Проект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Урок по основам православной культуры "Совесть и раскаяние" с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Совесть и раскаяние" | 661.98 КБ |
urok_sovest_i_raskayanie.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Восстановим фразы Бог Сам свободен - и людям Он подарил свободу. Бог есть любовь - и людям Он подарил любовь. Бог есть разум - и людям Он подарил способность мыслить. Бог есть Творец - и людям Он подарил способность творить.
Проверим! Бог Сам свободен - и людям Он подарил свободу. Бог есть любовь - и людям Он подарил любовь. Бог есть разум - и людям Он подарил способность мыслить. Бог есть Творец - и людям Он подарил способность творить.
Назовите дары Бога человеку (разум, свобода, любовь, творчество) другими словами.
Образ Бога в человеке или внутренний мир человека или душа
картина Рембрандта « Отречение Петра»
Восстановим фразы! На его грех человеку указывает… совесть. Самое главное в жизни человека –… быть в ладу со своей совестью. Правильная переоценка своего поступка – это… раскаяние или покаяние.
Домашнее задание ( по выбору ) Вспомнить в каких изученных нами произведениях описываются совесть и раскаяние. Подготовить рассказ « Добро и Зло» в православной культуре. Взять интервью у родителей, родственников: связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек» и «мёртвая душа»? Объяснить.
Предварительный просмотр:
Модуль “Основы православной культуры»
Тема урока: «Совесть и раскаяние»
(по учебнику А.В. Кураева, 4 класс)
Учитель начальных классов: Дурандина Наталья Владимировна
Цель: Познакомить учеников с православными представлениями о добре и зле, дать понятие «грех», «раскаяние», поговорить о внутреннем состоянии человека.
Задачи:
Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;
развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.
Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» автор А. В. Кураев.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач.
- Личностные УУД: наличие мотивации к труду, работе на результат, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
- Регулятивные УУД: контролировать процесс результаты своей деятельности; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;
- Познавательные УУД: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Органи-зационный момент | Учитель приветствует детей - Сегодня мы затронем очень важную тему, понимание которой поможет вам стать нравственными людьми | Учащиеся настраиваются на урок | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат |
2. Актуали- зация зна- ний | -Чем человек не похож на животного. -Восстановим фразы (слайд 2) Бог Сам …- и людям Он подарил…. -Проверим! (слайд 3) -Назовите дары Бога человеку - Подберите эпитеты к слову «душа». -Какие из них вам нравятся? -Подберите фразеологизмы со словами «душевный», «душа».
| - Бог Сам свободен - и людям он подарил свободу. -Образ Бога в человеке или -Добрая душа, грешная душа, мятежная душа, красивая душа. (ответы детей) -Разговор по душам, душевный покой, душевный разговор, душевные муки) (ответы детей) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям |
3.Самооп- ределение к деятельно- сти. | Прочитаю небольшой рассказ. Сделайте предположение о чём мы будем говорить. В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела. - Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло. Петя быстро оделся и убежал. Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь. Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя. - Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка. - Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя. - А молоко купил? - Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе. И бабушка, заплакав, сказала: - Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась! - Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети. - Как вы думаете, Петя осознал свой проступок? - О чём же мы будем с вами сегодня говорить?
| (О совести) | Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
4. Постановка учебной за- дачи. | - О чём мы узнаем сегодня на уроке? Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению? Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. - Так звучит определение слова совесть в словаре Ожегова. - Зачем человеку совесть? - Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро» ? - В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное». - Назовите антоним слова «добро». - Какой смысл вы вкладываете в это слово?. - В православии у этого слова есть синоним. - Как вы думаете, какой? В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка». - Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36 учебного пособия. - Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии? На доске. • это то, что способствует росту души, • помогает людям, • радует бога. - А зло наоборот: • это то, что удаляет от этих добрых целей. - Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. - В народе говорят «совесть заговорила». - О чём говорит совесть с человеком? - Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть». -Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему? - Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра на стр.37 учебника. Какое выражение лица у него? Почему? - Что же послужило причиной его грусти, муки? - Послушаем отрывок из Евангелие: «Отречение Петра» (слайд 6) - О чём этот текст?
