Рабочая программа кружок "Я исследователь"
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь» для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010.
Общая характеристика программы
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе. Кроме того, она может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования. Объём курса 33ч из расчета 1 ч в неделю.
Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
1. Развитие познавательных потребностей младших школьников.
2. Развитие познавательных способностей младших школьников.
3. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований
4. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
5. Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Основные разделы программы
Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трех относительно самостоятельных подпрограмм:
■ самостоятельная исследовательская практика;
■ тренинг исследовательских способностей;
■ мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в ее рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Тренинг исследовательских способностей
В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.
К ним мы относим знания, умения и навыки:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Peбёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Содержание предмета
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного материала | Плановые сроки прохождения |
1. | Тренинг исследовательских способностей | 16ч | I полугодие |
2. | Самостоятельная исследовательская практика | 14 ч | III четверть |
3. | Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | 5ч | IVчетверть |
Тренинг исследовательских способностей
Развитие умений видеть проблемы
Задачи: « Посмотрите на мир чужими глазами», « Составьте рассказ от имени другого персонажа», « Сколько значений у предмета», « Назовите как можно больше признаков предмета», «Тема одна- сюжетов много».
Экскурсии: « Почему светит солнце?», « Почему попугаи и вороны могут разговаривать?» «Почему птицы, когда собираются в стаи, так сильно шумят?»
Задания: исследовать и нарисовать: осенние листья, семена каштанов, деревья, яблоки.
(форма, цвет, где растут, почему меняют цвет, и опадают с деревьев)
Развитие умений выдвигать гипотезы
Задачи: « Найди возможную причину события», «При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
Развитие умений задавать вопросы
« Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили?», « Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы домашних животных»
Развитие умений давать определения понятиям
Загадки, игра « Трудные слова»
Развитие умений классифицировать
«Продолжи ряд», «Набор картинок», задачи на классификацию с явными ошибками.
Развитие умений и навыков работы с парадоксами
«Почему металлические корабли не тонут, а ножи вилки и гвозди тонут?»
Развитие умения наблюдать
«Парные картинки, содержащие различия»
Экскурсия-наблюдение за воробьями ( Все ли они одинакового размера? Все ли они имеют одинаковую окраску? Все ли они имеют одинаковое оперение? Все ли одинаково поют? Все ли они миролюбивые или есть среди них драчливые? Все ли они любят, есть одно и то же?
Развитие умений и навыков экспериментирования
Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами: « Как вода исчезнет?» « Определяем плавучесть предметов». Эксперименты с домашними животными ( например: любят ли они петь, как относятся к громким звукам)
Развитие умений высказывать и оценивать суждения
Работа с матрицей для оценки идей.
Задачи: «Проверь правильность утверждений», «Проверьте правильность ответа?»
Учимся делать умозаключения и выводы
Индуктивные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.
Развитие умений создавать метафоры
Ответы на шутливые вопросы. «Объясните значение выражения». Задачи на развитие мышления. Задачи на основе приёмов творческого воображения. Пиктограмма или графический образ мысли.
Самостоятельная исследовательская практика
Этапность детских учебных исследований
Выделение и постановка проблемы(выбор темы исследования)
Выработка гипотез
Поиск и предложение возможных вариантов решения
Сбор материала
Обобщение полученных данных
Подготовка материалов исследования к защите ( сообщение, доклад, макет и др,)
Защита
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Защита итогов исследования и проектирования
Участие в районной конференции « Юный исследователь»
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество | Дата проведения |
Тренинг исследовательских способностей 16 часов |
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | 08.09 |
2-3 | Что можно исследовать? (тренировочные занятия) | 2 | 15,22.09 |
4 | Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. | 1 | 29.09 |
5 | Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей) | 1 | 06.10 |
6 | Коллективное занятие «Жилой дом» | 1 | 13.10 |
7 | Игра «Историческое моделирование» | 1 | 20.10 |
8 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. | 1 | 27.10 |
9 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | 10.11 |
10 | Экскурсия-наблюдение за воробьями. | 1 | 17.11 |
11 | Развитие умения видеть проблемы. | 1 | 24.11 |
12 | Развитие умения выдвигать гипотезы. | 1 | 01.12 |
13 | Развитие умений задавать вопросы. | 1 | 08.12 |
14-15 | Развитие умений давать определение понятиям. | 2 | 15,22.12 |
16 | Развитие умений классифицировать. | 1 | 12.01 |
Самостоятельная исследовательская практика 14 часов |
17 | Задачи на классификацию с явными ошибками. | 1 | 19.01 |
18 | Развитие умений и навыков работы с парадоксами. | 1 | 26.01 |
19 | Развитие умений наблюдать | 1 | 02.02 |
20 | Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. | 1 | 09.02 |
21 | Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» | 1 | 23.02 |
22 | Эксперименты с домашними животными. | 1 | 01.03 |
23 | Как оценивать идеи. | 1 | 08.03 |
24 | Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения. | 1 | 15.03 |
25 | Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. | 1 | 22.03 |
26 | Развитие умения создавать метафоры. | 1 | 05.04 |
27 | Развитие умений создавать тексты. | 1 | 12.04 |
28 | Методика работы с текстом. | 1 | 19.04 |
29 | Учимся выделять главную идею. | 1 | 26.04 |
30 | Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему». | 1 | 03.05 |
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 5 часа |
31-35 | Защита проектов. | 5 | 12,17,24.05 |
Литература
1. А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература, 2010г
2. М.К.Господникова, Н.Б.Полянина, Е И Самохвалова. Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе.Волгоград.2009г
3. Автор-составитель С. Г. Щербакова и др . Волгоград: Учитель, 2008.
Организация проектной деятельности в школе: система работы.
4. Автор-составитель В.Ф. Феоктистова Волгоград: Учитель, 2009
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты.
Н.В.Бабкина
5. Москва: издательство «Аркти» 2002г. Познавательная деятельность младших школьников
6. Н. А. Семенова // Начальная школа. - 2006, №2 Исследовательская деятельность учащихся
7. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Волгоград:Учитель, 2010 Исследовательская деятельность младших школьников
8. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...