технологические карты
методическая разработка по теме

Примаченко Татьяна Васильевна

Как  правильно  составить  технологическую карту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Имя собственное

Цель темы

Научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные

Планируемый результат

Знать, уметь различать и правильно писать имена собственные и нарицательные

Основные понятия

 Понятия:

-  имя существительное (без определения);

-  имя собственное;

-  имя нарицательное;

-  многозначные слова, омонимы (без определения);

-  правила правописания имен собственных.

Межпредметные связи

Русский  язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык», ч.1, Рабочая тетрадь № 1

Тема: «Имя собственное»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Технологическая карта изучения темы «Имя собственное».

 Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа



I этап.  Работа со словами, имеющими разные значения.

Цель – актуализировать знания о словах, имеющих разные значения.


I этап.  Работа со словами, имеющими разные значения.

Задание 1.

Прочитай слова и назови их значения:

коса,  роза.

Коса – волосы, орудие труда, отмель (Слово «коса» одинаково произносится и пишется, но имеет разное значение).

Роза – цветущее растение, женское имя (Слово «роза» одинаково произносится, но имеет разное значение и написание).

II этап. Работа с именами существительными: собственными и нарицательными.

Цель – установить различие по принадлежности имен существительных: собственных и нарицательных.

II этап. Работа с именами существительными: собственными и нарицательными.

Задание 1.

Первоклассник.

Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Владимире по улице Лесной. В школу его провожает сестра Анна. За ними бежит собака Дружок. В классе  Володя сидит с другом Юрой. Учительница Ольга Михайловна читает детям сказку «Репка».

Задания к тексту:

  1. Прочитай текст.
  2. Подчеркни слова, которые пишутся с заглавной буквы, но не являются началом предложения.
  3. Работа со словосочетаниями, в результате которой  дети знакомятся со словами – названиями и именами собственными и формулируют правило вместе с учителем  о правописании имён собственных.

первоклассник Вова Макаров

город Владимир

улица Лесная

друг Юра

учительница Ольга Михайловна

сказка «Репка»

собака Дружок

           4. Школьники сравнивают свой вариант правила с текстом правила в учебнике  в рубрике «Узелки на память».

Задание 2. 

Учебник, ч.1, урок 7, задание  № 5.

Задание к тексту:

- беседа по картинке;

- подбери каждому ребёнку имя.

Задание 3.

Рабочая тетрадь, задание № 1. При выполнении этого задания дать образец записи первого имени «Ася» в единственном числе.

Задание 4.

Рабочая тетрадь, задание № 2.

Задание 5.

Учебник «Русский язык», уроки 9-10, задания  № 1,2,3,4.


II этап. Работа с именами существительными: собственными и нарицательными. 

Рабочая тетрадь, задание № 3.  

  1. Прочитайте текст «Моя семья», назовите имена и отчества родителей Игоря Свиридова.
  2. Можно ли, прочитав текст, определить отчество Игоря? (Игорь Иванович).
  3. Выпишите из текста «Моя семья» имена и отчества родителей Игоря Свиридова.
  4. Запишите имя и отчество мальчика.

Познавательные УУД – логические действия

III этап.  Виды собственных имен существительных.

Цель – познакомить с  видами имён собственных;

- учить различать, употреблять в речи и правильно писать имена существительные: собственные и нарицательные.

III этап.  Виды собственных имен существительных.

Задание 1.

  1. Прочитай слова левого столбика.
  2. Прочитай слова, обозначающие названия детей (мальчик, девочка).
  3. Прочитай слова, обозначающие названия животных (собака, корова).
  4. Прочитай слова, обозначающие названия городов и улиц.
  5. Прочитай слова, обозначающие названия профессий (учитель, директор).
  6. Прочитай слово, обозначающее название литературного произведения.

девочка                                 Альма

мальчик                                Иван Степанович

собака                                   Лесная

корова                                   Ольга Михайловна

город                                     Зорька

улица                                    Аня

учитель                                 Москва

врач                                       Колобок

сказка                                    Игорь

  1. Прочитай слова правого столбика.
  2. Подбери каждому названию соответствующее имя собственное.