-Как вы можете оценить этот проступок? - Как вы думаете, можно ли как-нибудь избавиться от мучений и терзаний совести? - Что обозначают выделенные слова в тексте: «Заплакал от горького стыда», «обновилась душа»? - Можете ли вы сказать, что такое совесть? - Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить на уроке? | - О подсказках совести. - Как исправлять ошибки. (Варианты ответов) (Варианты ответов) (Варианты ответов) - Зло. (Нечто дурное, вредное, не хорошее) - Грех. (Дети читают) (Ответы детей) (Мученическое, так как он совершил грех). (Слушают аудио запись) - О том, как ученик Иисуса Пётр отрёкся от Христа. (Ответы детей) Он переживал за свои проступки. В Петре проснулась совесть. (Ответы детей) - Что такое совесть? - Что такое раскаяние? | Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи |
5.Работа по теме. | (Групповая работа) 2 группа. Растолкуйте эту фразу: Что значит жить в ладу со своей совестью? 3 группа. Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает? - Ребята, как можно помочь таким людям, встать на праведный путь. На стр. 38-39 найдите три шага в раскаянии. - Что приходит после искреннего раскаяния? - Почему покаяние называют лекарством для души? - Как оно лечит? | -«Самое главное в жизни человека – жить в ладу со своей совестью». (Варианты ответов детей). Надо уметь слышать совесть и поступать по её подсказкам, исправляя свои ошибки. - Он не задумывается об их проступках и их последствиях. (Варианты ответов) (Варианты ответов) Первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести. Второй шаг –переворот своих стремлений, исправление своей ошибки. Третий шаг – покаянные молитвы к Богу. - Когда раскаяние искренне, то на душе у человека становится спокойнее . - Оно успокаивает человека, а значит и его душу. - Раскаяние обновляет душу. | Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям |
6.Самостоятель-ная работа с самопроверкой | - вернёмся к рассказу «Отречение Петра» - Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии? - Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии? - -- Как вы его понимаете? - Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра. - В чём разница между покаянием и признанием своей ошибки. - Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. - Какой третий шаг в раскаянии вы узнали? - Назовите самую простую покаянную молитву. - Всякое ли покаяние помогает? - Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на стр. 39. Храм – место покаянной молитвы. - Для православных людей место покаянной молитвы - храм.
- Что интересного вы узнали из Евангелие? | (варианты ответов детей) ( И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.) - Переворот своих стремлений. - Готовность исправить свой поступок. - «В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.» (Варианты ответов детей) - Покаянные молитвы. - «Господи, прости…» - Не всякое покаяние помогает. Из учебника: «Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой до слёз» (Ответы детей) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) | Восстановим фразы! (слайд 7) На его грех человеку указывает… Правильная переоценка своего Какую задачу мы ставили на уроке? Какой главный нравственный урок - Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо, и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения. Продолжи предложения
Домашнее задание: (Слайд 8) 1.Вспомнить в каких изученных нами произведениях описываются совесть и раскаяние. 2.Подготовить рассказ « Добро и Зло» в православной культуре. 3.Взять интервью у родителей, родственников: связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек» и «мёртвая душа»? Объяснить. | совесть со своей совестью. раскаяние или покаяние Что такое совесть? Что такое раскаяние? Как жить по совести? Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. (Ответы детей) | Регулятивные: делать самостоятельно выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям |
Список использованной литературы
Кураев, А. В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) -,М.: Просвещение, 2012.
Протоиерей Соколов А. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома - М., "Паломник", 1999.
Интернет-ресурсы
http://hram-okt.prihod.ru/knigi/view/id/1160774
http://www.youtube.com/watch?v=FXoyzhGr-HI&feature=youtube_gdata
3. http://www.svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/sovest_i_raskajanie/85-1-0-1143
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
разработка урока по ОРКСЭ...
ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"
Урок по теме "Совесть и раскаяние"...
Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.
Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс....
Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»
Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...
Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс
Основы православной культуры. Презентация к уроку "Совесть и раскаяние" 4 класс...
Презентация к уроку ОРКСЭ "Совесть и раскаяние".
Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние"....
Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс, по теме "Совесть и раскаяние" с использованием ИКТ. Конспект включает в себя приложения....