Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Евстафьева Елена Юрьевна

Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс, по теме "Совесть и раскаяние" с использованием ИКТ. Конспект включает в себя приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_orkse_sovest_i_raskayanie_evstafeva.docx175.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Основам православной культуры и светской этики для обучающихся 4 классов «Совесть и раскаяние» (модуль «Основы православной культуры»)

Цель урока: осмысление понятий совесть и раскаяние; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и в мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведет к неизлечимым болезням души, ее очерствению.

Основное содержание темы, термины и понятия: зло, добро, грех, совесть, «два важных дела совести», раскаяние, «три шага раскаяния».

Планируемые результаты:

Предметные: усвоение обучающимися понятий совесть и раскаяние, формирование умения различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Коммуникативные: формирование умения общаться с одноклассниками, умение выражать личное восприятие мира; развитие умений договариваться о совместных действиях, слушать и слышать других, высказывать свою точку зрения, соотносить с мнением других.

Регулятивные: умение выполнять задание в соответствии с целями, отвечать на поставленный вопрос.

Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к самому себе и позитивного отношения к другим.

Познавательные: осмысление понятий, связанных с темой урока.

Материально- техническое оснащение:

1.Кураев А. В., учебник «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», 4 класс, издательство «Просвещение», М:, 2014г.;

2.Компьютер с установленным электронным приложением по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» к учебнику А.В. Кураева;

3.Планшеты (или ноутбуки);

4.Компьютер учителя;

5.Проектор;

6.Экран;

7.Презентация к уроку;

8.Маршрутные листы (Приложение 2);

9.Рабочие листы урока (Приложение 3);

10.Анкета «Добродетели и душевные неполадки» (Приложение 4).

Оформление доски:

ДОБРО:                                                                   ЗЛО (ГРЕХ):

помогает росту души человека                           недоброе движение чувства,

помогает другим людям                                       мысли, воли человека

радует Бога

Для организации урока необходимо разделить класс на 3 рабочие группы.

I. Организационный момент

Весело звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок для вас и для меня, давайте постараемся работать в тесном сотрудничестве. Я желаю всем успехов. Пожелайте и вы друг другу успехов в преодолении трудностей. И, в свою очередь, я постараюсь быть вам хорошим помощником. Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний.

II. Актуализация опорных знаний.

Слайд 1. Кроссворд «Совесть»

Разгадаем кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы.

(На слайде слова-ответы появляются по щелчку на ячейку с цифрой. Кроссворд (прилагается) можно распечатать и раздать детям на листах. (Приложение 1)

1. Гордость - …….? (Стыд)

2. Здоровье - ……..? (Болезнь)

3. Ложь - …….?(Правда)

4. Трусость - …….? (Смелость)

5.Тьма - ……? (Свет)

6. Грязь - ……..? (Чистота)

7. Смерть - ………? (Жизнь)

Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)

III. Постановка учебной задачи.

Как вы считаете, случайно ли слово СОВЕСТЬ является ключевым в кроссворде?

Какое место на уроке может занимать это понятие?

Слайд 2. Название урока.

Посмотрите на доску, как эти понятия связаны с темой?

Всегда ли легко различать добро и зло?

Что помогает нам это сделать?

Как вы думаете, есть ли совесть у животных?

А если человек потеряет совесть, он останется человеком?

А что помогает «очистить совесть»?

Определите цель нашего урока?

Сформулируйте задачи на урок.

Вывод. На эти вопросы нам и предстоит найти ответы.

IV. Открытие новых знаний.

Для того чтобы расширить ваши знания по теме, вам необходимо провести поисковую работу. У вас на столах есть маршруты действия. (Приложение 2) 

Вам необходимо найти ответы на вопросы с помощью источников, которые есть у вас.

(1 группа работает с учебниками к курсу ОРКСЭ «Основы православной культуры» А. В. Кураева и электронным приложением к нему. 2 группа с помощью гаджетов ищет информацию в сети Интернет.