Рекомендации учителю: для выполнения задания удобнее, если все карточки со словами  крепятся к доске магнитами и при выполнении задания  передвигаются и группируются.

Задание 2.

Рабочая тетрадь, задание № 6.

  1. Прочитай имена людей парами.
  2. Можно ли считать, что в каждой паре записано одно и то же имя?
  3. Запиши только полные имена людей.

Задание 3.

Рабочая тетрадь, задание № 5.

  1. Прочитай клички животных.
  2. Выбери клички для кота или кошки.
  3. Выбери клички для собаки.
  4. Запиши  две клички  для кота и кошки.
  5. Запиши две клички для собаки.

Задание 4.

Рабочая тетрадь, задание № 14.

Задание 5.

Закончи предложения:

Школьникам делает прививку врач ______________________________.

В школе работает учительница  _________________________________.

Слова для справок: Мария, Валерий Петрович, сестра, Дружок, Степа, зайчик, Дымка, Роза Макаровна.

Задание 6.

Учебник, урок 8, задание 3.


III этап.  Виды собственных имен существительных.

Задание.

1. Прочитайте текст и слова для справок.

2. Впишите в текст подходящие по смыслу имена собственные.

3. Напишите название текста.


_________________________


Летом _______  ________ отдыхает у  бабушки.  Её зовут ______  _______. Они живут в поселке _________на берегу озера ________. Дом охраняет собака _________.  

Слова для справок: Петров, Мария Ивановна, Горки, Дружок, Нина, Лесное, Гришина, Иван Васильевич.

Общеучебные УУД.

IV этап.  Образование имён собственных от нарицательных.

Цель – учить образованию имен собственных от  нарицательных.

IV этап.  Образование имён собственных от нарицательных.

Задание 1.

  1. Прочитай текст.

Летний отдых.

Летом Нина Гришина отдыхает у  бабушки.  Её зовут Мария Ивановна. Они живут в поселке Горки на берегу озера Лесное. Дом охраняет собака Дружок.

  1. Подчеркни слова, которые имеют несколько значений  (Горки, Лесное, Дружок).
  2. Объясни значения каждого слова (Горки – название посёлка, горки – возвышенности на местности; Лесное – название озера, лесное – признак предмета, лесное хозяйство; Дружок – кличка животного, дружок – ласковое название друга).

Вывод: слова, обозначающие названия и признаки предметов, могут становиться именами собственными.

Задание 2.

 Учебник, урок 7, задание № 4.

Задание 3.

Рабочая тетрадь, задание № 7.

Задание 4. 

Рабочая тетрадь, задание № 4.

Задание 5.

Образуй и запиши фамилии:

  1. От имени человека ( Иван – Иванов; Пётр – …; … – …).
  2. От названия профессии ( портной – Портнов; кузнец – …; … – …).
  3. От названия животного (заяц – Зайцев; мышка – …; … – …).

Материал  для учителя: Сергей – Сергеев; водолаз – Водолазов, медведь – Медведев.

Задание 6*

Прочитай слова, образуй  и запиши имена собственные.

Слово

Имя

Фамилия

Кличка

Названия городов, посёлков, рек, литературных произведений

василёк





орёл





шар






Информация для учителя:

Слово

Имя

Фамилия

Кличка

Названия городов, посёлков, рек, литературных произведений

василёк

Василий (Вася)

Васильков

Васька

деревня Васильки (Васильково)

орёл


Орлов (Орловский)

Орёл, Орлик

город Орёл

шар


Шаров

Шарик

«Шар в окошке» – название рассказа


Задание 7** (познавательное задание).

Верите ли вы, что в России есть город Зима?

Верите ли вы, что в России есть река Мама?



слово

названия


город

посёлок

река

зима

Зима (в Сибири)


Зима (приток Оби)

мама


Мама (на реке Лена)

Мама (приток Индигирки)

сестра



Сестра (бассейн реки Москва)

свеча


Свеча (в Поволжье)


Формы работы с заданием № 7 учитель выбирает в зависимости от возможностей детей.

IV этап.  Образование имён собственных от нарицательных.

Задание.

