Отчёт по теме самообразования: «Формирование нравственных качеств личности учащихся через решение текстовых задач»
статья по математике по теме

Усова Галина Павловна

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает курение, наркомания. Поэтому духовно-нравственному воспитанию  нужно уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и на математике. В данном отчете по теме самообразоания приведены примеры работы с различными задачами, направленными на формирование нравственных качеств школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_tema_po_samoobrazovaniyu_nrav_vospit_2013.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное общеобразовательное учреждение

                        Омутинская  коррекционная школа

                                  Отчёт по теме самообразования:

«Формирование нравственных качеств личности учащихся через решение текстовых  задач»

       Подготовила учитель математики высшей категории: Усова Г.П.

                                                        2012/2013уч.год

 « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».

Ш.А.Амонашвили.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.

Учащиеся и выпускники коррекционной школы существуют в исключительно сложной обстановке, им необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами.

Я считаю, что наряду с другими предметами, математика обладает большим  воспитательным  потенциалом.

Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор. От урока к уроку, учащиеся продвигаются вперед по бесконечной лестнице познаний. Учебное занятие  должно иметь большую воспитательную ценность, формируя у учащихся нравственные качества личности. Наиболее общий путь нравственного воспитания - целенаправленное создание возможного максимума благоприятных для нравственного развития личности условий. Создание такого рода условий в конкретных жизненных обстоятельствах – это уже творчество учителя. Это подтверждают слова Горация: «Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые».

Главный путь решения воспитательных задач на  моих уроках математики – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется через содержание задач, которые несут информацию о труде, о профессиях, о спорте, об истории, об экономике и других областях жизни.  

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает курение, наркомания. Поэтому духовно-нравственному воспитанию  нужно уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и на математике.

Проблема нравственного воспитания нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания школьников(Т.И.Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина и др.)

Ученые Н.И.Болдырев, Л.И.Рувинский,  И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович, и многие другие исследовали нравственное воспитание в разных аспектах. Но именно осуществление нравственного воспитания в процессе решения текстовых задач на уроках математики не исследовано. В связи с этим возникла необходимость показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания.

Именно это стало темой моего исследования «Формирование нравственных качеств личности учащихся через решение текстовых задач»

ЦЕЛЬЮ моего исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе обучения математике через решение текстовых задач.

Объект исследования - учебная деятельность учащихся 5-9 классов.

Предмет исследования - формированиенравственных качеств личности в процессе решения текстовых задач на уроках математики.

Мною была выдвинута следующая ГИПОТЕЗА:

Нравственное воспитание на уроке математики будет осуществлено в  том случае, если:

а) Учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;

б) Их действия приобретают осознанный характер;

в) Используют приобретенный опыт для решения учебных задач.

Методологической основой исследования явились теоретические положения по формированию нравственных качеств учащихся посредством урока математики Т.И.Когачевской, А.А.Калюжного, Т.Ф.Лысенко,БелоусовойТ.Л.,и др.

Теоретическая новизна работы в подборке и систематизации задач, способствующих духовно-нравственному развитию учащихся

Практическая значимость: из материалов данного исследования можно взять разработки уроков, рекомендуемые задачи, способствующие формированию нравственных качеств школьников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и практических методов исследования: изучение и анализ литературы, диагностические методы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, проектирование уроков, подборка и классификация арифметических задач.

Работа по исследованию проблемы включает три этапа:

  1. поисково-теоретический: выбор темы, подбор и анализ литературы, определение проблемы, цели, объекта, предмета, выдвижение гипотезы;
  2. опытно-экспериментальный: Подготовка опытно-экспериментальных материалов, проведение опытно-экспериментальной работы и анализ их результатов;
  3. заключительно-обобщающий: обработка и систематизация материала, формулировка выводов.

Для успешного проведения эксперимента были выделены следующие этапы:

1) констатирующий (диагностика сформированностинравственных качеств

2) формирующий (апробация системы уроков с подборкой задач)

3) контрольный (анализ эффективности проделанной работы).

На первом этапе я попыталась определить что входит в понятие «задача» у учащихся нашей школы. Детям были предложены следующие вопросы.

1. Что такое «задача»?

2.На каких уроках тебе приходится решать задачи?

3.Приходится ли тебе решать задачи вне школы?

4.Для чего ты решаешь задачу?

