста. | правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, словесно рисовать прочитанное. | Навык чтения молча (способ чтения, понимание содержания, получение информации) Текущая проверка. | |
Волшебные сказки | Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев) Моделирование обложки для книги | 4ч | понятия «чудо» и «русская сказка», определение характеристики героев; смысловые части текста. | правильно, осознанно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, словесно рисовать прочитанное. | Начитанность, работа с детскими книгами. Итоговая проверка Выразительность чтения. Итоговая проверка Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка |
Примерное тематическое планирование курса «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»2 класс
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности | Элементы | Дата |
1 | О нашей (4 ч) | Ф. Савинов «О Родине» Стихи о Родине. И. Никитин «Русь» | Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческих понятий | Знать: – произведения о Родине. Уметь: – сравнивать загадки, шутки, потешки, указывать на их особенности; самостоятельно читать молча слова и текст; – находить и самостоятельно читать фамилию автора, заглавие; – сравнивать разные по жанрам произведения; – выполнять задания под рубрикой «Проверь себя» | Понятие «рифма» | |
2 | С.Романовский «Русь» | Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя | Понятие «диалог». | |||
3 | С. Романовский «Слово о Русской земле» | Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр | Понятие «летопись», «летописец» | |||
4 | С. Прокофьев. «Родина». | Выразительное чтение вслух, про себя. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине | ||||
5 | Народная мудрость (устное народное творчество) | Народная песня «Я с горы на гору шла…» Загадки Шутка, считалка, потешка, пословицы.поговорки | Уметь сравнивать и отличать произведения малых фольклорных форм | Понимать отличие малых фольклорных форм. Уметь: – выделять признаки былины (былинного сказа); – работать с произведением, выполнять задания в учебнике; – выразительно читать (плавно, выделяя повторы) Знать: – наизусть два стихотворения; – пословицы. Уметь: – выделять пословицы о труде в тексте; – правильно называть произведение; – понимать главную мысль; – находить части в тексте; – сравнивать стихи, рассказы, сказки; опросы, взаимопроверка, самостоятельная работа | Понятия «фольклор», «загадка» | |
6 | Былины «Как Илья Муромец богатырем стал» | Формирование читательских умений | Понятия «сказ», «былина» (былинный сказ) | |||
7 | Былины «Три поездки Ильи Муромца» | Обогащение словаря, формирование навыков чтения | Понятия «герой», «былинный герой». | |||
8 | Проверь себя | Определение уровня начитанности учащихся, умения работать с произведением | Составить рассказ | |||
9 | О детях и для детей. (15 ч) | А. Барто «Катя». Дополнительное чтение: Б. Заходер «Перемена» | Развитие устных читательских навыков, умение выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения | Составить рассказ о Кате | ||
10 | С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах», «Как Алешке учиться надоело» | Развитие восприятия художественного произведения, умение работать с книгой, усвоение литературных понятий, нравственное воспитание | Понятия «юмор», «герой литературного произведения» (персонаж). Подбор пословиц к произведению | |||
11 | Произведения о детях. Е.Пермяк «Смородина». | Развитие навыка чтения, умения пересказывать текст | Уметь: – правильно называть произведение; – определять жанр произведения; – понимать главную мысль; – находить части в тексте и основную мысль каждой части; – составлять план; – пересказывать по плану кратко или подробно | Понятие «рассказ». | ||
12 | Н. Носов «Заплатка». Г. Сапгир «Рабочие руки». Нанайская сказка «Айога» | Развитие восприятия художественного произведения, речевых умений; нравственно-эстетическое воспитание | Подбор пословиц на тему «Труд, трудолюбие»; понятие «скороговорка» | |||
13 | Басни. И. Крылов «Лебедь, щука и рак». Л. Толстой «Страшный зверь». Я. Аким «Жадина» | Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности | Понятие «басня», «мораль», «баснописец». Сравнение басен поэтической и прозаической | |||
14 | М. Зощенко «Самое главное» | Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану | Задавать вопросы к тексту | |||
15 | В. Сутеев «Кто лучше?». Дополнительное чтение: Л. Осеева «Волшебная иголочка» | Развитие навыка чтения, чтение по ролям | Уметь: – заучивать наизусть басни, стихотворения; – подбирать пословицы по теме произведения; – сравнивать произведения разных жанров | |||
16 | А. Митта «Шар в окошке». Е. Пермяк «Две пословицы». | Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст | Понимание предложения (по заданию) | |||
17 | Л. Пантелеев «Две лягушки». В. Катаев «Цветик-семицветик» | Развитие навыка чтения; формирование читательских умений, нравственное воспитание | Сочинение сказки о лягушках | |||
18 | В. Беспальков «Совушка». Литературные (авторские) сказки | Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельно- сти, читатель- | ||||
19 | В. Сутеев «Снежный зайчик». Н. Носов «Затейники». Н. Носов «На горке» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему) | Уметь: – самостоятельно работать с произведениями для дополнительного чтения; | Сочинение сказки о Сером волке | ||
20 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» Братья Гримм «Маленькие человечки». | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, объяснять заголовок); нравственное воспитание | Понятие «сказка», «бытовая сказка», «народная сказка» | |||
