ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» |
|
|
|
Учитель Окочутина С.В. | Предмет РСВ и ФП | Кузовлева Арина ученица 4 класса Диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость III ст.. Слухопротезирована на оба уха слуховыми аппаратами типа Арго 4р Артикуляционный аппарат в норме. Отработанный речевой материал воспринимает на расстоянии до 3,5 м, без ЗУА – 0,5 м.
|
|
Тема: Работа над дыханием, логическим ударением. Текст « В зимнем лесу». Автоматизация звука Р.
|
|
|
|
Тип: закрепление знаний | Продолжительность учебного занятия –4 0 мин |
|
|
Цель: развитие слухового восприятия на материале темы «Время года». Формирование интереса к предмету через использование ИКТ |
|
|
|
Задач
|
|
|
|
разовательн совершенствовать грамматический строй речи; развивать диалогическую речь; развитие словаря, связной речи, грамматического и лексического материала; продолжать учить составлять описательный рассказ. закрепление навыков восприятия речевого материала на слух по теме «Зима». Работа с разр. текстом. |
Развивающая: автоматизировать звук Р в слогах со стечениями, словах, предложениях, работать над речевым дыханием, развивать артикуляционную моторику, продолжить работу над словесно-логическим мышлением, развивать речевой слух при различении слов и фраз с использованием и без использования звукоусиливающей аппаратуры, Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
|
Воспитательная: формировать навык самоконтроля за собственной речью, ;воспитывать интерес к окружающему миру, ;воспитывать активность, внимательность, самостоятельность, инициативность, воспитывать желание общаться, воспитание положительной мотивации к учению;, создание ситуации успеха в процессе работы над текстом
|
|
Дидактические материалы: Развитие слухового восприятия учащихся 4 класса. Т.К. Королевская. В. Я . Стаценко М. «Экзамен », 2005 г., Развитие речевого слуха. Кузмичева Е.П., М., «Просвещение» 1989г
|
|
|
|
Оборудование : компьютер, таблички, набор картинок по теме «Зима». Рассыпной текст «Зима в лесу», презентация занятия.
|
|
|
|
Этапы учебного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Используемые цифровые ресурсы |
Орг. момент
|
Поздоровайся со мной ладошками. Расскажи о себе. Я желаю тебе успеха на занятии, чтобы у тебя всё получилось. А для этого ты внимательно слушай, запоминай слова, старайся правильно их повторить. А ещё я желаю тебе хорошего солнечного настроения и пусть это солнышко согревает тебя своей любовью на протяжении всего занятия. |
Здравствуйте Светлана Владимировна. Меня зовут Ариша Кузовлёва. Мне 10 лет. Я учусь в 4 классе.
|
Слайд №1
Вывешиваю солнышко |
Разговорно- обиходная речь
Слуховой диктант | Слушай и отвечай на вопросы -Сейчас осень? - Сегодня снежная погода? -Сколько сегодня уроков? - Скоро будет Новый год? - Ты была в лесу зимой? А ты хочешь побывать там? Сегодня мы с тобой отправимся в зимний лес.
Но чтобы добраться до леса, мы должны выполнить много трудных заданий? Сможешь? Тогда начнём. - Слушай и повторяй слова : ( зима, погода, уроки, Ариша, снег, лес Новый год /)
|
Я буду слушать и отвечать на вопросы - Нет, сейчас зима. Да, сегодня идёт снег Нет. Сегодня нет снега. - Сегодня шесть уроков. Нет, Новый год уже прошёл. Нет. Да, хочу.
Да, смогу.
- зима погода , уроки Арина снег лес Новый год |
Ученица стоит на расстоянии |
|
|
|
|
Произношение |
|
|
|
Работа над голосом Само массаж |
А что может в дороге лучше поднять настроение . как весёлая песенка? давай споём песенку гласных звуков. Символы звуков будут тебе подсказкой, а пальчики – помощниками. Внимательно смотри на экран. А___У,,,А___О___А___И____ А___О__У__И__Э__ АУИЭ Чтобы почувствовать в лесу чистый воздух будем учиться правильно дышать
- Будем работать над дыханием. - Встань, положи одну руку на грудь, а другую на живот, вдохни глубоко и на выдохе говори звуки протяжно: А -------- О----------У -------------- - Представь, что у тебя на носу ватка. Сдуй её. Скажи на одном выдохе: раРИраРИраРИ РАреРАреРАре рароРУрароРУ -Послушай, какую строчку я скажу. Повтори. -Скажи месяцы года слитно на одном выдохе громким голосом : январь, февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь - Скажи на одном выдохе месяцы года, выделяя паузами времена года тихим голосом : декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль август, сентябрь, октябрь, ноябрь, - Скажи на одном выдохе предложение шёпотом: Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку
|
А___У,,,А___О___А___И____ А___О__У__И__Э__ АУИЭ Выполняет
А______О_______У_______
раРИраРИраРИ РАреРАреРАре рароРУрароРУ рароРУрароРУ
январь, февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль август, сентябрь, октябрь, ноябрь,
Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку
выполняет |
|
Работа над звуком Р |
Давай поиграем. Игра называется « Что за зверь?» Раз, два, три повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого волка, как он грозно рычит. Покажи, как мурлыкает ласковая кошечка
-Догадайся, над каким звуком будем работать? - Правильно. Будем учиться слушать, говорить и различать звук Р..
|
Р –Р –Р – Р- МУР –МУР – МУР
Будем учиться слушать, говорить и различать звук Р. |
|
Артикуляционная гимнастика | Но сначала подготовим наш язычок Рассмотри картинки, вспомни, как называются упражнения для язычка, выполни их перед зеркалом. |
« Вкусное варенье», « Чашечка», « Чистим зубки», « Барабан», « Лошадка», « Грибок». |
|
Уточнение профиля произношения
Произнесение звука Р
Работа над слогами
\Работа над словами
Работа над предложением. |
- Посмотри на профиль звука Р и расскажи о звуке Р по плану.