Подумай и напиши имена собственные, которые начинаются на букву «М»:

  1. Имя – М______________
  2. Фамилия – М____________
  3. Название города – М_____________
  4. Кличка животного – М_____________

Познавательные УУД – логические действия.

V этап.  Правописание собственных имен существительных.

Цель – формировать умение правописания имен собственных и нарицательных.

V этап.  Правописание собственных имен существительных.

Учебник: урок 7, задания № 1,2,3;

                 урок 8, задания № 1,2;

                 уроки 9-10, задания № 5 (только текст Ушинского).

Рабочая тетрадь: задания № 8, 11,13.

Творческое задание: написать записку учителю, опираясь на образец.


                           Ольга Ивановна!

Я хочу решить пример у доски.

                                              Сергей.

V этап.  Правописание собственных имен существительных.

Задание.

Миша Комаров прочитал книжку «Каникулы в простоквашино». Ему понравились дядя Федор и кот матроскин.

  1. Прочитай текст.
  2. Подчеркни имена собственные.

Исправь ошибки, обоснуй свой выбор.

Познавательные УУД – постановка и решение проблемы.

Контролирующее задание


Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка).

Диктант.

У Антона и Маши Ивановых живёт кот Пушок. Пушок любит катать мяч. Дети часто играют с котом.

Задания:

  1. Подчеркните имена собственные.
  2. Поставьте знак «+» над словом, которое обозначает фамилию человека.

Результат и его оценка

  1. Умение различать, употреблять в речи, грамотно писать имена собственные и нарицательные.
  2. Применение полученных знаний в практическом задании (в форме записки).



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока (предмет, класс, дата проведения) Литературное чтение  2 «Б» класс   18.01.2011 год.

Тема урока, место в общей теме.

«Зимушка – зима».

Обобщение по разделу.

Цель урока

1.Систематизировать представление о зиме на основе изученных произведений.

2.Развивать творческие способности обучающихся.

3.Формировать метапредметные умения и навыки.

Планируемые результаты  данного урока

Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.

Закрепить: синквейн, проект, продукт, план, метель, вьюга, позёмка, пороша.

Предметные знания и  умения,  которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.

Будут знать: признаки зимы, природные явления, авторов художественных произведений,

                      поэтические  произведения.

На основе знаний будут уметь: пользоваться компьютером, находить информацию, отбирать её,

                                                     соотносить заголовок с материалом.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока.

Личностные: подчеркнуть, дописать  (осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего).


Познавательные: подчеркнуть, дописать (исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач)


Регулятивные: подчеркнуть, дописать (управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности).


Коммуникативные: подчеркнуть, дописать (умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу).

Организация урока

Межпредметные связи:

Окружающий мир, технология, русский язык, музыка, изобразительное искусство.

Формы работы на уроке:


  1. Групповая.
  2. Индивидуальная самостоятельная работа.

Применение оборудования и инструментария:

(ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.)

Т.С.О.,  ИКТ, карточки, дополнительный материал.

Создание проблемной ситуации и пути её решения.

Что такое газета и как её создать?

Виды заданий:

(кратко указать содержание)

Репродуктивные -


Импровизационные – в создании газеты, в представлении.


Эвристические –


Задания на самоорганизацию и самоконтроль- работа в группе – выполнение своей части.


 

Формы контроля усвоения темы:

Защита проекта.

Оценка результатов деятельности ученика:

(какие результаты деятельности подлежат оценке в соответствии с планируемыми)

Метапредметные – умение согласовывать действия, умение слушать и слышать друг друга, умение договариваться.

Уважать партнёра.

Умение планировать, оценивать, корректировать свои действия.

Самооценка учителя по уроку (рефлексия).



Предварительный просмотр:

Разработка технологической карты урока

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

реализацию учителем целей урока;

использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

•        осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу

сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся (приложение 2).

Приложение 1

Пример технологической карты урока

Ф.И.О. учителя:

Класс:        .

Дата:        .

Предмет: русский язык .

№ урока по расписанию:        .

Тема урока: "Слова с непроизносимыми согласными".

