Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Бобкова Ольга Алексеевна

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Золотое правило нравственности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 4 классе    Модуль: «Основы светской этики»

Тема : «Золотое правило нравственности»

Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений,  воспитание уважительного отношения  к людям.

Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

Развивающий аспект: создать условия для формирования навыков  работы в группе; формировать навыки  работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас;

Воспитательный аспект:  воспитывать толерантность, любовь к ближнему.

Задачи:

-личностные:

-развивать этические чувства как результата морального поведения;

-знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;

-учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

- научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;

-воспитывать желание делать выбор в пользу добра;

-следовать за добрыми влечениями сердца и совести;

-метапредметные:

-формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;

-учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;

-предметные:

-знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-  составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях.

-способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.

Оборудование:

-презентация;

-видеоролики (фрагменты из мультфильма «Крошка Енот», «Донор» );

-аудиозапись к стихотворению ;

-аудиозапись песни «Спешите делать добрые дела»;

-конверты с заданиями;

-иллюстрации;

-рассказ  В.Осеевой «Три товарища»; рассказ «Сладость сердца»;

-Этические словари;

-наглядный материал (дерево Этики, плоды , шапки Мудрецов)

Основные понятия урока:

Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.

Формы и методы изложения нового учебного материала:

  1. Подводящий диалог.
  2. Решение проблемных вопросов.
  3. Работа в группах по выведению золотого правила этики:
  • работа  с текстовым материалом.
  • работа с иллюстративным материалом, дискуссия;
  • моделирование.
  1. Метод рефлексии.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся: выполнение индивидуальных заданий, метод разбора деловой корреспонденции, работа с тестом, моделирование.

Критерии определения уровня внимания и интереса обучащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя,  иллюстративный материал,  проблемная ситуация,  исследование, создание ситуации успеха.

Этап урока

УУД

Содержание урока

Примечание

1.Организа-

ционный момент.

2.Введение в тему урока через актуализа-

цию знаний.

(Опорные понятия)

Выявление восприятия. Мотивация

Личностные действия

Познавательные УД

А знаешь, есть в мире хорошие люди:

Есть люди– улыбки и люди– сердца.

А значит, наверное, всё ещё будет

Нам надо лишь жить с любовью к людям, до конца.        

Я не случайно начала урок, с этого четверостишия, что вам захотелось сделать, прослушав его. (Улыбнуться друг другу, быть хорошими людьми, жить любовью к людям)

Наши улыбки согревают души людей, которые рядом, как солнечные лучи греют землю.

     Урок сегодня не простой,        

     Для нас он будет золотой.

     Он многому научит вас.

     Так за работу! В добрый час!

-Какое красивое деревце стоит перед нами. У этого дерева есть название, которое связано с нашим предметом. Догадались?    (Дерево Этики)

-И плоды дерева Этики тоже волшебные - это названия нравственных правил поведения людей. О многих правилах поведения при общении с людьми мы уже говорили ранее на уроках.

- А что такое нравственность? Давайте вспомним это, обратившись к толковым словарям. (чтение терминов из нескольких словарей - по группам)

-Я предлагаю вам сорвать плод , назвав одно из нравственных правил . ( дети называют правила, а я срываю плод и отдаю)

Например:

1. Старайся делать добро.

2. Бойся обидеть человека.

3.Люби и прощай людей.

4.Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям.

5.Лучше отдай свое, чем отдай чужое.

6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи.

7.Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным.

8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей.

9. Будь тактичным : не смейся над недостатками и поведением других людей.

10. Будь милосердным к людям.

- Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека.

-Но ответьте, почему остался еще один «плод»?(Есть еще одно правило нравственного поведения, которое не назвали).

- Обратите внимание, чем отличается он от остальных?(по цвету, по размеру)

- Как будет звучать тема урока?

- Предположите, что значит «золотое» правило ?

- Подберите существительные к прилагательному золотой. Что может быть золотым? Какое прямое и переносное значение этого слова? (Прилагательное «золотой» имеет в русском языке прямое значение в соответствии с материалом, из которого сделаны кольцо, медаль, сережки и переносное значение в словосочетаниях: золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Как вы объясните значение этих словосочетаний.

Сегодня мы знакомимся с золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему правило нравственности названо золотым?)

Я держу в ладошках солнце,

Я дарю его друзьям

Улыбнитесь.

Просто улыбнитесь.

Лучик солнца

и кусочек сердца - это вам.

Макет дерева с плодами на магнитной доске.

Работа со словарями

Нравственность - это...

3.

Целеполагание.

