Урок №20 ОСЭ "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Конспект урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы светской этики»
Урок 20.
Золотое правило нравственности.
Конспект урока в 5 классе.
Панкова Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5»
города Алексина Тульской области
2012г.
Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах, обучение практическому применению золотого правила нравственности в жизни.
Задачи:
- развивать умение делать правильный выбор и обосновывать свои поступки;
- формировать доброту, милосердие в отношении к окружающим людям;
- учить прогнозированию последствий своих поступков;
- развивать готовность к социальному взаимодействию.
Оборудование урока:
- учебное пособие
- мультимедиа
- раздаточный материал
Основные понятия урока:
Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, золотое правило нравственности, взаимопонимание, дружба.
Предварительная подготовка:
- подбор текстового материала
- создание презентации
- подготовка раздаточного материала для групповой работы
План урока:
1.Организационный момент – 2 минуты.
2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: прочтение сказки – 5 минут.
3. Беседа по содержанию сказки – 10 минут.
4. Постижение основных понятий и идей урока - 15 минут.
5. Применение на практике приемов нравственного поведения – 5 минут.
6. Итоги и рефлексия – 2 минуты.
7. Домашнее задание – 1 минута.
1. Организационный момент.
Ребята, тема нашего урока «Золотое правило нравственности». Давайте вспомним, какие значения имеет прилагательное «золотой» в русском языке (презентация, слайд №2).
Прилагательное «золотой» имеет в русском языке прямое значение в соответствии с материалом, из которого сделаны кольцо, медаль, сережки и переносное значение в словосочетаниях: золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Как вы объясните значение этих словосочетаний.
Сегодня мы знакомимся с золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему правило нравственности названо золотым?
2. Создание проблемной ситуации, чтение сказки.
Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию к притче английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц» (презентация, слайд №3).
Учитель зачитывает сказку (презентация, слайд №4):
«На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.
Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.
Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.
- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.
- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.
И вдруг попросил:
- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.
- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.
- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.
Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»
3. Беседа по содержанию сказки.
- Вопрос: «Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
Вы правы, она совершила добрый поступок.
- Задание: Выберите карточки со словами, которыми можно определить добро.
На доске учитель и дети собирают солнце: в центре слово добро.
Дети добавляют слова: взаимопонимание, помощь, дружелюбие, забота, благодарность, понимание, уважение (презентация, слайд №5).
- Вопрос: Почему люди ценят добро?
Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.
Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков (презентация, слайд №6).
- Постижение основных понятий и идей урока.
Детям раздаются карточки с текстом (презентация, слайд №7).
Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».
Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»
Текст №3 «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Ответим на вопрос «Чему учат эти высказывания и что их объединяет?» Давайте сделаем вывод о золотом правиле нравственности.
Давайте прочитаем золотое правило нравственности, которое вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. Оно является главным правилом доброго человека.
- Применение на практике приемов нравственного поведения.
- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?
- А что нужно еще?
Вы правы, нужно следовать трем основным правилам (презентация, слайд №9):
Первое: делай добрые дела.
Второе: накапливай опыт добрых дел.
Третье: говори добрые слова и улыбайся
Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.
Для построения добрых отношений в школе, семье и обществе запомни несколько советов (презентация, слайд №10). Какие из этих правил доброго отношения вы будете использовать в жизни (рассказы детей).
- Итог урока, рефлексия.
Давайте проверим, как мы поняли золотое правило нравственности. Выберите, какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности (презентация, слайд №11).
- Домашнее задание.
- читать параграф 20;
- узнайте, как члены вашей семьи выполняют золотое правило нравственности (презентация, слайд №12).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."
Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...
Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Золотое правило нравственности"...
Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности".
Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности"....
Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Урок ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур"). УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Под редакцией Т. Д. Шапошниковой. Технологич...