Ответы я сгруппировала по смыслу:

1 вопрос:

не знают понятие“задача”,-2чел

поверхностное понимание“задачи” -4чел

 знают что такое“задача”-18чел

2 вопрос:

только на уроках математики-22чел

на всех уроках-3чел

3 вопрос:

встречается только на уроках-19чел

встречается и вне школы-6чел

4 вопрос:

решают задачу только для того чтобы получить оценку-20чел

решают задачу, чтобы найти ответ-21чел

не знают, для чего решают задачу-7чел

После подведения итогов по первому этапу эксперимента я пришла к такому результату: У большинства учащихся недостаточно сформировано понятие о задаче, о том для чего необходимо решать задачи.

Для выявления общего позитивного и негативного отношения и эмоционального настроя к анализу задачи, учащимся предлагались такие вопросы:

1.Что такое анализ?

2.Для чего анализируется задач?

3.Нужен ли анализ вообще? Докажи.

4.Какие качества личности помогают правильно выполнить задание?

затрудняется в определение анализа-7чел.

поверхностное понимание анализа-3чел.

знают, для чего анализировать задачу-4чел.

не знают, для чего анализировать задачу-4чел.

анализ нужен, но доказать не смогли-6чел.

Анализ не нужен-3чел.

Такой результат показал второй этап констатирующего эксперимента.

В третьем этапе эксперимента я предложила учащимся вопросы нравственного характера:

Какие черты характера мы воспитываем у себя при решении задач?

После проведения опроса получила такие результаты:

При этом воспитываются такие черты характера как трудолюбие (22), усидчивость(16), упорство в достижении намеченной цели(14), умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах(12), взаимопомощь(10)

Результаты констатирующего эксперимента показали, насколько дети нравственно воспитаны, как они понимают понятие задачи и анализа.

Математика является не просто областью знаний, но прежде всего, воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.  Я заметила, что ученики с большим интересом решают задачи, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка.

При проведении второго этапа эксперимента я сгруппировала задачипо воспитательной направленности следующим образом:

- задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность, уважительное отношение к трудовой деятельности и ее результатом, к людям труда;

- задачи, отражающие трудовую жизнь людей и подготовку к ней подрастающего поколения;

- задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного, чувства меры и пропорции;

- задачи по охране окружающей среды, формирование чувства любви к животным, бережное отношение к природе, понимание ее красоты;

- задачи, прививающие интерес к спорту и воспитывающие волевые качества;

- задачи о связи обучения с жизнью, участие в общественных мероприятиях.

  1. Задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность;

Я считаю, что привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Эти знания я формирую при решении арифметических задач, условия которых максимально приближаю к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены на:

-формирование экономических понятий на уроках математики;

-раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;

-овладение элементарными экономическими понятиями;

-успешную адаптацию в быту;

-включение в производственную деятельность.

Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике.В ходе решения задач я знакомлю учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; это даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся.

Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они встретятся в повседневной жизни.

Задача: «В первый день лесорубы с помощью машин повалили 4 тонны леса, а на следующий день на 2 тонны больше. Сколько из этой древесины получится карандашей, если известно, что на изготовление одного карандаша требуется 20 г древесины?»

Задача. Для покраски одного окна требуется … кг белой краски. Сколько банок белой краски необходимо закупить для  подготовки школы к новому учебному году, если масса 1 банки- 3кг ?

(Какие данные необходимо уточнить для решения задачи?)

Задача. Подсчитайте сколько  тесьмы потребуется для окантовки косынки, если известно, что она имеет форму равнобедренного треугольника со сторонами :  90см, 60см, 60см?

Задача: «В классе 11 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой. Если каждый оставит пол кусочка хлеба массой 50 г?»

Задачи с элементами экономики, направлены на овладение учащимися  элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, которые помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях.

При решении задач обязательно объясняю детям следующие понятия:

Бюджет – в переводе с английского “денежная сумка”.

Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода и направления расходов,  достичь их соответствия.

Доходы - разные виды поступлений за определённый период времени выраженные в денежных единицах.

Расходы- затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, оплаты услуг.

Услуга-действие, приносящее пользу, помощь другому.

Налог-государственный сбор с населения и предприятия

Абонент-тот, кто пользуется какой-то услугой.

Льгота-уменьшение оплаты.

Счётчик- прибор для подсчёта чего-нибудь.

Субсидия-денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением.

Коммунальные услуги-услуги за водопровод, канализацию, отопление, освещение.

Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты. Предлагаю решить следующие задачи:

Задача №1. Мама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты.

Рассортируйте записи в два столбика “доход”- “расход” и подсчитайте, какой результат ожидает семью.