Личностные действия-смыслообразо-вание, т.е установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

- Что вы хотели бы узнать по теме урока?

-1.Как звучит «золотое правило нравственности»?

-2.Почему это правило называют «_______» «золотым»?

- 3. Как надо применять его  в жизни ?

Конечно, на все вопросы мы постараемся ответить .

 Цели урока...

4. Исследовательская работа.

5. Коллективная работа по теме урока. Первичное закрепление.

6.

Итог

Рефлексия.

Познавательные УД

Коммуникатив-ные УД

Личностные УД

Личностные УД

Коммуникатив-ные УД-

Самооценка

Учитель читает притчу  «Мальчик и зеркало»

Мальчик, выросший  в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

– Я.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

- Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

( В жизни каждому нужно быть дружелюбным.Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.  И зло обернётся к тебе тоже.).

- Дайте оценку поведения мальчика.

- Как бы вы сформулировали  "золотое правило нравственности"

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. . Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом»..

« К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и  спросил:

 «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться   всю жизнь?»

Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

« В начале нашей эры из уст проповедовавшего  христианство  Иисуса Христа прозвучало:

«И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

 

 «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание  о суть иудаизма  так кратко,

чтобы мудрость их можно было усвоить,  одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай

никому того, чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе»

-Какой сделаем вывод?  (в этих всех высказываниях заключена общая мысль)


Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Это и есть «золотое правило» нравственности. Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым». (это правило самое главное, т.к  оно общее для людей разных религий и культур)

Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

1)  -Существует много пословиц и поговорок, которые близки по смыслу к золотому правилу нравственности. я предлагаю каждой группе собрать эти пословицы и вспомнить ещё.(работа в группах)

Не смейся над старцем, сам станешь старцем.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Сделав худо, не жди добра.

Каков привет, таков и ответ.

Каков сад, таковы и яблоки.

      Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

2) Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности, какой сделать выбор и как поступить в той или иной ситуации.

Рассмотрим  некоторые  из них. (работа в группах-  чтение притч и рассказов, обсуждение)

Группа №1

Прочитайте притчу. Объясните как вы её понимаете.

"Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Группа №2

Прочитайте притчу и ответьте на вопросы. О чём эта притча? Кто герой этой притчи?

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

Группа №3

Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.

Плохо.    

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам  не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

-Вот это и  плохо! - гневно ответила женщина.

Как ты думаешь, почему женщина пристыдила мальчиков?

А был ли у мальчиков выбор как   поступить?

Группа №4

Прочитайте притчу и ответьте на вопрос.

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:  

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

-Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика?

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик?

Группа №5

Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.

Капля воды.  В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

        А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

      На срубе стояло ведро с холодной водой.  Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись  к дереву.

      Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой ?

-Почему бабушка ничего им не сказала?

3) - А сейчас каждой группе предлагаю составить синквейн по основным  темам нашего предмета.        

Справка: Синквейн – стихотворная форма из 5 строк, которая требует соблюдения правил

  • Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычносуществительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), они даютописание признаков и свойстввыбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремяглаголами, описывающимихарактерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово,характеризующее суть предмета или объекта.

6. Итог урока.

            Чтение стихотворения

Не стой  в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно, в любую минуту, всегда

И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

На свете живешь ты не зря!

7. Рефлексия

Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не верши, чтоб и тебя

Не погубило зло.

Золотое правило нравственности

Мудрецы, философы, формулировки правил на доске

Будда

Конфуций

Иисус Христос

Гилель

Золотое правило нравственности является:

А) учением одного философа?

Б)мудростью одного  из народов мира?

В) общее для людей разных религий и культур.

В каких пословицах отражено «золотое правило нравственности»?

1. Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

2.Как аукнется, так и откликнется.

3. Не рой яму другому- сам в нее попадешь.

4. Чего сам не любишь, того другому не желай.

5.Человек живет век, а его дела –два.

Музыка для фона, пока дети читают задания.

Доброта

Бескорыстие

Мораль

Выбор

Уважение

Дружба

Любовь

Нравственность

Милосердие

Жизнь

Синквейн

Чтение с музыкальным сопровождением

Солнце с лучами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Открытый урок "Золотое правило нравственности" (4 класс)

На этом уроке учащиеся узнают, какое правило называют "золотым правилом нравственности"....

Разработка урока "Золотое правило нравственности" ОРКСЭ

Разработка урока  по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ».  «Золотое правило нравственности »...

Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности"

конкурсная работа, представленная в номинации "Лучшая методическая разработка по предмету ...

Урок "Золотое правило нравственности"

Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Мировые религиозные культуры"...

Урок «Золотое правило нравственности»

Урок  «Золотое правило нравственности»...