Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме "Культура и религия"
методическая разработка (4 класс) по теме

Данный урок приглашает к разговору о культуре, какая она бывает и о чем может рассказать...  В процессе урока дети попробуют сделать вывод и о том, как влияет культура на  внутренний мир человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon презентация к уроку2.98 МБ

Подписи к слайдам:

Культура питания - …
Культура поведения - …
Культура общения - …
Религиозная культура - …
Культурное наследие - …
Учёные не пришли к единому мнению.Значение слова многообразно.«Культура» - результат труда многих поколений земледельцев, которые столетиями возделывали землю, отбирали лучшие зёрна в урожае. (Первое значение слова)В этом понимании культура – не просто труд, а труд, в который человек вкладывает душу, который приносит человеку удовлетворение.
Сейчас под культурой принято понимать всё то, что возделывает или производит человек, что создано его трудом.
Главное отличие культуры от природы в том,что природа может существовать без человека. Культура же создаётся трудом многих людей, которые её сохраняют, поддерживают и развивают, и без природы и человека (как части природы) она существовать не может.
Культура
материальная
духовная
Материальная культура связана с миром предметов, вещей, которые обеспечивают существование человека, удовлетворяют потребности людей в пище, одежде, жилье и др.
Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение духовных потребностей человека. Это потребности в развитии, обогащении, совершенствовании своего внутреннего мира.
Мысли, чувства
Состояния
Представления
ЛюбовьНенавистьСострадание…
ТревожноеРадостноеСпокойное…
Что хорошо, а что плохо…Что важно, а что нет…
Результатом духовной деятельности людей являются язык, наука, религия, искусство, этика (моральные нормы) и право (государственные законы).
Культура включает всё, что создано человеком.Одни достижения и проявления культуры можно увидеть, услышать, потрогать, а другие существуют невидимо, как бы внутри нас. Мы только осознаём, чувствуем, ощущаем их.
В яранге живут чукчи, коряки, эвены, юкагиры
В чуме живут ненцы, кеты, якуты, эвенки
Юрта – жилище кочевых народов степей и полустепей
Дом жителей Русского Севера
Изба жителей Центральной России
Строительство дома – великая наука и мастерство.
Недаром у многих народов есть такая поговорка: «Как построишь дом, так и будешь в нём жить».
Такие дома (мазанки) до сих пор можно встретить на Юге России
На Кавказе мы встретим саклю
Справедливо ли высказывание: «Устройство и особенности жилищ зависели от условий жизни и труда народа»?
Отчего зависит внешний вид и убранство жилищ разных народов?
Жилище может многое рассказать о том, в каких условиях живёт человек, каким трудом занимается.
Узбекский национальный костюм
Русский народный костюм
Национальный костюм народов Севера
Киргизский национальный костюм
Костюмы жителей Русского Севера
Татарский национальный костюм
Удмуртский костюм
2. О чём может рассказать одежда человека?
1. Почему национальные костюмы народов России такие разные?
Национальная одежда отражает традиции народа, его отношение к природе, окружающему миру и семейному хозяйству.
Бишбармак
Азу
Татарская кухня
Чак-чак
Баурсаки – казахское блюдо
Перепечи – национальное удмуртское блюдо
Русский каравай
Русские блины на Масленицу
Граждане России многие века живут рядом друг с другом, общаются, вступают в межнациональные браки, вместе трудятся и проводят свободное время, поэтому обогащают свои знания о жизни и традициях разных народов. Делятся друг с другом и кулинарными рецептами.
Татарские блины
Чем обусловлены кулинарные традиции каждого народа?
Гостеприимство и желание хорошо попотчевать гостей – черта многих российских семей. Вкусно готовить любят русские и татары, калмыки и карелы, евреи и чуваши, адыгейцы и удмурты.
Кухня каждого народа имеет свои уникальные блюда и способы их приготовления.
Кулинарные традиции каждого народа складывались не одно столетие и зависели от условий жизни, основных занятий, привычек данного народа.
Если люди разных национальностей много веков живут рядом без ссор и вражды, значит, они уважают друг друга и стали братским союзом свободных народов.2. Значит, они усвоили закон, который передали им мудрые предки, - дружба всегда лучше вражды.
На русской земле проложили мы след, Мы – чистое зеркало прожитых лет.С народом России мы песни певали,Есть общее в нашем быту и морали, Один за другим проходили года, - Шутили, трудились мы вместе всегда. Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, Нанизаны мы на единую нить.Габдулла Тукай

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) «Хранители предания в религиях мира»

Основы религиозных культур и светской этики. Тема урока: "Хранители предания в религиях мира"...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс.«Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».

·        освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;·        формирование ценностного отношения к «зо...

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...

Разработка урока ОРКСЭ 4 класс "Культура и религия"

Разработка урока  поможет учителю, преподающему Основы православной культуры в 4 классе  сформировать у обучающихся понятие культуры и религии, развить интерес к родной культуре и религии; в...

ОРКСЭ 4 класс Бессмертие души в религиях мира

Анализ понятий рая и ада в трех мировых религиях...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...