РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
рабочая программа (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основании внеурочной программы « Я исследователь» общеинтеллектуатьного направления автор Cавенков А.И. , издательство « Дом.Федоров 2011г. »
Федеральный компонент Госстандарта образования направлен на развитие у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности, творческой инициативы, самовыражения. Практической реализации этих качеств поможет работа кружка «Я - исследователь».
Выбор направления программы кружка – проведение учебных исследований с младшими школьниками, так как на уроке у учителя всегда не хватает времени на поисково-исследовательскую деятельность, развитие воображения, креативности мышления. В результате у учащихся младших классов, по природе своей очень любознательных, не удовлетворяются интересы к исследовательской деятельности.
Предлагаемая программа позволит учащимся самим находить ответы на многие «почему?» и «как?», используя различные методы исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт и т.д.
Цель работы кружка:
реализация интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем развития его исследовательских способностей.
Задачи программы:
- Развитие познавательных потребностей школьников;
- Развитие творческих способностей школьников;
- Обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования;
- Формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
- Формирование у школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.Количество детей от 15 до 25 детей. Срок реализации 4 года
Год обучения | Количество часов в год | Количество часов |
1-й | 1ч | 33 |
2-й | 1ч | 35 |
3-й | 1ч | 35 |
4-й | 1ч | 35 |
Основные принципы построения программы
Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами:
- Посильности
- Наглядности
- Доступности
- От простого к сложному
- От известного к неизвестному
- Воспитывающего обучения
- Сознательности и активности
- Учёта возрастных особенностей детей
- Учёта интересов современного школьника
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучающихся. Основной принцип программы: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому на каждом занятии используется ИКТ. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому занятие состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и рубрика «это интересно» и многое другое.
Содержание программы кружка «Я - исследователь»
2-4 классы 102 часа
В программе выделены четыре блока: предметы и методы исследования, мир и человек, историко-краеведческий раздел, экономика. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже.
Раздел 1.Обучение начинающих (11 ч)
Кто и что может быть предметом исследования. Общее знакомство с методами исследования. Методы информационного поиска. Методы наблюдения и опыта. Методы опроса, анкетирования.
Раздел 2.Мир и человек (55 ч)
Вода на земле. Почему бывают туманы. Откуда пришли названия растений.
Откуда пришли названия животных. Кто и что есть на суше и на земле. Как животные предсказывают погоду. Как растения предсказывают погоду. Почему опадают листья. Почему надо следить за своим здоровьем. Интересное в нашем мире.
Раздел 3.Историко-краеведческий раздел (25 ч)
Старинные названия профессий. Старинные музыкальные инструменты. Из истории фамилий. Старинные русские праздники. Старинные русские игрушки. Старинный русский костюм. Откуда пошли названия городов. О чем говорит герб России. О чем говорит герб моего города. Памятники архитектуры. Русские художники, композиторы. Художники и композиторы моего края.
Раздел 4.Человек и экономика (11ч)
Что такое экономика. Зачем нужны деньги. Что такое бюджет. Ярмарка. Банк и валюта. Продукция и производители. График. Конкуренция. Импорт и экспорт. Что такое аукцион. Реклама. Откуда в магазине товары. Дарение и долг.
Содержание программы способствует:
- овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
- саморазвитию и самовыражению;
- осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
- востребованию творческого потенциала учащихся;
- получению преобразованию школьниками новой информации, развитию умения сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из других источников.
Содержание программы кружка
2 класс 34 часа
Обучение начинающих-4 часа
Мир и человек- 21 час
Историко-краеведческий раздел- 6 часов
Человек и экономика- 3 часа
Календарно- тематическое планирование кружка «Я - исследователь»
2 класс 34 часа
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
1.Обучение начинающих- -4 часа | |||
1. | Кто и что может быть предметом исследования. | 1 | |
2. | Общее знакомство с методами исследования. | 1 | |
3. | Методы информационного поиска. | 1 | |
4. | Методы наблюдения и опыта. | 1 | |
2. Мир и человек – 21 час | |||
5 | Вода и человек. | 1 | |
6 | Как появляются реки, моря, океаны. | 1 | |
7 | Материки. | 1 | |
8 | Как образуются водопады | 1 | |
9 | Почему бывают туманы | 1 | |
10 | Почему вода в море соленая | 1 | |
11 | Может ли вода течь в гору | 1 | |
12-13 | Откуда пришли названия растений. | 2 | |
14 | Изготовление альбома. | 1 | |
15 | Почему опадают листья | 1 | |
16 | Бактерии. | 1 | |
17 | Грибы. Плесень | 1 | |
18-19 | Интересное из жизни растений | 2 | |
20 | Откуда пришли названия животных | 1 | |
21 | Из жизни насекомых | 1 | |
22-23 | Из жизни морских животных | 2 | |
24 | Как животные предсказывают погоду | 1 | |
25 | Настроение человека. Зависит ли настроение от цвета | 1 | |
3. Историко-краеведческий раздел- 6 часов | |||
26 | Старинные названия профессий | 1 | |
27 | Из истории фамилий | 1 | |
28 | О чем говорит герб России | 1 | |
29-31 | Музеи России | 3 | |
4. Человек и экономика-3часа | |||
32 | Что такое экономика | 1 | |
33 | Деньги. Из истории денег. Нумизматика | 1 | |
34 | Откуда в магазине товары | 1 |
В результате обучения по данной программе ученики получат возможность научиться:
- работать с разными источниками информации;
- пользоваться изученной терминологией;
- ориентироваться в окружающем пространстве;
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
- сравнивать, анализировать полученную информацию;
- рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
- раскрывать общие закономерности;
- создавать под руководством учителя исследовательские работы,
- разгадывать и самостоятельно составлять простейшие ребусы, кроссворды;
- работать в группе, в паре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рабочая программа кружка "Я-исследователь"
Рабочая программа кружка дополнительного образования создана на основе программы и разработок А.И.Савенкова для учащихся начальной школы.Цель;научить детей основам исследовательской деятельности....
Рабочая программа кружка "Я-исследователь" 1 класс
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить це...
Рабочая программа кружка "Я - исследователь"
Программа кружка составлена на основе авторской программы Р. Г. Чураковой внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края....
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" 4 класс
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" 4 класс разработана в свете ФГОС....
Рабочая программа кружка «Я исследователь»
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...
Рабочая программа кружка "Я - исследователь"
Рабочая программа кружка "Я - исследователь"...