Занятие по РСВ и ФП по теме:" В зимнем лесу"
методическая разработка (4 класс) на тему

Окочутина Светлана Владимировна

Занятие может использоваться учителями индивидуальной работы, воспитателями коррекционных учреждений 1 и 2 вида. Конспект занятия направлен на активизацию словаря по теме "Зима", на обогащение знаний по данной теме. На занятии закрепляется произношение звука Р на материале текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rsv_po_teme_zima.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Проект индивидуального занятия по РРС и ФП  с использованием ЦОР

ГБОУ АО  «Вычегодская СКОШИ»

Учитель Окочутина С.В.

Предмет РСВ и ФП

Кузовлева Арина  ученица  4  класса 

Диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость III ст..  Слухопротезирована  на оба уха слуховыми  аппаратами типа Арго 4р Артикуляционный аппарат в норме. Отработанный речевой материал воспринимает на расстоянии до  3,5   м, без ЗУА – 0,5 м.

Тема: Работа над дыханием, логическим ударением.   Текст « В зимнем лесу».  Автоматизация  звука  Р.

Тип: закрепление знаний

Продолжительность учебного занятия –4 0 мин

Цель: развитие слухового восприятия на материале темы «Время года». Формирование интереса  к предмету через использование ИКТ

Задач

разовательн

совершенствовать грамматический строй речи; развивать диалогическую речь; развитие словаря, связной речи, грамматического и лексического материала; продолжать учить составлять описательный рассказ. закрепление навыков восприятия речевого материала на слух по теме «Зима». Работа с разр. текстом.

Развивающая:  автоматизировать звук Р в слогах со стечениями, словах, предложениях, работать над речевым дыханием, развивать артикуляционную моторику, продолжить работу над словесно-логическим мышлением, развивать речевой слух при различении слов и фраз с использованием и без использования звукоусиливающей аппаратуры,

Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Воспитательная:

формировать навык самоконтроля за собственной речью, ;воспитывать интерес к окружающему миру, ;воспитывать активность, внимательность, самостоятельность, инициативность, воспитывать желание общаться, воспитание положительной мотивации к учению;, создание ситуации успеха в процессе работы над текстом

Дидактические материалы:

Развитие  слухового восприятия учащихся 4 класса. Т.К. Королевская. В. Я . Стаценко   М. «Экзамен », 2005 г.,

Развитие речевого слуха. Кузмичева Е.П., М., «Просвещение» 1989г

Оборудование : компьютер,  таблички, набор картинок по теме «Зима». Рассыпной текст «Зима в лесу», презентация занятия.

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые цифровые ресурсы

Орг. момент

Поздоровайся со мной ладошками. Расскажи о себе.

Я желаю тебе успеха на занятии, чтобы у тебя всё получилось. А для этого ты внимательно слушай,  запоминай слова, старайся правильно их повторить. А ещё я желаю тебе хорошего солнечного настроения и пусть это солнышко согревает тебя своей любовью на протяжении всего занятия.

Здравствуйте Светлана Владимировна. Меня зовут Ариша Кузовлёва. Мне 10 лет. Я учусь в 4 классе.

Слайд №1

Вывешиваю солнышко

Разговорно- обиходная речь

Слуховой диктант

 

Слушай и отвечай на вопросы

 -Сейчас осень?

 - Сегодня снежная  погода?

 -Сколько сегодня уроков?

 - Скоро будет Новый год?

  - Ты была в лесу зимой? А ты хочешь побывать там?

Сегодня мы с тобой отправимся в зимний лес.

Но чтобы добраться до леса, мы должны выполнить много трудных заданий? Сможешь?

Тогда начнём.

- Слушай и повторяй слова :

( зима, погода,  уроки,  Ариша,   снег, лес  Новый год /)

Я буду  слушать и отвечать на вопросы                    

   - Нет, сейчас зима.

Да, сегодня идёт снег

Нет. Сегодня нет снега.

- Сегодня шесть уроков.

Нет, Новый год уже прошёл.

