Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по ОПК. "Совесть и раскаяние" | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по ОПК,
проведенного в 4Б классе
МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского»
учителем начальных классов Филимоновой Светланой Юрьевной.
Тема: «Совесть и раскаяние».
Цель: дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека.
Задачи:
Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;
развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.
Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» авт. А. В. Кураев.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Определение темы и задач урока. Работа над понятием «совесть».
- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.
На прошлых уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Представим себе, что у нас есть все: все наши близкие живы и здоровы, в наших семьях царит благополучие, мир на земле. И тогда возникают вопросы: как должен поступать человек, чтобы сохранить все это?
СЛАЙД 1.
- Что самое главное в жизни человека?
- Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
- А наш разговор я хочу начать со стихотворения.
СЛАЙД 2 (ТРИ ЩЕЛЧКА)
Однажды предрассветною порой
три мудреца склонились надо мной,
и я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
-Конечно, разум- первый мне ответил
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил:
- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!)
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!
-Какой ответ на вопрос, что главное в человеке вы услышали?
-На прошлом уроке мы уже рассуждали с вами о совести, и вы записывали свои высказывания. Давайте посмотрим, как вы понимаете, что такое совесть.
СЛАЙД 3
(На слайд выводятся определения, написанные детьми)
СЛАЙД 4
-Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. Недаром говорят «совесть заговорила».
- О чём говорит совесть с человеком?
- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».
-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?
(Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).
-Как вы думаете, можно ли как - нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?
СЛАЙД 5
-Тема нашего урока «Совесть и раскаяние».
-Сегодня на уроке вы узнаете
- О подсказках совести.
- Как исправлять ошибки.
- Откройте учебники на с. 36.
- Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».
- Чтение библейской истории «Отречение Петра».
-С началом изучения этого курса мы с вами осуществляем долгосрочный проект «Мир православия». В конце учебного года вы будете представлять свои работы, с темой которых некоторые из вас уже определились. Одним из заданий для вас было прочитать об учениках Иисуса Христа.
– Какие из них вам запомнились больше всего?
- Истории о некоторых из учеников Иисуса Христа прозвучат сегодня на уроке.
Первая история, над содержанием которой мы будем сегодня рассуждать, «Отречение Петра».
СЛАЙД 6
-Откройте учебники и найдите ее на 36 стр. нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.
(читают дети)
2) Работа над иллюстрациями в учебнике. Выборочное чтение.
- Кто такой Пётр? (апостол, один из самых близких учеников Христа)
-Посмотрите на с. 36 иллюстрации на полях учебника.
-Прочитайте подпись под верхней иллюстрацией.
-Найдите и прочитайте отрывок из текста к этой мозаике.
-Прочитайте подпись под второй иллюстрацией.
- Найдите и прочитайте отрывок из текста к этой мозаике.
3) Работа над понятием «грех» в православии.
-Давайте рассмотрим третью мозаику с изображением портрета апостола на слайде.
- Что выражает лицо Петра на мозаике ?
(Тревогу, мучение, переживание, его мучает совесть).
-Можно ли сказать, что Петр совершил грех?
- Какой грех он совершил?
(Трижды отрёкся от своего учителя, предал его).
-Как вы понимаете, что такое грех?
СЛАЙД 7
-В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка». Греки обозначали понятие греха словом, означающим «промах, погрешность, провинность».
- Давайте прочитаем на слайде, какое определение этого слова дает нам автор учебника.
-Человеку на его грех указывает совесть.
-Да, ребята, для честного, доброго человека боль совести важнее любых доводов.
4) Работа совести.
-Для того , чтобы защитить человека от греха совесть должна выполнить свою работу.
- Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.
Выборочное чтение.
-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести.
- Какое второе важное дело поручил Творец совести?
- Какая важная особенность у совести?
(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)
- Что же является главным в жизни человека?
(Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)
СЛАЙД 8
Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
5) Работа над понятием «раскаяние»
-Давайте вернемся к истории отречения Петра.
-Ценой предательства Иисуса Христа Петр спас свою жизнь, но стало ли ему от этого легче? Почему?
- Святой Климент, его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, после своего воскрешения, простил его.
Сохранилось древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача.
-Почему так часто и горько плакал Петр в своей жизни?
-При пении петуха память каждый раз возвращала его в прошлое, о котором он очень сожалел.
-Что же делать, если совесть стала досаждать нашей памяти и уму? В этом случае обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние.
СЛАЙД 9
- Как вы понимаете, что такое раскаяние?
(Когда ты сожалеешь о том, что сделал и хочешь все исправить)
-Прочитаем на с.38, какое определение этому слову дает автор учебника и проверим правильность ваших высказываний.
6) Три шага в раскаянии.
- Однажды произошел такой случай: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора.
- Мальчик понял, насколько он был неправ, он переоценил свой поступок и очень сожалеет о том, что сделал.
-Как же человеку исправить ошибки, которые он совершил?
- Откройте 38 стр учебника, прочитаем 2 абзац статьи «Раскаяние» ПРО СЕБЯ чтобы узнать , какие шаги существуют в раскаянии.
(Чтение текста детьми)
а) Первый шаг в раскаянии.
- Прочитай, чём состоит первый шаг в раскаянии?
(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)
- Как вы его понимаете?
( Сожаление о том, что сделано)
СЛАЙД 10
-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии?
( И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)
б) Второй шаг в раскаянии.
- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?
(Переворот своих стремлений.)
- Как вы его понимаете?
(Готовность исправить свой поступок)
СЛАЙД 11
-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра.
(В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)
в) Разница между покаянием и признанием своей ошибки.
- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны
исправить ошибку делом.
СЛАЙД 12
- Найди дело, противоположное совершённому греху.
Украл? – Верни.
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари.
Сказал злое слово? – Попроси прощения.
(На слайде 1 столбик слов; дети называют дело, противоположное тому, которое является ошибкой. При проверке появляются правильные ответы.)
-Молодцы, вы правильно справились с заданием. Но, к сожалению, в жизни не все так просто. Не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.
г) Третий шаг в раскаянии.
-Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.
СЛАЙД 13
-Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.
(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )
- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?
(Покаянные молитвы)
- Назовите самую простую покаянную молитву. (Господи, прости).
д) Храм – место покаянной молитвы.
-Для православных людей место покаянной молитвы - храм.
Слайд 14
-Мы вспоминаем имя апостола Петра не только в связи с его отречением от Иисуса, ведь, раскаявшись в своем грехе, он избавился от страха проповедовать учение Христа и был верен ему до конца своей жизни. На фотографии вы видите Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петергофе.
-С именем апостола Петра связан не только этот храм. В честь Петра освящались, да и сейчас освящаются, храмы в разных странах мира, называются города. Вспомните уроки окружающего мира и скажите, какой город носит имя Святого Петра?
III. Раскаяние ложное и истинное.
- Ребята, давайте ещё раз вспомним о последних днях земной жизни Спасителя. Ведь не только Петр оступился и отрекся от Иисуса Христа. Один из его учеников совершил более тяжкий проступок.
- Кто из вас уже догадался, о ком из учеников Христа, я сейчас говорю?
- В рамках нашего проекта «Мир православия» Настя Багрова работает над презентацией об Иуде Искариотском. И сегодня она расскажет нам о предательстве Христа Иудой.
(Один из 12 учеников Иисуса Христа Иуда Искариотский, очень любил деньги. Ему очень хотелось накопить побольше денег и разбогатеть.
Иуда пошёл к людям, которые ненавидели Спасителя, и сказал: «Что вы мне дадите, если я предам Его вам?» Они обещали дать ему 30 серебренников. И с этого дня Иуда искал случая, чтобы предать Господа.
В четверг , на Тайной вечере, Христос предсказал ученикам Свою Смерть и сказал, что все они отрекутся от Него, а один из них и вовсе окажется предателем – поможет врагам схватить Учителя.
Ночью Иисус Христос с учениками пошёл помолиться в пустынный сад. В это время в сад вошёл Иуда со стражниками, которым он сказал: «Тот, кого я поцелую, и есть Учитель». И, подойдя к Господу, поцеловал Его. Стража тут же схватила Иисуса.
Когда Иуда узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, сказав им о том, предал на смерть неповинного Человека. Они же сказали ему, что бы он сам отвечал за свои деяния.
Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. С таким грузом он не смог жить дальше. )
СЛАЙД 15
-Какой момент из прослушанной истории вы видите на слайде?
-Почему предательство Иуды я назвала более тяжким проступком, в отличии от проступка Петра?
(Иуда планировал предательство заранее, предал Христа, получив за это 30 сребренников)
-Если сравнить сюжеты из жизни апостола Петра и Иуды, то чье раскаяние мы назовем ложным, а чье истинным?
-Какой шаг в раскаянии не смог совершить Иуда Искариотский?
-Эта история говорит нам о том, что для искреннего раскаяния важны все три составляющие.
-Мы с вами должны знать, что не всякое покаяние помогает. Найдите в учебнике предпоследний абзац на с. 39. Прочитаем, когда покаяние не может помочь человеку.
-Однако, как ни страшен может быть грех, тому, кто его осознал, надо помнить, что нет греха, которого бы не простил искренне кающемуся Господь Бог.
СЛАЙД 16
Преп. Исаак Сирин говорит:
«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного»
- Закрепление и осознание новых понятий на основе литературного произведения.
1) Чтение рассказа.
-Сегодня, рассуждая над темой нашего урока, я хочу познакомить вас с одним очень интересным, на мой взгляд, рассказом. Мы говорили, что у совести есть одна особенность - если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя много лет, она может напомнить человеку о былой ошибке. Давайте прочитаем рассказ и найдем в нём подтверждение этим словам.
(Рассказ на партах у детей)
СЛАЙД 17
Осколки в сердце
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
2) Анализ прочитанного.
– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести напоминать человеку о его проступке.
– Прочитайте, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)
- 50 лет человека мучила совесть и несмотря на то, что он многого добился в жизни, он вряд ли был счастлив.
-Существует пословица «Счастье – спокойная совесть». Как вы её понимаете?
V. Итог урока. Рефлексия.
-Дорогие ребята! Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.
Слайд 18
Продолжи предложения
- Сегодня на уроке я узнал …
- Больше всего мне запомнилось …
- Я задумался …
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.
Слайд 19
- Жизнь дана на добрые дела.
-До самого главного праздника для православного человека осталось совсем немного времени. Желаю вам встретить пасхальные дни в мире, радости, доброте, в согласии со своей совестью.
Слайд 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Конспект урока математики в 3 классе классе на тему: « Доли ». Презентация к уроку.
Изучение нового материала по теме " Доли"...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...