Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Филимонова Светлана Юрьевна

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока по ОПК,

проведенного в 4Б классе

 МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского»  

учителем начальных классов Филимоновой Светланой Юрьевной.

Тема: «Совесть и раскаяние».

Цель: дать  представление о роли покаяния в духовной жизни человека.

Задачи:

Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;

осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;

развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;

развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.

Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.

Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Оборудование: мультимедийный проектор,  презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры»  авт.  А. В. Кураев.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  
  2. Определение  темы и задач урока. Работа над понятием «совесть».

- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. 

На прошлых уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Представим себе, что у нас есть все:  все наши близкие живы и здоровы, в наших семьях царит благополучие, мир на земле. И тогда возникают вопросы: как должен поступать человек, чтобы сохранить все это?

СЛАЙД 1.

- Что самое главное в жизни человека?

- Сегодня мы постараемся найти  ответы на эти вопросы.

- А наш разговор я хочу начать со стихотворения.

СЛАЙД 2 (ТРИ ЩЕЛЧКА)

Однажды предрассветною порой

три мудреца склонились надо мной,

и  я спросила их, поднявши веки:

 - Что главное, скажите в человеке?

-Конечно, разум- первый мне ответил

С ним каждый путь и правилен и светел.

-Благодарю, что просветил меня.

 Я поклонилась, голову склоня.

 Второй ответил:  - Воля на пути,  

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

 Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил:  

- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

 

Да нет, не то, заволновался третий.

 Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека – совесть!

-Какой ответ на вопрос, что главное в человеке вы услышали?  

-На прошлом уроке мы уже рассуждали с вами о совести, и вы записывали свои высказывания. Давайте посмотрим, как вы понимаете, что такое совесть.

СЛАЙД 3

(На слайд выводятся определения, написанные детьми)

СЛАЙД 4

-Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. Недаром говорят «совесть заговорила».

- О чём говорит совесть с человеком?

- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со   словом  совесть  есть очень много  выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает»,  «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».

 -Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

 (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).

 -Как вы думаете, можно ли как - нибудь избавиться от  мучений и терзаний совести?

СЛАЙД 5

-Тема нашего урока «Совесть и раскаяние».

 

-Сегодня на уроке вы узнаете

  • О подсказках совести.
  • Как исправлять ошибки.

- Откройте учебники на с. 36.

  1. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие  «Отречение Петра».

  1. Чтение библейской истории «Отречение Петра».

-С началом изучения этого курса мы с вами осуществляем долгосрочный проект «Мир  православия». В конце учебного года вы будете представлять свои работы, с темой которых некоторые из вас уже определились. Одним  из заданий для вас было прочитать об  учениках Иисуса Христа.

 – Какие  из них вам запомнились больше всего?

 - Истории о некоторых из учеников Иисуса Христа  прозвучат сегодня на уроке.

Первая история, над содержанием которой мы будем сегодня рассуждать, «Отречение Петра». 

СЛАЙД 6

-Откройте учебники и найдите ее на 36 стр.  нашего учебника.  При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания  Петра.

 (читают дети)

 

2) Работа над иллюстрациями в учебнике. Выборочное чтение.

- Кто такой Пётр? (апостол, один из самых близких учеников Христа)

-Посмотрите на с. 36 иллюстрации на полях  учебника.

-Прочитайте подпись под верхней иллюстрацией.

-Найдите и прочитайте отрывок из текста к этой мозаике.

-Прочитайте подпись под второй иллюстрацией.

- Найдите и прочитайте отрывок из текста к этой мозаике.

3) Работа над понятием «грех» в православии.

-Давайте рассмотрим третью  мозаику  с изображением портрета апостола    на слайде.

- Что выражает лицо Петра на мозаике ?

 (Тревогу, мучение, переживание, его мучает совесть).

-Можно ли сказать, что Петр совершил грех?

- Какой грех он совершил?

(Трижды отрёкся от своего учителя, предал его).

-Как вы понимаете, что такое грех? 