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

- изучить орфограмму "непроизносимые согласные",
- вывести способ проверки данной орфограммы, развить коммуникативные навыки - обучающихся
.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Постановка темы и цели

урока

8

Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана

работы

На доске написаны

слова "гру. ..ный",

"грустный" и текст

по пунктам:

1. Признаки

орфограммы.

2.Какие бывают
непроизносимые
согласные.

3.Как проверить?

4.Словарь.

5.Проверь себя

Наблюдение,

проблемная

ситуация. Работа

по плану урока

ф

Организует диалог

с обучающимися,

в ходе которого

конкретизирует

понятие "орфограмма",

формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Дописывают [ст] на доске и в тетради, производят взаимооценку,  сравнивают произношение слов с их написанием.

Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма, формулируют тему и задачу урока

Освоение   нового   материала


Непроизносимые согласные

11


Выявление

обучающимися

признаков орфограммы, развитие умения находить в словах непроизносимые согласные

Те же слова на доске,

правило в учебнике

Наблюдение,

работа с текстом

(сравнение)

ф

Указывает объект

наблюдения

Называют "опасные" сочетания

звуков [сн], [зн], непроизносимые согласные буквы ("т", "д"), читают правило, добавляют букву"л"

Способ    проверки


Подведение детей

к самостоятельному

выводу способа проверки орфограммы

Для сравнения

предлагается слово

"грусть", правило в учебнике

Наблюдение,

работа с текстом

(сравнение)

ф, п

Организует подводящий диалог, уточняет

правило

Записывают однокоренные

существительные, выделяют

корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют [ел']

Проверка понимания

способа действия

На доске слова:

"ярое... ный", "вкус... ный"

Доказательство

ф

Дает образец

короткого доказательства

Объясняют написания слов

Первичное закрепление

нового материала

9

Освоение способа

проверки

Листы со словами

(3 набора с разными

словами). Пример одного набора слов: "чес...ный","вкус... ный", "лес.ница", "хвас.ливый"

Самостоятельная

работа, рефлексия.

контроль

г

Проводит инструктаж

обучающихся.

Организует выступление групп, обмен мнениями

По очереди вписывают букву.

доказывая. Один человек

объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию

Самопроверка


4

Выявление

словарных слов

Осознание каждым

обучающимся

степени овладения способом проверки

орфограммы

Слова "лестница".

"праздник", "чувство"

Пять слов с листов

групповой работы

и одно новое слово

Хоровое чтение

Диктовка,

самопроверка.

самооценка

г

и

Помещает слова

на доску

Диктует слова

Читают хором с листов

групповой работы

Производят предварительную

оценку работы. Записывают

слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирую щую оценку

Подведение итогов

2

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

План на доске.

составленный

в начале урока

Рефлексия,

контроль

ф

Задает вопросы

о задачах урока.

Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки

Проговаривают по плану новые

знания, высказывают свои

впечатления от урока, делают предположения

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):

обучающиеся работали активно, все были включены в работу

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть):

репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижения целей урока:

урок достиг поставленных целей        

Приложение 2

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных

целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на...

Формулирует задание...

Напоминает обучающимся, как...

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным

материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения...

Контролирует выполнение работы. Осуществляет:

•        индивидуальный контроль;

•        выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

• комментарий к домашнему заданию;

• задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

• взаимопроверку;

• коллективную проверку;

• проверку выполнения упражнения;

• беседу по уточнению и конкретизации первичных знании,

• оценочные высказывания обучающихся;

• обсуждение способов решения;

•  поисковую работу обучающихся (постановка

цели и план действий);

• самостоятельную работу с учебником;

• беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о...

Наводящими вопросами помогает выявить

причинно-следственные связи в...

Обеспечивает положительную реакцию детей

на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова и т. д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют...

Обосновывают выбор написания...

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают,

комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают

его друг другу вслух.

Озвучивают понятие...

Выявляют закономерность...

Анализируют...

Определяют причины...

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают... Читают текст. Читают план описания...


Подчеркивают характеристики...

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют...

Слушают доклад, делятся впечатлениями о...

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

• самооценку;

• самопроверку;

• взаимопроверку;

• предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

Называют основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...