21 | Авторские сказки. Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»,«Пятеро из одного стручка» | Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений | Умение сравнивать сказки, готовить рассказ | |||
22 | Литературные (авторские) сказки. Б. Гримм «Семеро храбрецов» | Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы) | ||||
23 | Проверь себя | Проверка уровня начитанности учащихся, знание авторов, названий произведений, их героев | Уметь: – работать самостоятельно, в парах, – работать с текстом | Разгадывание кроссворда |
24 | «Уж небо осенью дышало…» (5 ч) | А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Г. Скребицкий «Осень». | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению) | Уметь: – выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы; – выразительно читать стихотворения, передавая свои чувства; – понимать главную мысль; – выделять голосом обращения в тексте; – самостоятельно читать абзацы текстов, отрабатывая правильность и беглость чтения; – выполнять | Сравнение произведений | |
25 | Э. Шим «Белка и ворон», Е. Трутнева «Осень» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение), творческая деятельность | Составить загадки о белке и вороне. | |||
26 | А. Сладков «Эхо». А. Твардовский «Начало осени» М. Пришвин «Недосмотренные грибы» | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов) | Понятие «диалог»; игра «Эхо» | |||
27 | Э. Шим «Храбрый опенок». А. Майков «Осень» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр) | Сочинить рассказ по иллюстрации с. 12. | |||
28 | Проверь себя | Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности | Сочинить рассказ об осенней природе | |||
29 | Снежок порхает, кружится. (10 ч) | З. Александрова «Зима» С. Иванов «Каким бывает снег». С. Есенин «Пороша» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение) | Уметь: – бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений; – пересказывать рассказ или сказку по готовому плану; – объяснять автор- – сочинять небольшие сказки или рас- | Деление текста на части (по готовому плану) | |
30 | И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» Э. Шим «Всем вам крышка». К. Ушинский «Мороз не страшен» | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | Составление рассказа по иллюстрации | |||
31 | Русская сказка «Дети Деда Мороза». Немецкая сказка «Бабушка метелица» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение) | – объяснять поступки героев и свое отношение к ним; – передавать интонацией свое отношение к читаемому; – различать авторские и народные сказки; – самостоятельно выполнять задания по теме («Проверь себя»); – оценивать свои знания («Это я знаю и могу выполнить» или «Этого я еще на знаю») – объяснять свою точку зрения и соотносить ее с авторской позицией | |||
32 | М. Пришвин «Деревья в лесу» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение) | ||||
33 | И. Суриков «Детство» В. Даль «Девочка Снегурочка» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое и авторское отношение к прочитанному) | Умение составлять текст о своих детских забавах | |||
34 | В. Даль «Девочка Снегурочка» | Развитие навыков чтения, читательских умений | ||||
35 | Русская народная сказка «Снегурочка» | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр) | Знать: – наизусть 2-3 стихотворения; – пословицы о дружбе и труде; Уметь: – соотносить пословицы и поговорки произведения; – объяснять поступки героев произведений, выражать свое отношение к ним | Сравнение русской народной сказки «Снегурочка» и сказки И. Даля «Девочка Снегурочка» | ||
36 | Русская народная сказка «Снегурочка» (продолжение). Японская сказка «Журавлиные перья» | Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме | ||||
37 | Н. Некрасов В. Одоевский | Развитие навыков чтения, читательских умений | ||||
38 | Г. Скребицкий, И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу» | Развитие навыков чтения, читательских умений | ||||
39 | Здравствуй, праздник новогодний. (7 ч) | С. Михалков «В снегу стояла елочка» А. Гайдар «Елка | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | Уметь: – выразительно читать отрывки из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания) | Умение сочинить загадку о елке | |
40 | А. Гайдар «Елка | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ||||
41 | С. Маршак «Декабрь». Книги С. Маршака | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему) | Умение соотнести иллюстрации и текст | |||
42 | Контрольная работа | Проверка начитанности | ||||
43 | Книги Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Штопальная игла» | Развитие речи учащихся, определение уровня начитанности, умения работать с произведениями | ||||
44 | Проверь себя | Сформированность учебной и читательской деятельности | ||||
45 | Идет волшебница зима | Развитие читательского интереса | ||||
46 | Произведения о животных. (12 ч) | Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка». Е. Чарушин «Перепелка» | Развитие навыков чтения, читательских умений | Знать: – наизусть 1–2 стихотворения по теме чтения; – 3–5 фамилий авторов, которые пишут о животных. Уметь: – различать народные песни, загадки, сказки; – отличать реальные события и волшебные; – различать народные и авторские сказки; – находить в тексте пословицы и уметь их объяснять; – рассказывать сказку или ее часть близко к тексту; – сочинять сказки с героями | ||
