ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Сорокина Елена Викторовна

Урок по теме "Совесть и раскаяние"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тема: «Совесть и раскаяние».

Цель: Познакомить учеников  с православными представлениями о добре и зле, дать понятие «грех», «раскаяние», поговорить о  внутреннем состоянии человека.

Задачи:

Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;

осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;

развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;

развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.

Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.

Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Оборудование: мультимедийный проектор,  презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры»  авт.  А. В. Кураев.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  
  2. Определение  темы и задач урока. Работа над понятием «совесть».

- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. 

- Прочитаю небольшой рассказ. Сделайте предположение о чём мы будем говорить.

В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.

- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.

Петя быстро оделся и убежал.

Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.

Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.

- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.

-  Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.

-  А молоко купил?

-  Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.

И бабушка, заплакав, сказала:

-  Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!

-  Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.

-Разгадаем кроссворд. (Слайд 1)

- О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)

II. Тема урока: Совесть и раскаяние. (Слайд 2)

Сегодня на уроке вы узнаете

  • О подсказках совести.
  • Как исправлять ошибки.

- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов)

- Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

- Так звучит определение слова  совесть в словаре Ожегова. (Слайд 3)

- послушаем беседу Батюшки о совести. (фильм)

- Итак, совесть –это глас Божий. (Слайд 4)

- Зачем человеку совесть?

-  Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро»  (ответы детей)

  - В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное». ( по щелчку Слайд 5)

-  Назовите антоним слова «добро». (Зло).    (щелчок)

   - Какой  смысл вы вкладываете в это слово?. (нечто дурное, вредное)

- (Слайд 6) по щелчку однокоренные слова

   - В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой?(щелчок) (грех)

В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».

- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36  вашего учебного пособия.  чтение

   - Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?

На доске.

•    это то, что способствует росту души,

•    помогает людям,

•    радует бога.

  - А зло наоборот:

•    это то, что удаляет от этих добрых целей.

  - Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

-  В народе  говорят «совесть заговорила».

- О чём говорит совесть с человеком?

- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со   словом  совесть  есть очень много  выражений.

 Люди говорят: «совесть спать не дает»,  «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».

 -Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

- Послушаем рассказ А.П. Гайдара «Совесть»   (Слайд 7)

- Стр. 37 (Слайд 8)  Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра.  Какое выражение лица у него? Почему? Найдём ответ на этот вопрос в учебнике (мученическое, так как он совершил грех).

 - Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)

 -Как вы думаете, можно ли как -нибудь  избавиться от  мучений и терзаний совести?

  1. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие  «Отречение Петра».

  1. Чтение библейской истории «Отречение Петра».

-Откройте учебники и найдите ее на 36 стр.  нашего учебника.  При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания  Петра.

 (читают дети)

2) Работа совести.

   -Для того , чтобы защитить человека от греха  совесть должна выполнить свою работу.

-  Найдите  раздел статьи учебника «Работа совести»   на стр. 37. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.

 Выборочное чтение.

-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести.

- Какое  второе  важное  дело поручил Творец совести?

- Какая важная особенность у совести?

(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)  

- Что же является главным в жизни человека?

 (Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)

Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

IV. Три шага в раскаянии.

-Как же человеку исправить  ошибки, которые он совершил?

- Откройте 38 стр учебника,  прочитаем 2 абзац  статьи «Раскаяние»  ПРО СЕБЯ  чтобы  узнать , какие шаги существуют в раскаянии.

(Чтение текста детьми)

а) Первый шаг в раскаянии.

 - Прочитай,  чём состоит первый шаг в раскаянии?

  (Согласие человека с протестующим криком своей совести.)

- Как вы его понимаете?

  ( Сожаление о том, что сделано)

-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в  тексте слова, в которых  описывается первый шаг в его раскаянии?  

(  И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)

б) Второй шаг в раскаянии.

- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?

  (Переворот своих стремлений.)

- Как вы его понимаете?

(Готовность исправить свой поступок)

-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра.

(В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)

(Слайд 9)

в) Разница между покаянием и признанием своей ошибки.

- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и  все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны

исправить ошибку делом.

(Слайд 10)

г) Третий шаг в раскаянии.

-Мы с вами назвали два шага  в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.

-Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.

 (У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )

- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?

 (Покаянные молитвы)

- Назовите самую простую покаянную  молитву. (Господи, прости). .  (Слайд 11)

д) Храм – место покаянной молитвы.

-Для православных людей   место покаянной молитвы - храм.  (Слайд 12)

 Закрепление  и осознание новых понятий на основе литературного произведения.

е)Прослушивание песни Светланы Копыловой  « Дар Богу»

  V. Итог урока. Рефлексия.

   -  Мы обсуждали сегодня  такие важные для всех понятия, как совесть и  раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться,  что такое хорошо и  что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.

 (Слайд 13)

Продолжи предложения

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Больше всего мне запомнилось …
  • Я задумался …

- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Презентация урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК, тема «Добро и зло.Грех, раскаяния и воздаяния»

Презентация "Основы мировых религиозных культур", тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния." Курс ОРКСЭ....

Основы православной культуры. Урок Совесть и раскаяние

Презентация - урок  по предмету "Основы православной культуры"...

Разработка урока "Совесть и раскаяние"

Разработка урока по предмету "Основы православной культуры"...

Конспект урока ОСЭ 4 класс Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Цель урока:  Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».Задачи урока:- дать представление о нравственных понятиях ...

Конспект урока "Совесть и раскаяние"

ОРКСЭ. Урок № 10. Модуль "Основы православной культуры"...