       Нет.  Да, хочу.

 

Да, смогу.

- зима  погода , уроки  Арина   снег  лес   Новый год  

Ученица стоит на расстоянии

                                                                 Произношение

Работа над голосом Само

массаж

  А что может в дороге лучше  поднять настроение . как  весёлая песенка?

 давай споём песенку гласных звуков. Символы звуков будут тебе подсказкой, а пальчики – помощниками. Внимательно смотри на экран.

А___У,,,А___О___А___И____

А___О__У__И__Э__
АУИЭ

Чтобы почувствовать в лесу чистый воздух будем учиться правильно дышать

- Будем работать над дыханием.

- Встань,  положи  одну  руку  на  грудь,  а  другую  на  живот, вдохни глубоко и на выдохе говори звуки протяжно:

А  --------   О----------У   --------------                                                                                                                        

- Представь, что у тебя на носу ватка. Сдуй её.

Скажи на одном выдохе:

раРИраРИраРИ        РАреРАреРАре    

                  рароРУрароРУ

-Послушай, какую строчку я скажу. Повтори.

-Скажи месяцы года  слитно  на одном выдохе громким голосом : январь, февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

- Скажи на одном выдохе месяцы года, выделяя паузами времена года  тихим голосом : декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь,  июль август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

- Скажи на одном выдохе предложение шёпотом:

Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку

А___У,,,А___О___А___И____

А___О__У__И__Э__
АУИЭ

Выполняет

А______О_______У_______

раРИраРИраРИ        РАреРАреРАре    

                  рароРУрароРУ

рароРУрароРУ

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь,  июль август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

 

 Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку

выполняет

Работа над звуком Р

Давай поиграем.   Игра называется « Что за зверь?»

Раз, два, три повернись и в животных превратись.  

Изобрази сердитого волка, как он грозно рычит.

 Покажи, как мурлыкает ласковая кошечка

-Догадайся, над каким звуком будем работать?

- Правильно. Будем учиться слушать, говорить  и различать звук Р..

                 

                 

  Р –Р –Р – Р-    

           

         

     МУР –МУР – МУР

   

   

Будем учиться слушать, говорить  и различать звук Р.

Артикуляционная гимнастика

         

Но сначала подготовим наш язычок  Рассмотри картинки, вспомни, как называются упражнения для язычка, выполни их перед зеркалом.

« Вкусное варенье», « Чашечка», « Чистим зубки», « Барабан», « Лошадка», « Грибок».

Уточнение профиля произношения

Произнесение звука Р

Работа над слогами

\Работа над словами

Работа над предложением.

- Посмотри на профиль звука Р   и расскажи о звуке Р по плану.

На пути в лес нам встретилась ёлочка. Она приготовила тебе задание. Прочитай.

- Прочитай  слоги:

   РА  - РО – РУ  РЫ – РИ

  АР -   ОР  - УР  -  ЫР   -  ИР

-  Послушай слова и назови слоги со звуком Р.
      Запиши их в тетрадь. 

работа Рома  деревья  Лариса    укрыла

- Вставь нужный слог и  назови
  слово. Раздели слова на слоги, выдели голосом  ударный слог

         снеги …      суг …бы

  хит … я      …щет       …бята

Хитрая лиса  не хочет, чтобы мы попали в лес. Она перепутала все слова.

- Составь слова

              кра  про  вый

               го       во  ли

             шла   си   ка  

                гул    щет

                 при  трус

 Подойди к мольберту. Возьми простой карандаш. - Соедини  слова первого столбика  со словами  

второго столбика по смыслу. Прочитай   слова.

         лес                         хитрая

     

    лиса                     шустрая

     

       белка                       лыжная

     

     прогулка                 красивый

- Лес уже совсем близко.  

- Придумай предложение по картинке

   

 

Выполняет.