47 | К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «Полоса леса». Произведения фольклора | Развитие навыков читательских умений | Сочинить рассказ о своем животном | |||
48 | М. Пришвин «Старый гриб». П. Комаров «Олененок» Н. Рубцов «Про зайца» | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ||||
49 | Рассказы о животных. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» | Развитие навыков читатель- | Уметь: – сочинять продолжение сказки; – отбирать в библиотеке книги о животных; – составлять книгу-самоделку о героях-животных | Сочинение загадок о животном | ||
50 | В. Бианки «Еж спаситель». М. Пришвин «Журка» | Развитие навыков чтения, читательских умений | ||||
51 | М. Дудин «Тары-бары…». В. Бианки «Хвосты» | Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения | Знать: – 2–3 авторов, которые пишут о животных, правильно называть их фамилию. Уметь: – различать авторские и народные произведения; – рассказывать сказки близко к тексту; – подбирать пословицы и поговорки к теме произведения; – сочинять продолжение к сказке; – иллюстрировать понравившийся эпизод произведения | |||
52 | Литературные (авторские) сказки. К. Ушинский «Плутишка кот». К. Паустовский «Барсучий нос» | Развитие восприятия художественного произведения, умения работать с книгой | ||||
53 | Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля». Африканские сказки «О том, как лиса обманула жену» | Развитие навыков чтения, читательских умений | Знать: – отличие народных и авторских сказок; – называть 2–3 примера произведений. Уметь: – находить ответы на вопросы, подтверждая текстом; | Пересказ от лица одного из героев | ||
54 | Русские народные сказки. Сказка «Зимовье зверей» | Развитие восприятия художественного произведения, умения работать с тетрадью, развитие читательских умений | ||||
55 | Литературные (авторские) сказки. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» | Развитие навыков чтения, читательских умений, умения работать с текстом | ||||
56 | Литературные (авторские) сказки. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (продолжение) | Развитие навыков чтения, читательских умений, умения работать с текстом | Инсценирование сказки | |||
57 | Народные сказки. Русская народная сказка «Белые перышки» | Развитие навыков чтения, читательских умений | ||||
58 | Зарубежные сказки (9 ч) | Народные сказки. Украинская сказка «Колосок». Француз- | Развитие читательских навыков, умения работать с текстом | Уметь: – выделять признаки сказки; – правильно называть произведение; – составлять схематический план; – пересказывать подробно и сжато по готовому плану | Сравнение сказок разных народов | |
59 | Народные сказки. Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать» | Развитие навыков чтения и читательских умений, умения выполнять задание | ||||
60 | Народные сказки. Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать» (продолжение) | Развитие навыков чтения и читательских умений, умения выполнять задание | Словесная характеристика героя | |||
61 | Народные сказки. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» | Развитие навыков чтения и читательских умений | Уметь: – выделять признаки сказки; – правильно называть автора и название произведения; – выразительно читать отрывок из произведения при повторном чтении; | |||
62 | Народные сказки. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» (продолжение) | Развитие навыков чтения и читательских умений, развития речи учащихся | ||||
63 | Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Бременские музыканты» | Развитие восприятия художественного произведения, читатель- | ||||
64 | Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, развития речи учащихся | ||||
65 | Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят». Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха» | Развитие восприятия художественного произведения, читатель- | ||||
66 | Проверь себя | Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений | ||||
67 | Рассказы, стихи, сказки о семье. (11 ч) | Л. Толстой «Лучше всех» | Развитие навыков чтения, развитие речи учащихся и их творческих способностей | Уметь: – выразительно читать колыбельные песни (авторские, народные); – употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.; – выразительно читать диалоги; – разыгрывать сценки из произведений Знать: – наизусть читать 1-2 стихотворения о маме; – что такое рифма, строфа. Уметь: – выразительно читать все произведения;, диалоги; – разыгрывать сценки из произведений | ||
68 | Е. Пермяк «Случай с кошельком». А. Аксаков «Моя сестра» | Развитие навыков чтения, развитие речи учащихся и их творческих способностей | ||||
69 | М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный» Л. Осеева «Сыновья», А. Майков «Колыбельная песня» | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||||
70 | Л. Толстой «Отец и сыновья», А. Плещеев «Дедушка». И. Панькин «Легенда о матерях» | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||||
71 | Л. Воронкова «Катин подарок», Ю. Коринец «Март» | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||||
72 | А. Плещеев «Песня матери». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||||
73 | Татарская сказка «Три сестры». С. Михалков «А что у вас?» | Развитие навыков чтения и читательских умений | Рассказывание сказки от лица одного из героев | |||
74 | В. Солоухин «Деревья» | Развитие навыков чтения и творческих способностей | ||||
75 | Сказки разных народов | Определение уровня начитанности, читательских умений | Литературная викторина «Кто лучше знает произведения о маме?» | |||
