Программа к курсу "Юный исследователь"
рабочая программа по теме
Программа курса "Юный исследователь", пояснительная записка, ....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dos.3.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №8»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании методического Заместитель директора по Директор МОУ СОШ №8
Объединения учителей______ УВР
Протокол №
от «___» сентября 20__ года от «___» сентября 20__ года от «___» сентября 20__ года
Руководитель методического
Объединения:_____________
Рабочая программа
к курсу «Юный исследователь »
(внеурочная деятельность)
для 3 а, 3 б, 3 в класса
1 час в неделю (всего 34 часов)
Составитель: учитель начальных классов
Ильина Наталья Васильевна
МОУ СОШ №8
2010– 2011 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Юный исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.)
Цель программы
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы
- Развитие познавательных потребностей младших школьников.
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста
умений и навыков исследовательского поиска.
■ Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе. Кроме того, она может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся к концу 4 классу должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Первый класс
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. Общий объем занятий (проводимых во второй половине школьного дня) по программе первого класса в школе составляет 33 часа. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
Основные особенности программы первого класса
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделяется (и это отмечено в таблице) специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.
Распределение часов
№ | Вид учебной работы | Всего часов | Сроки проведения |
Тренинг | |||
1 | Общая трудоемкость | 17 | В течение 1и 2 четвертей учебного года |
2 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | 17 | Еженедельно |
3 | Индивидуальная работа | ||
4 | Самостоятельная работа | ||
Исследовательская практика | |||
5 | Общая трудоемкость | 9 | В течение учебного года, начиная с 3 четверти |
6 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | 9 | |
7 | Индивидуальная работа | ||
8 | Самостоятельная работа | ||
Мониторинг | |||
9 | Общая трудоемкость | 7 | В течение 4 четверти учебного года |
10 | Занятия со всей группой (классом) учащихся (мини-конференции) | 5 | |
11 | Индивидуальная работа | ||
12 | Участие в процедурах защиты исследовательских работ учащихся вторых-четвертых классов | 2 |
Содержание занятий во втором классе
Подпрограмма «Тренинг»
Общий объем тренинговых занятий – 17 часов.
Тема «Что такое исследование»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. П.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность»
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема «Что такое эксперимент»
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема «Знакомство с логикой»
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания.
Тема «Как задавать вопросы»
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».
Тема «Как делать схемы»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. П. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
Тема «Как работать с книгой»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. П. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Общий объем занятий — 9 часов.
Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.
Тема «Экспресс-исследование»
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По тогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Тема «Коллекционирование»
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.
Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Тема «Сообщения о своих коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Подпрограмма «Мониторинг»
Общий объем часов — 7. Из них 4 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс – исследований; 4 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 4 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс – исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс – исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Содержание занятия | Кол-во часов |
I четверть (9ч) | |||
Тренинговые занятия – 17 ч | |||
1 | Знакомство с новым предметом. Сообщение о том, чему будем учиться на данных занятиях. Дидактические игры. | 1 | |
2-3 | Что такое исследование. | 2 | |
4-5 | Наблюдение и наблюдательность. | 2 | |
6-7 | Что такое эксперимент. | 2 | |
8-9 | Знакомство с логикой. | 2 | |
II четверть (7ч) | |||
10-11 | Как задавать вопросы. | 2 | |
12-13 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 2 | |
14-15 | Как делать схемы. | 2 | |
16 | Как работать с книгой. | 1 | |
III четверть (9ч) | |||
17 | Как сделать сообщение о результатах исследования. | 1 | |
Исследовательская практика – 9 ч | |||
18-19 | Тренировочные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. | 2 | |
20 | Экспресс - исследование. | 1 | |
21 | Экскурсия – исследование. | 1 | |
22 | Коллективная игра – исследование. | 1 | |
23 | Коллекционирование. | 1 | |
24-25 | Экскурсия в музей. Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». | 1 1 | |
IV четверть (8ч) | |||
26 | Сообщения о своих коллекциях. | 1 | |
Мониторинг – 7ч | |||
27-28 | Мини – конференция по итогам экспресс – исследований. | 2 | |
31-32 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов. | 2 | |
33. | Круглый стол «Чему мы научились» | 1 | |
34. | Круглый стол «Чему мы научились» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка разработана для младших школьников. Результаты и достижения юных исследователей превзошли ожидания.Исследовательские работы детей защищались на школьном, районном и областном ур...
Программа кружка "Юные исследователи"
Основная задачакружка - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских...
Рабочая программа кружок "Я исследователь"
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ...
Программа кружка "Юный исследователь"
Представлена программа кружка "Юный исследователь"...