Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в начальной школе.
статья по теме
Статья подготовлена для публикации. В ней рассматривается одна из актуальных проблем воспитания детей в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
А.Ю. Чекмарёва
Формирование этнотолерантности как нравственной основы
личности учащегося в начальной школе.
Формирование эмоционально положительного отношения к другим на-
родам, веротерпимости, миролюбия, противодействия к экстремизму и кон-
структивная профилактика различных её видов имеет для многонациональ-
ной России особую важность. Нужно сказать, что работа по воспитанию
миролюбия, веротерпимости всегда имела исключительно важное значение,
и она имела большой положительный опыт ещё в советской школе.
Я, выпускница советской школы, и хорошо знаю, как ответственно было
отношение к этому вопросу. В декабре месяце (а это был день образования
СССР) проводился фестиваль всех союзных республик. И каждый класс,
представляя республику в красочной форме, рассказывал об истории народа,
о государственных символах, о национальном костюме и национальных
блюдах.
Это сплачивало, стирало ситуационные трудности, недопонимание.
Тема толерантности, веротерпимости на данном этапе развития российского
общества является не просто актуальной, а сверхактуальной. Ежедневные
сообщения из разных уголков России изобилуют информацией о
кровопролитиях на религиозной почве. Совсем недавние события в
Волгограде – страшное этому свидетельство.
И каждый раз, являясь свидетелем, современником этих событий,
задаёшься вопросом: «Как могло это произойти?» А ведь это в каждом
участнике трагедий началось не вчера. Видимо, зёрна сомнения в детской
душе постепенно переросли в ненависть, в нетерпение, в желание
уничтожить инакомыслящих.
Поэтому, я считаю, что в работе по воспитанию у младших школьников
основ толерантного поведения должно занять особое место в системе
гражданского образования.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формиро-
вания личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и
сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый
вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к
ученику.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного
поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения,
начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями.
Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать
под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не
взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина- потребность в
активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции
поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли:
младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за
намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Большие
возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания
коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник
накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего
развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и
для коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста,
необходимо активно воспитывать этническую толерантность.
В качестве механизмов формирования этнической толерантности
учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение.
Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и
взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга
этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора, деловых и
ролевых игр. Формами воспитания этнической толерантности являются
индивидуально- парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения.
Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными
(знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях,
дискуссиях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.),
стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый
ребёнком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и
взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и
трудовой деятельности, а также из средств массовой информации).
Педагог должен учитывать факторы не только вербальной
коммуникации, развивая в себе способность толерантности. Мало обладать
лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно как бы
наблюдая за внешним видом ученика, определять его внутреннее состояние.
Успех педагогического взаимодействия часто зависит от проницательности
учителя, его чуткого внимания к жестам, интонации, речи, позе и другим
средствам невербальной передачи информации.
Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности
учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет
непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность
взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и
сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от
характера свободного общения школьников, их психологической
предрасположенности к контактам в коллективе.
В системе школьного образования педагогика толерантности должна
учить умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной
школе и классе, в семье, а также способность к критическому анализу.
Также в рамках воспитания толерантности должно быть знакомство с
традициями и культурами других народов.
А, живя в национальной республике, прежде всего, должно быть
воспитано уважительное отношение к своим языку, культуре и традициям.
Ибо «не любя свой народ, не полюбишь ничей».
Список литературы.
1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. // Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1.
3. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
4. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.
5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.- М.: Изд-во Моск.Ун-та, 2004.
6. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетенции/ Педагогика.-2005.-№ 3.
7. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников.- Ярославль: Изд-во ЯТПГУ, 2003.
8. Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию// Вопросы психологии.- 1999.- №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование этнотолерантной культуры на уроках музыки"
В статье затрагивается о важнейших проблем в современном музыкальном искусстве-формирование этнотолерантной культуры на уроках музыки....
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШ...
« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»
Актуальность проблемы: Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении контактов, взаимоотношений между лю...
Экспериментальная площадка по теме «Формирование этнокультуры как нравственной основы личности учащихся»
Программа и план работы экспериментальной площадки...
Формирование духовно - нравственных качеств учащихся через уроки гуманитарного цикла.
Формирование духовно - нравственных качеств учащихся начальной школы происходит неразрывно с учебным процессом. Оно успешно, если оно системно....
Родительское собрание «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в условиях введения федеральных образовательных стандартов»
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...
Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.
Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...