Задача №2. Посчитайте, чему равен доход семьи, если

Папа получает зарплату-

Мама получает зарплату-

Бабушка получает пенсию-

Задача№3

Зарплата папы и мамы-

Истратили на продукты-

Заплатили за квартиру, свет, телефон-

Пенсия бабушки-

Заплатили за ремонт холодильника-

Оплатили покупки в магазине-

Купили подарок сыну-

Вывод.

Что означает термин “экономить”

Чем отличается качество “экономный” от качества “жадный”.

Заработная плата- это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.

Задача№4

Мастер за 8 часов обрабатывает 96 деталей, а его ученик за 6 часов обрабатывает 54 такие же детали. Кто из них  обрабатывает больше деталей за час ?

Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу? Почему?

(количество продукции; стаж работы (опыт))

Задача№5

За один день мастер зарабатывает 960 рублей. Сколько денег он получит, проработав 20 дней?

“Наиболее общее понимание экономики-способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика-“хозяйствование по правилам в соответствии с законом”. Применительно к домашнему хозяйству экономика-это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи”

Задача№6

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 2кг 400 г стоит-------р., а пакет весом 600 г стоит -------- р..? Сколько денег она сэкономит?

Задача№7

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет --31------р. За один килограмм , а мешок сахара (50 кг) стоит ---1350--------- р. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье.

Задача№9

Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя семья за коммунальные услуги.

Свет -

Газ -

Телефон -

Вода-

Всего -        

Как вы думаете, как можно сэкономить на оплате за коммунальные услуги.

Задача №10

Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0, 25 батона , 1 яйцо, сыр (50 г на порцию) , 1 стакан молока (250 г)? Какие данные потребуются для решения?

Задача №11

Молодая семья откладывает каждый месяц по1500 р. На покупку холодильника. Через какое время она сможет купить холодильник, если он стоит-16 000 р.?

Знания, которые получают дети в условиях вспомогательной школы, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным.

Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения.

На своих уроках даю детям  элементарные знания, развиваю умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.

                            Задачи, формирующие патриотические чувства

В настоящее время существует потребность в формировании гражданской направленности личности, сознающей ответственность за свою судьбу, за будущее своего города и России. Поэтому использую задания, связанные с историей родного поселка и страны.

Примером может служить данное задание:

1.До сих пор некоторые части села Омутинского носят названия по фамилии первых поселенцев. Для этого необходимо решить примеры, а ответы соответствуют одной букве из фамилии в таблице: (Чуркино)

и

р

к

ч

о

у

н

0,72

350

42

50

90

84

390

  1. 350 : 7            4)  7 + 4 х 9            6)  130 х 3
  2. 21 х 4
  3. 3, 5 х 100       5)  7,2 : 10              7) 18 х 5

Задача 1: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана

2)    Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии

Боевые силы

Красная Армия

Германские войска

Личный состав

1200000

1800000

Количество танков

990

1700

Количество орудий

7600

14000

Количество самолётов

667

1390

3) В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой. Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.

Численность войск

Численность вооружения

орудия и минометы

танки

самолеты

СССР
Германия

1100000
1708000

7652
13500

774
1170

1000
615

На 608000

На 5848

396

385 в нашу пользу

4).

Тема « Действия с десятичными дробями»

Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.

I.      ( 4 × 2,115 + 8,4 : 0,8) × 100          II.    ( 30,37: 0,5 – 5,125 × 8 ) × 100

         (1896 г. – год рождения)                                  (1974 г. – год смерти)

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Рассказываю учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.

Задачи.

1.     Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).

2.     Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).

3.     Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).

4.     Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).

Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.

5.    Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20 млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?

Задачи по охране окружающей среды, воспитывающие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание её красоты;

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.

Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

При изучении темы «Диаграммы» в 9-м классе  использую следующие задачи:

С помощью предложенной таблицы составьте столбчатую диаграмму

1. «Скорость полёта птиц»

2. «Продолжительность жизни животных»

3. «Масса тела животных»

4. «Скорость животных»

Составьте круговую диаграмму.

Берёза занимает  половину площади всех лесов; сосна – 30%; осинники – 11%; кедровники – 5%; ельники – 2,5%; Остальная площадь занимается липой, ольхой, ивой, лиственницей.

Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

  1. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?
  2. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц,  сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

Вторые вопросы в данных задачах формулирую с воспитательной целью.

Большое внимание уделяю формированию гражданских качеств.

На собственном  опыте убедилась, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится  о родном крае, о природе, животных.

Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Например, при изучении мер земельных площадей решаем такую задачу: «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха  70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га?  

