Разработка урока ОРКСЭ 4 класс "Культура и религия"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Малинина Валентина Анатольевна

Разработка урока  поможет учителю, преподающему Основы православной культуры в 4 классе  сформировать у обучающихся понятие культуры и религии, развить интерес к родной культуре и религии; воспитывать уважительное отношение к людям разных культур и вероисповеданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_-_urok_no_2.odt660.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Культура и религия»

Тип урока:  комбинированный

Цель:   формировать понятие культуры и религии; развивать интерес к родной культуре и религии; воспитывать у детей уважительное отношение к людям разных культур и вероисповеданий.

Оборудование:   Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012; рабочая тетрадь; презентация.

                                                 Ход урока

  1. Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

 Не хочется играть сегодня в прятки,

 И недосуг дуть на корабль бумажный –

 Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

  1. Актуализация опорных знаний

Этап мотивации.

- Запишем основные понятия, над которыми мы будем задумываться. Запись можно осуществить на доске в табличном виде:

родина

культура

религия

Далее под каждым понятием подписываются те слова, которые с ними у детей тесно связаны. Можно задать вопрос: «С какими воспоминаниями у каждого из вас связано слово «родина»? Также можно проговорить понятия «культура» и «религия». Эта беседа с фиксацией результатов в таблице может проходить очень быстро, так как это своеобразный старт для дальнейшей работы. Он не может быть затянут.

 В итоге мотивационного разговора таблица может иметь примерно такой вид:

родина

культура

религия

Мама

Дом

Гимн

Любовь

Береза

Сад или др.

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

 Рождество или др.

Итак, эти большие понятия связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными составляющими. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся. Прочитаем текст, помещенный в учебнике с задачей получить более глубокое, четкое, интересное представление о рассматриваемых понятиях.

  1. Сообщение темы, постановка целей

- На прошлом уроке мы говорили о родине. О чем же будем говорить сегодня?

- Да, мы займемся тем, что получим более глубокое, четкое понятие о культуре и религии.  СЛАЙД № 1

  1. Объяснение нового материала

Работа с учебником – стр. 6

- Прочитайте текст в учебнике на стр. 6

Беседа:

- Что помогает отличить добро от зла, правду от неправды?

- Какие составляющие входят в название «культура»?

- В чем взаимосвязь культуры и человека?

Вывод:

- Что такое культура? СЛАЙД №2, 3, 4, 5

Работа с учебником – стр. 7

Беседа:

- О чем говорит религия?

- Что значит слово «спасибо»?

Вывод:

- Что такое религия? СЛАЙД №6, 7, 8

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Послушайте музыку Моцарта В. А.

- К чему относится это произведение: к культуре или религии?

  1. Закрепление

Работа в группах.

Группа 1.

Задание: «Прочитать текст на карточке и рассказать, что увидел в России арабский путешественник Павел Алеппский».

Группа 2.

Задание из рубрики «Это интересно»: «Что обозначает слово «православие»?»

Группа 3.

Задание: «Разложить картинки в две группы:

1 – что относится к культуре, 2 – что относится к религии».

Картинки для проверки вывесить на доску.

                 

                                                     

                             

  1. Самостоятельная работа по новой теме

Работа в парах.

Работа в тетради. Урок 2. СЛАЙД №9

- Пользуясь подсказками, напиши составляющие нашей культуры.

  1. Подведение итогов урока

«СЯДЕМ В КРУЖОК»

     1. Дети образуют общий круг.

- Скажите, что человек вкладывает в понятие «культура»?

- Как следует относиться к различиям в культуре? (терпимо, уважительно)

- Какие мысли несет религия?

     Все вместе могут сделать вывод о том, почему эти понятия часто оказываются тесно связанными?

     Учитель может отметить и подбодрить многих, особенно слабых детей, поощряя их на будущие открытия.

      2.    Контроль по теме (из электронного приложения к учебнику),

             самооценка

  1. Домашнее задание

Обсудить с родителями вопросы и задания на стр. 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»

Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...

Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели."

В данной разработке представлен подробный конспект урока и презентация для самостоятельной деятельности учащихся....

Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Древнейшие верования"

Конспект урока по предмету ОРКСЭ. 4 класс. Модуль "Основы религиозных культур народов мира"....

Презентация к уроку ОРКСЭ "Священные книги религий мира"

Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема: "Священные книги религий мира"....

Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....