Проект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
методическая разработка (4 класс) по теме
разработка урока по ОРКСЭ
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Основы православной культуры»
Учителя начальных классов МОУ «Начальная школа – детский сад»с.Ивановка
Беляковой С.В.
Проект урока.
Тема урока: Совесть и раскаяние
Тип урока : урок открытия новых знаний
Цель урока: Познакомить учащихся с православными представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека.
Задачи урока:
Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.
Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью».
Ключевые понятия урока добро, грех, совесть, быть в ладу со своей совестью.
Оборудование урока: мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, совесть (по современным толковым словарям, не по словарю Даля), бумага для письма
План урока:
- Организация деятельности учащихся
- Приветствие
- Сообщение темы урока
II. Актуализация знаний.
На доску выписаны ключевые понятия урока, проводится с учащимися работа, направленная на выявление понимания ими ключевых понятий урока со словом «добро» и его однокоренными словами составьте словосочетания (творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т. д.), затем – со словом «грех» и его однокоренными словами (сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех).
Проблемное задание: попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать – «раскаяться в добре»? А можно ли сказать – «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?
- Изучение нового материала
- Беседа с учащимися.
Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и другие с приставкой «со». Приставка «со» означает соединение с чем-либо.
-С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?
-Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»?
-Совесть сопряжена с умом или душой?
- Или с тем и другим?
- Достаточно ли осознавать грех умом?
2. Обсуждение темы урока. Запись темы на доске.
3. Работа со статьёй учебника после прочтения.
Что показалось тебе самым главным в статье, выпиши эту мысль.
Выпиши в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане.
- Работа по группам.
Сравните определения добра, зла, греха, совести с определениями в словарях. Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан (человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой).
5.Самостоятельная исследовательская работа с текстом
Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Толстого и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке: (до чтения надо рассказать детям, что действие сцены, которая будет прочитана, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).
После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!». Меня так это обидело, что я разревелся от злости.
«Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»
Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.
Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:
– Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.
Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.
Попытайтесь представить «партитуру» чувств Николеньки (как меняется его настроение):
Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь.
Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?
- Работа в прописи.
Задание 1.
Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? ______________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Заполни таблицу.
Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать. | Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков. | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. |
7.Работа с иллюстративным материалом.
Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не сообщая названия картины, учитель проводит с учащимся беседу о сюжете картины, как его понимают дети. Как вам кажется, кто изображен на картине? В какой момент жизни изображены два человека? Почему один из них не показан лицом зрителю? Почему он стоит на коленях? Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю. Знаете ли вы, как называется картина? Какой сюжет лёг в её основу? Из какой книги этот сюжет?
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке
- прочитать текст учебника
- ответить на вопросы
Индивидуальное:
- подобрать произведения на тему «совесть»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"
Урок по теме "Совесть и раскаяние"...
Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.
Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс....
Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»
Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...
Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс
Основы православной культуры. Презентация к уроку "Совесть и раскаяние" 4 класс...
Проект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
Урок по основам православной культуры "Совесть и раскаяние" с презентацией....
Презентация к уроку ОРКСЭ "Совесть и раскаяние".
Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние"....
Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс, по теме "Совесть и раскаяние" с использованием ИКТ. Конспект включает в себя приложения....