        Задачи, направленные на формирование здорового образа жизни;

Также на своих уроках провожу работу по борьбе с вредной привычкой подростков - курением. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно во всем мире от болезней,  связанных с курением, умирает 2,5 млн. человек. Смертность растет прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. Большой процент смертности среди тех, кто начал курить в раннем возрасте. Поэтому проблема борьбы с курением детей имеет социальный характер, и мы, взрослые, особенно учителя, должны помочь молодежи сделать правильный выбор о несовместимости курения и здоровья. В содержание уроков я включаю специальные интересные вставки с фактами, статистическими и научными данными, иллюстрирующими опасность курения.

1.    Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько часов жизни  теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет?   (за 1 день, за месяц)                                      ОТВЕТ:2ч,60ч

2.     Если средняя продолжительность жизни в России около 60 лет, то на сколько ее сокращает курильщик, выкуривающий в день 20 сигарет?                    ОТВЕТ: минимум на 6 лет      

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Если кто-то из ваших близких курит, выясните, сколько сигарет они выкуривают в день и  на  сколько они укорачивают свою жизнь.  

3.     Какую сумму мог бы сэкономить человек, бросивший курить только за один год, если стоимость одной пачки сигарет 25 рублей, а выкуривает он ее за 1 день?         ОТВЕТ:9125рублей

4 .    При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40-60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,9 мг? Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда?  

Прочитайте выражения, найдите их значения и узнайте самые распространенные внешние проявления курения.

  1. 0,2+ 7,28х50                                                                      
  2. 0,25х4х91,6
  3. 0,125х8х5,49
  4. 0,4х7х5х0,02

0,28-разрушение зубов ; 11,64- подвижность;364,2-неприятный запах изо рта; 3,16-румяные щеки;91,6 -ранние морщины; 1,85-выносливость ;5,49-серый цвет лица

2.  2/5 из 30 учащихся шестого класса считают, что курение приносит сильный вред организму,  1/6 не собираются никогда в жизни пробовать курить, еще шестеро испытывают неприязнь к курящим. Сколько человек из шестого класса не сформулировали свое отношение к табаку? К какой группе отнесешь себя ты?          

Пассивное курение наносит огромный вред здоровью. Поэтому в нашей стране и в развитых странах мира курение в общественных местах постепенно запрещают.

                                                             Заключение

 В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математике духовно-нравственную личность, нужно для начала заинтересовать самим предметом.

Используя описанные приёмы на своих уроках, я достигла определённых результатов:

  1. Воспитание у детей гордости за великих соотечественников и за свою страну, воспитание патриотизма.
  2. Воспитание интереса к истории своей малой Родины.
  3. Формирование у детей здорового образа жизни.
  4. Повышение интереса учащихся  к математике.
  5. Воспитание трудолюбия, усидчивости, упорства в достижении  цели, умения не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах, взаимопомощи, чувства коллективизма, ответственности.

Чтобы работа по воспитанию в процессе обучения математике была эффективной, провожу её на различных этапах урока: при объяснении нового материала, при устном счете и решении задач, только так ученик не только обогащается множеством  разнообразных знаний и умений, но и формируется как Человек и Личность.

Для ориентации в современном мире каждому совершенно необходим некий набор знаний и умений (навыки вычислений, элементы практической геометрии), поэтому я стараюсь строить урок математики так, чтобы способствовать развитию индивидуальности учащихся, развивая интерес к знаниям.

Математика вносит заметный вклад не только в общее развитие личности, но и в формирование характера, нравственных черт, способствует формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду, успешной социализации.

Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить  реализацию возможностей математики в развитии личности ребенка.

                                                               Литература:

  1. Аплетаев М. Н. Диагностика нравственного воспитания личности в процессе обучения. – Омск, 1989.

      2. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью.   Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.

      3.  Воспитательный потенциал содержания образования / Сост. Н.И. Лебедева. – Омск,   2004.

  1. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.
  2. Коррекционная педагогика.-3(15),2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12классов (I -III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".
  3. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1976. -127 с

  1. Труднев В.П. «Внеклассная работа по математике в начальной школе» Москва, «Просвещение» 1975 г.

  1. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990. -176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО воспитателей. Тема "Роль внеклассных мероприятий в формировании нравственных качеств личности"

Актуальная проблема в настоящее время - это воспитатние подрастающего поколения....

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Отчёт по теме самообразования Формирование умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога у учащихся начальной школы ( средствами учебного предмета «Математика»)

Проблема: выявление наиболее эффективного подхода к формированию РУУД младших школьников.Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования умения видеть учебную проблему и решать её ...

Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с...

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Материал для выступления на заседании методического объединения классных руководителей....