Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур"). УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Под редакцией Т. Д. Шапошниковой. Технологическая карта урока по теме "Золотое правило нравственности" (4 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОРКСЭ (основы мировых религиозных культур) 4 класс
УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Под редакцией Т. Д. Шапошниковой
Учитель высшей категории Кудрявцева Л.Г.
ГБОУ средняя школа 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Тема: «Золотое правило нравственности»
Цель урока: формировать осознанное отношение к ценности нравственности и духовности человеческой жизни.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений об этике; учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.
Личностные: оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого; объяснять и обосновывать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения («золотое правило нравственности»); опираясь на это правило, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях; чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую - составлять кластеры.
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему); совместно с учителем составлять план решения задачи; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором»; отделять новое от известного; выделять главное;
договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Опорные понятия: «нравственность», «этика», «мораль», «золотое правило нравственности».
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал, аудиозапись.
Ход урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель этапа |
I. Организационный момент. | А знаешь, есть в мире хорошие люди: Есть люди– улыбки и люди– сердца. А значит, наверное, всё ещё будет Нам надо лишь жить от души, до конца. Я не случайно начала урок, с этого четверостишия, что вам захотелось сделать, прослушав его. (Улыбнуться друг другу, быть хорошими людьми, жить любовью к людям) Наши улыбки согревают души людей, которые рядом, как солнечные лучи греют землю.
| Улыбаются друг другу, учителю. | Цель: обеспечить комфортную психологическую обстановку для работы на уроке. |
II. Актуализация знаний. | Работать сегодня мы будем по группам. Давайте сначала вспомним правила работы в группах. | Правила работы в группе.
| Цель: включить учащихся в активную интеллектуальную деятельность, создать образовательную напряжённость |
- Я знаю, что вы любите разгадывать кроссворды. Предлагаю начать урок с разминки для ума. | Разгадывают кроссворд. 1.Череда перерождений, через которую проходят все живые существа в буддизме – сансара. 2. Каменные плиты, на которых были начертаны 10 заповедей – скрижали. 3. Каким именем называют Бога мусульмане? – Аллах. 4. Союз между Богом и еврейским народом – Завет. 5. Главный праздник православных христиан – Пасха. 6. Основные поучения буддизма в собрании священных текстов – Трипитака. 7. Государство, где проживает Папа Римский, глава католической церкви – Ватикан. 8. Как называют Христа верующие Христиане? – Спаситель. 9. Ежедневная молитва мусульман – намаз. 10. Изображения святых у православных христиан – икона. 11. Священная книга мусульман – Коран. 12. Человек, посвятивший свою жизнь распространению Слова Божия в протестантизме – миссионер. 13. Священная книга иудаизма – Тора. 14. Государство, главными символами которого являются Меген-Давид и менора – Израиль. | ||
III. Мотивация. | Разгадав кроссворд, узнали ключевое слово. Какое слово получилось? - Что означает слово «нравственность»? -Когда мы уже встречали данное слово? На каком уроке? - Если мы не знаем, где можно узнать значение слова? - Прочитаем значение слова «нравственность» в словаре в учебнике на стр.183 - Значит, нравственность – это что? СЛАЙД. - А что такое «правило»? - Какие бывают правила?
А какие правила поведения человека в обществе вы можете назвать? Приведите примеры. - Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека. -Но ответьте, почему остался еще одна табличка? (Есть еще одно правило нравственного поведения, которое не назвали). - Обратите внимание, чем отличается она от остальных? (по цвету, по размеру) Поговорить о слове «золотой» (прямое и переносное значение). - Золотые руки – золотое сердце. Золотая цепь, золотая брошь. | Нравственность. - Точно сказать не можем. -Встречали на уроке литературного чтения, когда изучали творчество Г.Х.Андерсена. - Можно посмотреть в словаре. Читают значение слова в учебнике. - Нравственность – это правила. Алгоритм действий, которые нужно сделать (совершить), чтобы что-то сделать правильно. - Это условия или требования, которые должны соблюдать все участники действия. - Правила игры, правописания, школы, речи, поведения, правила по русскому языку, по математике. 1. Старайся делать добро. 2. Бойся обидеть человека. 3.Люби и прощай людей. 4.Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям. 5.Лучше отдай свое, чем отдай чужое. 6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи. 7.Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным. 8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей. 9. Будь тактичным : не смейся над недостатками и поведением других людей. 10. Будь милосердным к людям. | Цель: создать проблемную ситуацию, наметить пути решения проблемы. |
IV. Целеполагание. | - Что значит «золотое правило»? - В каком смысле – прямом или переносном употребляется слово? Докажите.