На пути в лес нам встретилась ёлочка. Она приготовила тебе задание. Прочитай. - Прочитай слоги:
РА - РО – РУ РЫ – РИ АР - ОР - УР - ЫР - ИР
- Послушай слова и назови слоги со звуком Р. Запиши их в тетрадь. работа Рома деревья Лариса укрыла - Вставь нужный слог и назови слово. Раздели слова на слоги, выдели голосом ударный слог снеги … суг …бы хит … я …щет …бята
Хитрая лиса не хочет, чтобы мы попали в лес. Она перепутала все слова. - Составь слова кра про вый го во ли шла си ка гул щет при трус Подойди к мольберту. Возьми простой карандаш. - Соедини слова первого столбика со словами
второго столбика по смыслу. Прочитай слова. лес хитрая лиса шустрая белка лыжная прогулка красивый
- Лес уже совсем близко.
- Придумай предложение по картинке
|
Выполняет.
РА - РО – РУ РЫ – РИ АР- ОР - УР - ЫР - ИР
Ра Ро ре ри ры
сне –ги – ри , суг - ро –бы, хит – ра - я, ры-щет ре-бя-та
красивый трусливого пришла прогулка
Хитрая лиса красивый лес шустрая белка лыжная прогулка
Лес красивый шустрая белочка хитрая лиса лыжная прогулка
Ариша и Виталик вышли в лес на лыжную прогулку. |
|
Работа над логическим ударением | А теперь самое трудное задание. Если выполнишь его, то мы отдохнём. Послушай и повтори предложение. Подчеркни главные слова́ и прочитай. Рома Лариса вышли в лес на лыжную прогулку. Кто вышел в лес на лыжную прогулку? Куда вышли Рома и Лариса на лыжную прогулку? Зачем Рома и Лариса вышли в лес?
|
Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку. Рома Лариса вышли в лес на лыжную прогулку Рома Лариса вышли в лес на лыжную прогулку.
|
Слайд №17 |
Физминутка | С неба падают снежинки как на сказочной картинке. Будем их ловить руками а потом покажем маме. Посмотри вверх, вниз, влево, вправо. | Ловит руками |
|
Развитие слухового восприятия
|
|
|
|
|
Вот мы и пришли в лес. Посмотри .и скахи : какой лес? А что это? Задание. .- Расшифруй слово. Как ты думаешь, что мы сегодня будем делать? - Какое сейчас время года? - Сегодня холодно? Спроси у меня. Да. Холодно - Что это ? - Ты любишь играть в снежки? - Собери снежки. Поднимая каждый снежок говори приметы зимы. Каждое предложение должно начинаться со слова зимой.
-
Что ты делала?
|
Красивый загадочный М А З И
Будем слушать, и различать вопросы и задания о зиме. Сейчас зима. Я не знаю. Светлана Владимировна. Сегодня холодно? Снежки. Да. выполняет
Зимой бывает холодно. Зимой много снега. Зимой бывает Новый год. - я отвечала на вопросы о зиме и играла.
|
|
Работа с текстом
Работа без ЗУА
Итог урока
| -
Будешь слушать текст. - Что ты поняла? - Будешь слушать, и составлять предложения по порядку. -Закрой глаза. Открой. Посмотри, что изменилось ?
Послушай, повтори и покажи: деревья, снегири, Рома, шустрая белка, Лариса, красивый лес, рыщет волк, хитрая лиса, дикий кабан -Подбери картинку к предложению. Прочитай Собери картинки и таблички. Положи
картинки слева от себя, а таблички справа.
слушай и повторяй: зима, четверг, морозы, снегири, Рома, лыжная прогулка, красивый лес.
Что на занятии тебе было интересно? Что тебе было трудно? Чему ты научилась?
Спроси у меня, как я занималась?
- Ты – молодец!
|
- Я буду слушать текст, . Пришла зима Укрыла она деревья и землю пушистым снегом. Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку. Лес стоит красивый, загадочный. Только голодный волк рыщет в поисках пищи. Трусливого зайца спасают ноги. Хитрая лиса мягко ступает по глубокому снегу. Шустрая белочка скачет с ветки на ветку. Дикий кабан ищет в снегу любимые жёлуди. Могучий лось насторожился. Тихо в лесу. Деревья, снегири, Рома, шустрая белка, Лариса, красивый лес, рыщет волк, хитрая лиса, дикий кабан Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку. Пришла зима. Трусливого айца спасают ноги. Дикий кабан ищет в лесу любимые жёлуди.
зима, пятница , морозы, снегири, Рома, лыжная прогулка, красивый лес.
Мне было интересно играть. Мне было трудно петь гласные звуки. Я научилась хорошо говорить звук Р. Подчёркивать главные слова. Как я занималась? |
Слайд №
Работа с рассыпным текстом
Аналогичные картинки. взятые из другого текста
|