3 группа работает с книжными источниками дополнительной литературы (словари: этимологический, толковый, синонимов, сборники пословиц и поговорок, «Закон Божий», Библия для детей, православный журнал «Святой родник»)

Приступим к обсуждению, начнем с понятия «совесть». Какие определения Вы нашли? (выслушиваются определения 3-х групп, обобщаются мнения детей).

V. Микропауза при утомлении глаз.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. 
Повторять 6-8 раз. 
Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. 
Повторять 3 раза. 
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. 

Повторять в течение 20-30 секунд.
 

Послушайте, что писали про совесть святители и преподобные.

«Совесть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла» (святитель Игнатий Брянчанинов). «Естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни» (преподобный Авва Дорофей).

«Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием» (святитель Феофан Затворник).

 Давайте запишем определение на листе темы (Приложение 3). 

VI. Первичное усвоение новых знаний

Слайд 3. Совесть.

Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. Ведь у любого вашего недоброго поступка всегда есть свидетель: ваша же душа.

Приставка «со» означает соединение с чем-либо (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане и др.).

С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести? (С Богом.)

Слайд 4.

В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого. (Совесть – глас Божий)

Какие синонимы вы нашли к слову совесть?

Слайд 5. (Во время чтения Евангельской истории на экране демонстрируются Евангельские сюжеты: 1) «Апостол Петр отрекается от Христа», Козлов Г. И., 1762. 2) «Отречение Петра», Панов И. Г., 1999. 3) «Отречение Петра», Карл Генрих Блох, 19 век 4) «Апостол Петр», мозаика мастерской М.В. Ломоносова, 1761

Послушайте Евангельскую историю (в пересказе для детей):

ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА

Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь».  Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.

И тут петух пропел утреннюю зарю… И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его.

Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача (из «Закона Божия» протоирея Серафима Слобосдского). Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.

(текст из учебника до последней редакции) Отречение - это не предательство. Предательство прямо вредит тому, кого предают. Отречение же вредит самому отрекающемуся. Среди учеников Христа был Иуда – он именно предал Учителя и помог арестовать Его. Петр же не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести.

Когда человек предает тех, кто любит его, или отрекается от них, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!».

От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть. Для честного человека боль совести важнее любых доводов.  Кстати, слово грех, возможно, происходит от слова греть; гореть: от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.

Слайд 6. Совесть.

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

1) Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

2) После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

Слайд 7. Совесть как заноза.

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и ,если не умело её загнать глубже, будет только хуже. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть – потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.

Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

А что говорили великие люди о совести?

Какие изречения вы нашли?

VII. Динамическая пауза

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

VIII. Первичная проверка понимания

Слайд 8. Календарь.

Некоторые стараются просто забыть свои собственные слабости.

Помните песенку крокодила Гены из известного мультфильма:

Может, мы обидели кого-то зря,

Календарь закроет этот лист.

К новым приключениям спешим, друзья!

Эй, прибавь-ка ходу, машинист!

Получается, будто можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется само собой, наступит новый день с новыми развлечениями и приключениями! Так нельзя, каждый должен осознавать серьёзность своих поступков.

Сейчас мы посмотрим, как работает ваш внутренний голос. У вас на столах есть анкета «Добродетели и душевные неполадки», возьмите цветные карандаши и заполните анкету по заданию. Только делайте это по совести! (Приложение 4)

Посмотрите на ваши сердца:

1) Если на сердце остались белые кружочки, то тогда постарайтесь потрудиться над этими добродетелями, чтобы они у вас появились.

2) Если на сердце появились чёрные кружочки, тогда старайтесь исправлять эти душевные неполадки и в дальнейшем старайтесь, чтобы они у вас больше не появлялись.

Выполним задание 2 на листе темы.

IX. Первичное усвоение новых знаний

На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние.

Слайд 9. Покаяние.

Что такое раскаяние? Какие определения вы нашли?

Запишем определение.

Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.

Какой пример приводит нам автор учебника? (Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слезы на глазах девочки, которую наказали за опоздание на урок, ты спохватился: «Ее наказали за мою шалость! Зачем я так? Я же хотел улыбки, а не слез!».)

Какие синонимы к слову раскаяние вы нашли?