Вспомните 3 понятия, которые мы разбирали сейчас и сформулируйте тему и цель урока. | Это правило самое верное, истинное, главное, ценное. Понятия «правило», «нравственность», «золотой». - Тема урока: «Золотое правило нравственности». Цель – узнать правило, понять его смысл, применять его в жизни. | Цель: формулировать учащимися целей урока по схеме: узнать-понять-применять. |
V. Первичное восприятие текста. | Заранее подготовленный ученик читает притчу «Мальчик и зеркало» . Мальчик, выросший в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу. Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» – Я. – А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же». - Как вы прокомментируете слова матери в этой басне? - Дайте оценку поведения мальчика. В этой притче заключено «золотое правило нравственности». - Как бы вы его сформулировали? - С какими мировыми религиозными культурами связаны слова-понятия в кроссворде, который мы разгадывали в начале урока? - Правила нравственности, т.е. правила, которыми руководствуются люди в своём поведении и отношениях с другими людьми в этих мировых религиозных культурах, разные или одинаковые? Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Сейчас вы прослушаете высказывания мудрых людей разных религий и разных времен и скажИте, что объединяет все эти высказывания, какая общая мысль? Заранее подготовленные ученики читают наизусть высказывания мудрых людей. -Какой сделаем вывод? (в этих всех высказываниях заключена общая мысль) Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это и есть «золотое правило» нравственности. СЛАЙД. Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым». (Это правило самое главное, так как оно общее для людей разных религий и культур). СЛАЙД. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности. Где человек учится понимать, что является злом в мире, а что добром? | ( В жизни каждому нужно быть дружелюбным. Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей. А зло обернётся к тебе тоже.). Варианты ответов детей: -как ты относишься к людям, так и люди относятся к тебе; -старайся относиться к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. - Иудаизм, христианство, ислам, буддизм. - Разные. - Нет, одинаковые. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. . Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». « В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
«Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание о суть иудаизма так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» - Все вероучения говорят о том, как человек может стать лучше, счастливее, благополучнее. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». В семье, в школе, в различных детских объединениях. | Цель: совершенствовать умение целостно понимать текст |
VI. Физминутка. | Цель: эмоциональное и физическое расслабление, снятие усталости. | ||
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Продолжим урок. Давайте еще раз вернемся к цели нашего урока. Мы узнали правило. Теперь нам надо понять его смысл и уметь применять его в жизни. Сейчас будем работать в группах. - Группы работают с разными частями текстами (смотри Приложение). | Вспоминают цель урока. (Цель – узнать правило, понять его смысл, применять его в жизни) | Цель: выявление необходимой информации, ее фиксация. Выявление взаимосвязей между объектами. Оформление информационного продукта. Планирование и подготовка выступления. |
1 группа. Работа с понятиями. Задача: найти в словаре и объяснить значение выражения «этика», «светская этика», «мораль». . | Знакомят одноклассников с понятиями «этика», «мораль», «светская этика». Этика – часть философии, которая изучает нравственность и мораль. Светская этика – правила поведения и поступки людей в обычной жизни. Мораль- это правила, нормы, которые определяют, какое поведение человека является правильным, а какое неправильным в конкретном обществе и в определенное время. | ||
А как же формулируется золотое правило нравственности в разных религиях? 2 группа. «Тезис» Задача: изложить содержание текста в виде тезисов (как звучит золотое правило нравственности в разных религиозных культурах)- стр.169-171, стр.71
| Христианство. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» Ислам. «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете» Буддизм. «Чего не хочешь для себя – не делай другим». Иудаизм (уч. стр. 71). «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». | ||
А какие же ценности людей лежат в основе данного правила? 3 группа «Главные ценности людей». Стр.168 1. Назовите главные ценности людей. 2. С чего начинается путь человека к самосовершенствованию? 3. Как вы понимаете выражение «Не позволяй душе лениться!" | 1. Доброта, любовь, уважение, ответственность. 2. С вопроса «Правильно ли я поступаю? Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!» . Надо давать возможность своей душе постоянно «трудиться»- самосовершенствоваться | ||
Давайте подробнее остановимся на слове «самосовершенствование». Что же оно означает и благодаря чему происходит самосовершенствование человека? 4 группа «Схема» Задача: составить схему, ответив на вопросы. Что такое самосовершенствование? Благодаря чему происходит самосовершенствование человека в течение жизни? Стр.169 | Самосовершенствование -чтение книг -общение добрых людей -совершение нравственных поступков -изучение (познание ) нового. | ||
VIII. Применение. | - Теперь вы знаете, как звучит и что означает золотое правило нравственности. А умеем ли мы его применять в жизни? 1.Работа по группам. ПОСЛОВИЦЫ (отметить, какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности) - Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности? СЛАЙД (при проверке). | 1.Чего в другом не любишь, того и сам не делай. 2. Худа та мышь, которая одну лазейку найдет. 5. Не рой яму другому – сам в нее попадешь. 6. Не плюй в колодец – самому придется водицы напиться. 7. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. 8. Как аукнется, так и откликнется | Цель: формировать умение применять полученные знания на практике. |
2. Приведите примеры нравственного или безнравственного поведения героев из литературы. | Дети приводят примеры. | ||
3. Распределить на две колонки данные выражения: связанные с правилом; не связанные с правилом.