СЛАЙД 7

-В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка». Греки обозначали понятие греха словом,  означающим «промах, погрешность, провинность».  

- Давайте прочитаем на слайде, какое определение этого слова дает нам автор учебника.

-Человеку на его грех указывает совесть.

 -Да, ребята, для честного, доброго  человека боль совести важнее любых доводов.

4) Работа совести.

   -Для того , чтобы защитить человека от греха  совесть должна выполнить свою работу.

-  Найдите  раздел статьи учебника «Работа совести»   на стр. 37. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.

 Выборочное чтение.

-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести.

- Какое  второе  важное  дело поручил Творец совести?

- Какая важная особенность у совести?

(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)  

- Что же является главным в жизни человека?

 (Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)

СЛАЙД 8

Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

5) Работа над понятием «раскаяние»

 -Давайте вернемся к истории отречения Петра.

-Ценой предательства Иисуса Христа Петр спас свою жизнь, но стало ли ему от этого легче? Почему?

 - Святой Климент, его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, после своего воскрешения, простил его.

Сохранилось древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача.

-Почему так часто и горько плакал Петр в своей жизни?

-При пении петуха память каждый раз  возвращала его в прошлое, о котором он очень сожалел.

-Что же делать, если совесть стала досаждать нашей памяти и уму? В этом случае  обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние. 

СЛАЙД 9

- Как вы понимаете, что такое раскаяние?

 (Когда ты сожалеешь о том, что сделал и хочешь все исправить)

-Прочитаем на с.38, какое определение этому слову дает автор учебника и проверим правильность ваших высказываний.

6) Три шага в раскаянии.

- Однажды произошел такой случай: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него  стало поводом для глубочайшего стыда и позора.

- Мальчик понял, насколько он был неправ, он переоценил свой поступок и очень сожалеет о том, что сделал.

-Как же человеку исправить  ошибки, которые он совершил?

- Откройте 38 стр учебника,  прочитаем 2 абзац  статьи «Раскаяние»  ПРО СЕБЯ  чтобы  узнать , какие шаги существуют в раскаянии.

(Чтение текста детьми)

а) Первый шаг в раскаянии.

 - Прочитай,  чём состоит первый шаг в раскаянии? 

  (Согласие человека с протестующим криком своей совести.)

- Как вы его понимаете?

  ( Сожаление о том, что сделано)

СЛАЙД 10

-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в  тексте слова, в которых  описывается первый шаг в его раскаянии?  

(  И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)

б) Второй шаг в раскаянии.

- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?

  (Переворот своих стремлений.)

- Как вы его понимаете?

(Готовность исправить свой поступок)

СЛАЙД 11

-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра.

(В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)

в) Разница между покаянием и признанием своей ошибки.

- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и  все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны

исправить ошибку делом.

СЛАЙД 12

- Найди дело, противоположное совершённому греху.

 Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощения.  

(На слайде 1 столбик слов;  дети называют дело,  противоположное тому, которое является ошибкой. При проверке появляются правильные ответы.)

-Молодцы, вы правильно справились с заданием. Но, к сожалению, в жизни не все так просто.  Не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло…  Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро. 

г) Третий шаг в раскаянии.

-Мы с вами назвали два шага  в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.

 СЛАЙД  13

-Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.

 (У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )

- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?

 (Покаянные молитвы)

- Назовите самую простую покаянную  молитву. (Господи, прости).

д) Храм – место покаянной молитвы.

-Для православных людей   место покаянной молитвы - храм. 

Слайд 14

 -Мы вспоминаем имя апостола Петра не только в связи с его отречением от Иисуса, ведь, раскаявшись в своем грехе, он  избавился от страха проповедовать учение Христа и был верен ему до конца своей жизни. На  фотографии вы видите Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петергофе.

-С именем апостола Петра связан не только этот храм. В честь Петра освящались, да и сейчас освящаются,  храмы в разных странах мира, называются города. Вспомните уроки окружающего мира и скажите,  какой город  носит  имя Святого Петра?

