Разработка урока ОРКСЭ 4 класс "Культура и религия"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Разработка урока поможет учителю, преподающему Основы православной культуры в 4 классе сформировать у обучающихся понятие культуры и религии, развить интерес к родной культуре и религии; воспитывать уважительное отношение к людям разных культур и вероисповеданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_-_urok_no_2.odt | 660.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Культура и религия»
Тип урока: комбинированный
Цель: формировать понятие культуры и религии; развивать интерес к родной культуре и религии; воспитывать у детей уважительное отношение к людям разных культур и вероисповеданий.
Оборудование: Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012; рабочая тетрадь; презентация.
Ход урока
- Организационный момент
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
- Актуализация опорных знаний
Этап мотивации.
- Запишем основные понятия, над которыми мы будем задумываться. Запись можно осуществить на доске в табличном виде:
родина | культура | религия |
Далее под каждым понятием подписываются те слова, которые с ними у детей тесно связаны. Можно задать вопрос: «С какими воспоминаниями у каждого из вас связано слово «родина»? Также можно проговорить понятия «культура» и «религия». Эта беседа с фиксацией результатов в таблице может проходить очень быстро, так как это своеобразный старт для дальнейшей работы. Он не может быть затянут.
В итоге мотивационного разговора таблица может иметь примерно такой вид:
родина | культура | религия |
Мама Дом Гимн Любовь Береза Сад или др. | Вежливость Спасибо Уступить Сдержать слово Аккуратность или др. Картины, кино | Церковь Священник Крест Пасха Рождество или др. |
Итак, эти большие понятия связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными составляющими. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся. Прочитаем текст, помещенный в учебнике с задачей получить более глубокое, четкое, интересное представление о рассматриваемых понятиях.
- Сообщение темы, постановка целей
- На прошлом уроке мы говорили о родине. О чем же будем говорить сегодня?
- Да, мы займемся тем, что получим более глубокое, четкое понятие о культуре и религии. СЛАЙД № 1
- Объяснение нового материала
Работа с учебником – стр. 6
- Прочитайте текст в учебнике на стр. 6
Беседа:
- Что помогает отличить добро от зла, правду от неправды?
- Какие составляющие входят в название «культура»?
- В чем взаимосвязь культуры и человека?
Вывод:
- Что такое культура? СЛАЙД №2, 3, 4, 5
Работа с учебником – стр. 7
Беседа:
- О чем говорит религия?
- Что значит слово «спасибо»?
Вывод:
- Что такое религия? СЛАЙД №6, 7, 8
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Послушайте музыку Моцарта В. А.
- К чему относится это произведение: к культуре или религии?
- Закрепление
Работа в группах.
Группа 1.
Задание: «Прочитать текст на карточке и рассказать, что увидел в России арабский путешественник Павел Алеппский».
Группа 2.
Задание из рубрики «Это интересно»: «Что обозначает слово «православие»?»
Группа 3.
Задание: «Разложить картинки в две группы:
1 – что относится к культуре, 2 – что относится к религии».
Картинки для проверки вывесить на доску.
- Самостоятельная работа по новой теме
Работа в парах.
Работа в тетради. Урок 2. СЛАЙД №9
- Пользуясь подсказками, напиши составляющие нашей культуры.
- Подведение итогов урока
«СЯДЕМ В КРУЖОК»
1. Дети образуют общий круг.
- Скажите, что человек вкладывает в понятие «культура»?
- Как следует относиться к различиям в культуре? (терпимо, уважительно)
- Какие мысли несет религия?
Все вместе могут сделать вывод о том, почему эти понятия часто оказываются тесно связанными?
Учитель может отметить и подбодрить многих, особенно слабых детей, поощряя их на будущие открытия.
2. Контроль по теме (из электронного приложения к учебнику),
самооценка
- Домашнее задание
Обсудить с родителями вопросы и задания на стр. 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»
Данный материал адресован учителям, ведущим в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...
Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»
Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»...
Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...
Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели."
В данной разработке представлен подробный конспект урока и презентация для самостоятельной деятельности учащихся....
Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Древнейшие верования"
Конспект урока по предмету ОРКСЭ. 4 класс. Модуль "Основы религиозных культур народов мира"....
Презентация к уроку ОРКСЭ "Священные книги религий мира"
Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема: "Священные книги религий мира"....
Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....