РА  - РО – РУ  РЫ – РИ

АР-   ОР  - УР  -  ЫР   -  ИР

   

 Ра   Ро    ре       ри  ры  

сне –ги – ри ,     суг  - ро –бы,

  хит – ра  - я,     ры-щет    ре-бя-та

  красивый  трусливого      пришла  

                        прогулка

 

  Хитрая лиса   красивый лес  шустрая белка  лыжная прогулка

Лес красивый  шустрая белочка  хитрая лиса  лыжная прогулка

Ариша и Виталик вышли в лес на лыжную прогулку.

Работа над логическим ударением

 

А теперь самое трудное задание.  Если выполнишь его, то мы отдохнём.

Послушай и повтори предложение. Подчеркни главные  слова́ и прочитай. 

Рома  Лариса вышли в лес на лыжную прогулку.

Кто вышел в лес на лыжную прогулку?

Куда вышли Рома и Лариса на лыжную

прогулку?

Зачем Рома и Лариса вышли в лес?

Рома  и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку.

Рома  Лариса вышли в лес на лыжную прогулку

 Рома  Лариса вышли в лес на лыжную прогулку.

Слайд №17

Физминутка

С неба падают снежинки

как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

 а потом покажем маме.

Посмотри  вверх, вниз, влево, вправо.

Ловит руками

Развитие слухового восприятия

 

Вот мы и пришли в лес.  Посмотри .и скахи : какой лес? А что это? Задание.

.- Расшифруй  слово.

Как ты думаешь, что мы сегодня будем делать?

 - Какое сейчас время года?

- Сегодня холодно?  

Спроси у меня.

Да. Холодно

-  Что это ?

- Ты любишь играть в снежки?

- Собери снежки. Поднимая каждый снежок говори приметы зимы. Каждое

предложение должно начинаться со слова зимой.

-

 Что ты  делала?

               

 Красивый загадочный

М  А  З  И  

Будем слушать,  и различать вопросы и задания о зиме.

Сейчас зима.

Я не знаю. Светлана Владимировна. Сегодня холодно?

Снежки.

Да.

выполняет

Зимой бывает холодно.

Зимой  много снега.

Зимой бывает Новый год.

 - я отвечала на вопросы  о зиме и играла.

Работа с текстом

Работа без ЗУА 

Итог урока

-

Будешь слушать текст.

- Что ты поняла?

- Будешь  слушать,  и  составлять предложения по порядку.

-Закрой глаза. Открой. Посмотри, что изменилось ?

Послушай, повтори и покажи:

деревья,  снегири,  Рома,  шустрая белка,  Лариса, красивый лес, рыщет волк,  хитрая лиса,  дикий кабан

-Подбери картинку к предложению. Прочитай

Собери картинки и таблички. Положи

картинки слева от себя, а таблички справа.

слушай и повторяй: зима,  четверг, морозы, снегири,  Рома,  лыжная прогулка, красивый лес.

  Что на занятии тебе было интересно?

Что тебе было трудно?

Чему ты научилась?

Спроси у меня, как я занималась?

- Ты – молодец!

                 

- Я буду слушать текст,

. Пришла зима  Укрыла она деревья и землю пушистым снегом.  Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку. Лес стоит красивый, загадочный. Только голодный волк рыщет в поисках пищи.  Трусливого зайца спасают ноги. Хитрая лиса мягко ступает по глубокому снегу. Шустрая белочка скачет с ветки на ветку. Дикий кабан ищет в снегу любимые жёлуди.  Могучий лось насторожился. Тихо в лесу. 

Деревья,  снегири,  Рома,  шустрая белка,  Лариса, красивый лес, рыщет волк,  хитрая лиса, дикий кабан

Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку.

Пришла зима.  Трусливого айца спасают ноги.  Дикий кабан ищет в лесу любимые жёлуди.

зима,  пятница , морозы,  снегири, Рома,  лыжная прогулка, красивый лес.

                                                                   

Мне было интересно играть.

 Мне было трудно петь гласные звуки.

 Я научилась хорошо говорить звук Р. Подчёркивать главные слова.

 Как я занималась?

Слайд №

Работа с рассыпным текстом

Аналогичные картинки. взятые из другого текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...