III. Раскаяние ложное и истинное.

 - Ребята,   давайте ещё раз вспомним о последних днях земной жизни Спасителя. Ведь не только Петр оступился и отрекся от Иисуса Христа. Один из его учеников совершил более тяжкий проступок.

-  Кто из вас уже  догадался, о ком из учеников Христа, я сейчас говорю?

- В рамках нашего проекта  «Мир православия» Настя Багрова работает над  презентацией об Иуде Искариотском.  И сегодня она расскажет нам  о предательстве  Христа Иудой.

(Один из 12 учеников Иисуса Христа Иуда Искариотский, очень любил деньги. Ему очень хотелось накопить побольше денег и разбогатеть.

       Иуда пошёл к людям, которые ненавидели Спасителя, и сказал: «Что вы мне дадите, если я предам Его вам?»  Они обещали дать ему 30 серебренников. И с этого дня Иуда искал случая, чтобы предать Господа.

       В четверг , на Тайной  вечере, Христос предсказал ученикам Свою Смерть и сказал, что все они отрекутся от Него, а один из них и вовсе окажется предателем – поможет врагам схватить Учителя.

          Ночью  Иисус Христос с учениками  пошёл помолиться в пустынный сад. В это время в сад вошёл Иуда со стражниками, которым он сказал: «Тот, кого я поцелую, и есть Учитель». И, подойдя к Господу, поцеловал Его. Стража тут же схватила Иисуса.

         Когда Иуда  узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников,  сказав им о том, предал на смерть неповинного Человека. Они же сказали ему, что бы он сам отвечал за свои деяния.

       Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом.  С таким грузом он не смог жить дальше. )

СЛАЙД 15

-Какой момент из прослушанной истории   вы видите  на слайде?        

-Почему предательство Иуды я назвала более тяжким проступком, в отличии от проступка Петра?

(Иуда планировал предательство заранее, предал Христа, получив за это 30 сребренников)

 -Если  сравнить сюжеты из  жизни апостола Петра и Иуды,  то чье раскаяние мы назовем ложным, а чье истинным?

 -Какой шаг в раскаянии не смог совершить Иуда Искариотский?

 -Эта история говорит нам о том, что для  искреннего раскаяния важны все три составляющие.

-Мы с вами должны знать, что не всякое покаяние помогает. Найдите в учебнике предпоследний абзац на с. 39. Прочитаем,  когда покаяние не может помочь человеку.

-Однако, как ни страшен может быть грех, тому, кто его осознал, надо помнить, что нет греха, которого бы не простил искренне кающемуся Господь Бог.

СЛАЙД 16

Преп. Исаак Сирин говорит:

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного»  

  1. Закрепление  и осознание новых понятий на основе литературного произведения.

1) Чтение рассказа.

-Сегодня, рассуждая над   темой нашего урока,  я хочу познакомить вас с одним очень интересным, на мой взгляд, рассказом. Мы говорили, что у совести есть одна особенность  - если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя много лет, она может напомнить человеку о былой ошибке. Давайте прочитаем рассказ и найдем в нём подтверждение этим словам.

(Рассказ на партах у детей)

СЛАЙД 17

Осколки в сердце

    Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

   Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

2) Анализ прочитанного.

– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?   Этими словами вы подтвердили особенность совести  напоминать человеку о его проступке.

– Прочитайте, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)  

  - 50 лет человека мучила совесть и несмотря на то, что он многого добился  в жизни, он вряд ли был счастлив.

-Существует пословица «Счастье – спокойная совесть». Как вы её понимаете?

  V. Итог урока. Рефлексия.

   -Дорогие ребята!  Мы обсуждали сегодня  такие важные для всех понятия, как совесть и  раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться,  что такое хорошо и  что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.

 Слайд 18

Продолжи предложения

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Больше всего мне запомнилось …
  • Я задумался …

- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.

 Слайд 19

- Жизнь дана на добрые дела.

-До самого главного праздника для православного человека осталось совсем немного времени.  Желаю вам встретить пасхальные дни в мире, радости, доброте, в согласии со своей  совестью.

Слайд 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...