76 | Проверь себя | Определение уровня начитанности учащихся, формирование основ | ||||
77 | Проверь себя | Проверка уровня начитанности и читательских умений | ||||
78 | «Весна, весна, красная…» (21 ч) | Народная песня «Весна, весна красная!». А. Чехов «Весной» | Развитие навыков чтения и творческих способностей | Уметь: – выражать при чтении вслух свое отношение к весенней природе; – подмечать приметы и краски весны; – описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почку и т. д.; – участвовать в конкурсе чтецов «Весна, весна…»; – пересказывать подробно и сжато по готовому плану; | ||
79 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | ||||
80 | Стихи и рассказы Г. Скребицкий «Весна-художник» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | ||||
81 | М. Сладков «Снег и ветер». М. Сладков из цикла «Лесные шорохи» | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||||
82 | С. Маршак «Весенняя песенка» Э. Шим «Чем пахнет весна» | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||||
83 | Е. Баратынский «Весна, весна!». В. Маяковский «Тучкины штучки» | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||||
84 | Произведения С. Михалков «Быль для детей» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Уметь: – самостоятельно работать с произведением: читать, отвечать на вопросы, пересказывать понравившуюся часть произведение, выполнять задания в тетради | |||
85 | С. Баруздин «Салют» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | ||||
86 | Произведения о родной природе. Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Дополнительное чтение: К. Ушинский «Проказы старухи зимы» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | ||||
87 | Произведения о животных весной. А. Куприн «Скворцы», Н. Сладков «Скворец-молодец» | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | ||||
88 | Произведения современных писателей. Н. Сладков «Апрельские шутки», А. Барто «Апрель» | Развитие навыков чтения и читательских умений | ||||
89 | Народное и литературное (авторское произведение). Г. Скребицкий «Жаворонок». Дополнительное чтение: К. Коровин «Баран, заяц и еж» | Развитие навыков чтения и творческих способностей | ||||
90 | Фольклор: песенка-закличка, загадка В. Жуковский «Жаворонок» | Развитие навыков чтения и творческих способностей | Знать: – 2–3 произведения о родной природе и читать наизусть; – фамилию автора, название произведения, жанр; Уметь: – выполнять творческие задания: нарисовать иллюстрацию, сочинить короткое произведение о природе, придумать загадку и т. д. | |||
91 | Стихи и рассказы о родной природе. О. Высоцкая «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луч» | Развитие навыков чтения и творческих способностей | ||||
92 | Произведения о родной природе. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Дополнительное чтение: Э. Шим «Муравейник» | Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание) | ||||
93 | Рассказы и стихи Дополнительное чтение: Р. Сеф | Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание) | Проверка внимания (не существующий ответ на вопрос | |||
94 | Рассказы о детях М. Пришвин «Ребята и утята» | Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение) | ||||
95 | Сказки в стихах. Б. Заходер «Птичья школа» | Развитие восприятия художественного произведения, читатель- | Иллюстрирование книжки-самоделки | |||
96 | Произведение о родной природе. К. Ушинский «Утренние лучи». Дополнительное чтение: М. Пришвин «Лесная капель» | Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение) | ||||
97 | Стихи о родной природе. А. Барто «Весна, весна на улице» | Развитие навыков чтения и читательских умений (работа со схемой) | ||||
98 | Проверь себя | Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений | ||||
Волшебные сказки. (4 ч) | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка» | Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступков героев) | Уметь: – различать сказки о животных, бытовые, волшебные; – сравнивать волшебные сказки – – сочинять сказки с волшебными предметами; | |||
100 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Дополнительное чтение: А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ||||
101 | Ш. Перро «Кот в сапогах». Дополнительное чтение: индийская сказка «Золотая рыба» | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений; моделирование обложки для книги | Сравнение моделей обложек | |||
102 | Проверь себя. Дополнительное чтение: Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» | Определение уровня сформированности учебной читатель- | Проверь себя. Дополнительное чтение: Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»
Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»...
Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК "Школа 2100"
Данные рабочие программы разработаны и составлены с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для УМК "Школа 2100"....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике на 2013 – 2014 учебный год Уровень – начальная школа 2 класс Количество часов – 134 УМК «Школа России»
Основными целями начального обучения математике являются:- Математическое развитие младших школьников.- Формирование системы начальных математических знаний.- Воспитание интереса к математике, к умств...
Рабочие программы 1-4 класс по ФГОС УМК "Школа России" с тематическим планированием 1 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ"
Рабочие программы 1-4 класс УМК"Школа России"...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...