Откуда исходит зло? (дети отвечают)

Из злого сердца. А чтобы уничтожить зло, нужно… изменить сердце.

А может ли кто-нибудь другой изменить наше сердце?

Нет. Насильно это сделать нельзя. Человек должен научиться судить себя и изменять в покаянии.

Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести (сожаление о том, что сделано).

Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений (готовность исправить свой поступок и понести наказание).

Покаяние совсем не похоже на признание своей математической ошибки. Песенка крокодила Гены хороша именно по отношению к тем ошибкам, которые бывают в школьных тетрадках. Понял, что был неправ, – ничего, учись дальше… Но когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет (твердое решение больше так не поступать).

Представьте: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора.

X. Первичная проверка понимания

Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.

Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.

Выполните задание 4 на листе темы.

У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу.

Слайд 10. Покаяние – это труд.

И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя.

Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать: «Прости, мама» или «Прости, Господи!» - и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою – до слез.

Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

Какие мудрые изречения о раскаянии вы нашли?

XI. Итог урока.

Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о понятиях «совесть», «раскаяние». Я прошу вас ответить на вопросы:

1. Есть полушуточное определение человека: «человек – это животное, умеющее краснеть». Объясните его.

2. Какие два важнейших дела у совести?

3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа.

4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

5. Каковы этапы покаянных действий?

Ещё раз посмотрите на свои сердца, как вы думаете, что необходимо делать, чтобы оно стало полностью красным?

XII. Домашнее задание.

Напишите сочинение-размышление на тему «Что такое совесть?»

XIII. Рефлексия.

Мы хорошо сегодня потрудились. Давайте встанем в большой круг, возьмемся за руки, поделимся теплом и впечатлениями о нашем уроке.

Приложение 1

Подберите синонимы:

1. Гордость - …….?

2. Здоровье - ……..?

3. Ложь - …….?

4. Трусость - …….?

5.Тьма - ……?

6. Грязь - ……..?

7. Смерть - ………?

Приложение 2

Маршрут поиска информации

  1. Что такое совесть?

  1. Синонимы совести: 

  1. Пословица (изречение ученых, великих людей) о совести:

  1. Что такое раскаяние(или покаяние)?

  1. Синонимы раскаяния:

  1. Пословица (изречение ученых, великих людей) о раскаянии:

Приложение 3

Совесть и раскаяние.

Задание 1.

Что такое совесть?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Заполни таблицу.

Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать.

Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться

Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков.

1.

2.

3.

4.

Задание 3.

Что такое раскаяние?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Внимательно посмотри на схему.

Покаяние (Раскаяние)

1. Сожаление о том, что сделано

2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание

3. Твердое решение больше так не поступать

Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Добродетели и душевные неполадки

Когда вы читаете список добродетелей и находите, что такая добродетель у вас есть, то закрасьте кружок с соответствующей цифрой красным цветом  , если нет, то оставьте его белым       .

Когда вы читаете список душевных неполадок и какую-то из них находите у себя, то закрасьте кружок с соответствующей цифрой чёрным цветом  , если нет, то закрасьте его красным цветом .

Добродетели: 1. Доброта. 2. Честность. 3. Благодарность. 4. Вежливость. 5. Совестливость. 6. Заботливость. 7. Бережливость. 8. Скромность. 9. Терпеливость. 10. Аккуратность.

Душевные неполадки: 11. Неряшливость. 12. Лень. 13. Гордость. 14. Клевета. 15. Злоба. 16. Ложь. 17. Хвастовство. 18. Жадность. 19. Зависть. 20. Сквернословие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

 на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".

Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка твор...

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)

Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло.  Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...

Конспект урока по предмету ОМРиСЭ "Добро и зло.Понятие греха,раскаяния,воздаяния."

Урок формирует знания о понятиях "добро", "зло", "раскаяние", "воздаяние" как об основополагающих в общечеловеческих ценностях, а также в православной и исламской культурах;  воспитывает положите...

Конспект урока ОСЭ 4 класс Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Цель урока:  Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».Задачи урока:- дать представление о нравственных понятиях ...