Экспериментальная площадка по теме «Формирование этнокультуры как нравственной основы личности учащихся»
методическая разработка по теме

Ильина Марина Геннадьевна

Программа и план работы экспериментальной площадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalnaya_ploshchadka.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа эксперимента по теме

«Формирование этнокультуры как нравственной основы личности учащихся»

Тема эксперимента

Формирование этнокультуры как нравственной основы личности учащихся

Актуальность исследования, противоречия

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать такого ребенка? – задача не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. Потому, чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. Стоит помнить, что младший школьный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Этнокультурный материал, аккумулирующий в себе огромный исторический, духовный и нравственный опыт, способствует процессу становления и воспитания личности на традициях культуры этноса, осмыслению ею своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве.


В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач, содержания духовно- нравственного воспитания получила широкое развитие. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А.Коменский, А.С.Макаренко И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и другие. В современной отечественной педагогике духовно - нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И.Болдырев, Э.П.Козлов, И.А.Липкина, Н.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яновская и др.).


Ученые среди основных функций духовно-нравственного воспитания называют:

включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений, передачу социального опыта новому поколению,

внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах, формирование ценностных ориентации (Р.Г.Амосова,

О.С.Богданова, Г.В.Вершинина, А.И.Каиров и др.). Особенности духовно - нравственного воспитания учащихся рассматриваются в работах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.С.Мухиной, Д.Б.Эльконина и др


Между целями и задачами духовно - нравственного воспитания и практическим их воплощением в современном обществе существует ряд противоречий.


Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось бы духовно - нравственное сознание подрастающего поколения. Технократические тенденции в человеческом сознании и мышлении ослабляют роль гуманитарных аспектов общественной жизни, что влечет за собой потерю значимости категории нравственности.


Очевидна необходимость преодоления противоречия современной общественной жизни, обусловленного тем, что школьники в силу специфики возраста ориентируются на нравственный идеал, достойный подражания, но потоки современной псевдокультуры искажают представления о духовной нравственности и формируют в сознании детей иллюзорные суррогатные приоритеты, что затрудняет выполнение педагогических задач.


Противоречивой оказывается ситуация и в самой педагогической науке. Советская педагогика, интернационализируя процесс духовно нравственного воспитания, недостаточно полно использовала в воспитательном процессе этнокультурные традиции, кризис невостребованности которых привел к упущениям в области формирования гражданского сознания и национального самосознания. Между тем, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности.

Объект эксперимента

процесс духовно - нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы

Предмет эксперимента:

этнокультурные традиции в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.

Цель эксперимента

создание условий для духовно-нравственного развития и достижения максимальной социальной адаптации детей через изучение исторического наследия предков

Гипотеза

духовно-нравственное развитие учащихся и их социальная адаптация дадут положительный результат, если обеспечить:

- проведение поисково-исследовательских работ по сбору местного фольклорного материала (игры, песни, сказки);

- изучение и практическое применение наследия предков;

- мониторинг интереса к исследовательской работе.

Задачи эксперимента:

Определить специфику духовно-нравственного воспитания младших школьников.


Изучить возможности и пути использования этнокультурных традиций в работе начальной школы по нравственному воспитанию учащихся.


Выявить педагогические условия, обеспечивающие нравственное воспитание школьников через их приобщение к этническим традициям.


Развивать учебно-исследовательскую, информационно-коммуникативную, социально-трудовую, эмоционально-ценностную компетенции учащихся через общение с жителями поселка, работу с местным этнокультурным материалом


Новизна эксперимента

Заключается в рассмотрении сущности и содержания духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе их приобщения к традициям и этнокультуре;


выявлении воспитательного потенциала народных традиций в формировании личности школьника в процессе привития ему духовно-нравственных представлений и норм;


определении и экспериментальном обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся через их деятельностное приобщение к этнокультурным традициям.

Методологической основой эксперимента

являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблему духовно-нравственного воспитания, современные этноисторические концепции развития культуры и образования, положения об этнической культуре и ее воспитательных возможностях, этнопедагогическая концепция воспитания и образования

Источниками эксперимента

являются фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, о формировании личности в контексте национальной культуры (Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, А.А.Леонтьев, Л.В.Неретина); научные, публицистические, архивные, полевые материалы по этнологии, этнопедагогике и фольклору.

Основные этапы эксперимента

- провести поисково-исследовательскую работу по сбору местного фольклорного материала;

- систематизировать и оформить полученный материал;

- разучить игры, песни, сказания предков;

- передать полученные знания другим детям;

- проводить мониторинг интереса учащихся к исследовательской работе.

Ожидаемый результат

- определение максимально эффективных путей и средств для духовно-нравственного развития учащихся          

- организация преемственности поколений по сохранению и передаче культурного наследия;  

- создание  условия для максимального раскрытия интересов и склонностей учащихся, развития потребности к самореализации творческого потенциала.

Сроки эксперимента

  2012-2013 учебный год

Научное руководство

Ильина М.Г .- учитель начальных классов

Возраст детей

10-11 лет

Экспериментальная база

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Вильская средняя общеобразовательная школа, 607040. Нижегородская область, город Выкса, рабочий поселок Виля, переулок Школьный, здание 4

Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение эксперимента

Закон Российской Федерации «Об образовании»; нормативные акты, регламентирующие инновационную деятельность образовательного учреждения  

На сегодняшний день можно констатировать, что в последнее десятилетие государство начало формировать нормативно-правовую базу в рамках вопросов патриотизма, этнической и этноязыковой культуры:

- в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795), которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации;

- в Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г. говорится: «Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информационным материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка» (ст.17); «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено: на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29 п. 1 с); «Ребенку не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком» (ст. 30 п. 2).

Руководитель ОУ_________________  Е.И. Швындова

__________

дата

Утверждаю:  _______________  

                      Е.И. Швындова

Директор МБОУ Вильской СОШ

«___»____________2012  г.

Календарный план реализации эксперимента по теме

«Формирование этнокультуры как нравственной основы личности учащихся»

Содержание

Сроки выполнения

Этап № 1 Организационно-аналитический

Обсуждение и решение на педагогическом совете вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе школы.        

сентябрь

Подготовка концепции и программы эксперимента.        

октябрь

Изучение соответствующей литературы по теме эксперимента: «Формирование этнокультуры как нравственной основы личности учащихся»

октябрь-ноябрь

Этап № 2 Внедренческий

Провести поисково-исследовательскую работу по сбору местного фольклорного материала

ноябрь-февраль

Систематизировать и оформить полученный материал

ноябрь-февраль

Разучить игры, песни, сказания предков

март-апрель

Передать полученные знания другим детям

март-апрель

Проводить мониторинг интереса учащихся к исследовательской работе.

ноябрь-апрель

Этап №3 Информационно-аналитический

Анализ проведенной работы

апрель-май

Оформление результатов эксперимента.        

май

Подготовка текстов докладов по распространению полученного опыта (на научно-практических конференциях, педсоветах)        

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной площадки по теме «Построение об-разовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»

Программа экспериментальной площадки по теме  «Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»...

Отчёт по теме самообразования: «Формирование нравственных качеств личности учащихся через решение текстовых задач»

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в начальной школе.

Статья подготовлена для публикации. В ней рассматривается одна из актуальных проблем воспитания детей в начальной школе....

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Цель воспитательной программы:создание условий для формирования «счастливого человека» и ...

РОЛЬ МАТЕРИНСКОГО СЛОВА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ

Данная статья предназначена в первую очередь молодым мамам, воспитывающим подрастающее покаление....

Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с...


 

Комментарии

Ильина Марина Геннадьевна

Программа и план работы экспериментальной площадки