давать списывать | Аргументируют, почему не выбрали некоторые выражения. | ||
IX. Рефлексия. | - В жизни можно найти множество примеров того, как жить по нравственным законам. И это не только герои, о которых пишут книги и снимают фильмы. Это простые люди, которые живут рядом с вами в одном доме, на одной улице, учатся в одной школе, занимаются в одном кружке, стоят в одной очереди в магазине… - Почему важно знать и соблюдать золотое правило нравственности? -Назовите слова-глаголы, характеризующие золотое правило нравственности. СЛАЙД. - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Как вы думаете, мы ее достигли? - Правила нравственности, т.е. правила, которыми руководствуются люди в своём поведении и отношениях с другими людьми в этих мировых религиозных культурах, разные или одинаковые? На уроках литературного чтения мы с вами часто составляем синквейны: даем характеристику героям, их поступкам, высказываем основную мысль художественного произведения. И сегодня в завершение урока хочу вам предложить составить синквейн. Через такую творческую форму работы вы сможете рассказать, как вы понимаете золотое правило нравственности, в чем заключается его основная мысль. СЛАЙД (порядок составления синквейна). | Это правило человеческих отношений, построенных на взаимности, уважении, добре. - Любить, улыбаться, не осуждать, молиться, понимать, дарить. Цель – узнать правило, понять его смысл, применять его в жизни - Разные религиозные культуры учат одним и тем же правилам поведения в жизни: не жадничать, помогать слабым, быть добрым, уважительно ко всем относиться Учащиеся составляют и зачитывают синквейны на тему «Золотое правило нравственности». (по группам). Учащиеся составляют синквейны под музыку (сайт https://flora.at.ua/ музыка №1 loneliness) | Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
X. Информация о домашнем задании. | Через некоторое время у нас с вами состоится классный час, на котором мы с вами продолжим тему «Золотое правило нравственности». Предлагаю дома всем посмотреть художественный фильм «Чучело» по одноименной повести В. Железникова или прочитать повесть. О проблемах, поднятых в этом фильме и произведении, мы с вами и поговорим на классном часе. Золотое правило нравственности – основное правило нашей жизни. Я вам предлагаю проанализировать жизнь вашей семьи и написать, как в вашей семье реализуется данное правило. Домашнее задание: 1).По желанию - самостоятельно составить синквейн на тему «Золотое правило нравственности». 2). Написать сочинение на тему «Как золотое правило нравственности соблюдается в моей семье». По итогам написания сочинений будет составлен сборник « Золотое правило нравственности: история 4 Д». И закончить наш урок я хочу следующими словами: «Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло». | Цель: сообщить о домашнем задании, разъяснить методики его выполнения, мотивировать на качественное выполнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-99614-1356010216.jpg)
Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."
Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....
Технологическая карта урока "Золотое правило нравственности"
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль ОСЭ)....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/22/picture-501304-1574455939.jpg)
Открытый урок "Золотое правило нравственности" (4 класс)
На этом уроке учащиеся узнают, какое правило называют "золотым правилом нравственности"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/03/picture-543758-1417616318.jpg)
Разработка урока "Золотое правило нравственности" ОРКСЭ
Разработка урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ». «Золотое правило нравственности »...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365253-1386771127.jpg)
Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности"
конкурсная работа, представленная в номинации "Лучшая методическая разработка по предмету ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-577424-1448807561.jpg)
Урок "Золотое правило нравственности"
Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Мировые религиозные культуры"...