Программа экспериментальной площадки по теме «Построение об-разовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»
материал по теме

Программа экспериментальной площадки по теме  «Построение образовательного пространства обучения на основе

деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_eksperimentalnoy_ploshchadki.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОМОДАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Утверждено: Директор МКУ

 «Центр информационно – методического

 обеспечения бюджетных образовательных

учреждений Ромодановского

 муниципального района»

                                                                                                     ______________  Наумова Н.Р.

Программа

экспериментальной площадки по теме  «Построение образовательного пространства обучения на основе

деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»

Автор программы:

 учитель начальных классов

Мартасова Светлана Викторовна

п. Ромоданово 2012

Программа

экспериментальной площадки по теме  

«Построение образовательного пространства обучения на основе

деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»

  1. Пояснительная записка.

Актуальность исследования.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

Актуальность темы

Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развития страны, нормативно заданы в Законе РФ «Об образовании» (2004), Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) (2009), НОИ «Наша новая школа». Суть их заключается в переходе от «знаниевой» парадигмы образования к деятельностной, ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных для изучения. В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»[1].

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов требует построения инновационных программ формирования и диагностики универсальных учебных действий и умения учиться в целом. Именно эти умения и способности востребованы в постиндустриальном обществе, поэтому они и становятся одним из наиболее значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Ключевое значение в процессе самостоятельной организации деятельности учения и процессах саморазвития и самосовершенствования личности, как известно, играет рефлексивная самоорганизация, то есть умение при необходимости корректировать свой способ действия путем выявления и устранения причин затруднений с помощью реконструкции и анализа хода действия. Однако данный аспект формирования УУД в настоящее время недостаточно исследован в контексте последних достижений в методологии, не обеспечен в достаточной степени методическими и диагностическими средствами. Таким образом, проблема формирования и диагностики организационно-рефлексивных общеучебных умений имеет сегодня первостепенную актуальность и значимость.

С позиций общей методологической версии теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) формирование любого умения (в том числе и надпредметного общеучебного умения) проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так приобретают школьники умение писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных (универсальных) умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: универсальные умения целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.

Следовательно, формирование у учащихся любого универсального учебного действия должно пройти через следующие этапы:

1) приобретение первичного опыта выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивация к его освоению;

2) освоение способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) отработка умения выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организация самоконтроля его выполнения и при необходимости − коррекции;

4) контроль уровня сформированности данного УУД.

Этапы 1 и 3 целесообразно проходить на уроках по различным учебным предметов, а для организации этапов 2 и 4 необходимо введение нового метапредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД, а в последующем − для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации личности каждого ученика.

Данный теоретический вывод подтверждается многолетним опытом экспериментальной работы различных научных школ. Так, доктор психологических наук В.С. Лазарев, один из учеников В.В. Давыдова, анализируя нерешенные проблемы развивающего обучения, пишет: «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания»[2]. Этот же вывод получен на экспериментальных площадках Ассоциации «Школа 2000…».

Для того чтобы организовать прохождение учащимися этапов 1 и 3 на уроках по разным учебным предметам авторским коллективом ЦСДП «Школа 2000…» АПК и ППРО была построена на теоретической основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...»[3]

Чтобы организовать прохождение учащимися этапов 2 и 4 формирования ОУУ авторским коллективом ЦСДП «Школа 2000...» разработан надпредметный курс «Мир деятельности», целью которого является создание теоретического фундамента для освоения УУД и критериальной базы системы их диагностики.

Цель, задачи и гипотеза экспериментальной деятельности

Целью экспериментальной деятельности является:

Апробация механизма, обеспечивающего эффективное внедрение в образовательную практику дидактической системы деятельностного метода;

Апробация механизмов формирования и диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС;

 Формирование  общекультурных способностей, общеучебных умений учащихся как наиболее полно отвечающих современным тенденциям развития образования во всём мире.

При разработке и реализации основных этапов экспериментальной деятельности определены следующие задачи:

Изучить теоретические основы дидактической системы деятельностного метода обучения

Апробировать механизм, обеспечивающий эффективное внедрение в образовательную практику дидактической системы деятельностного метода;

Апробировать надпредметный курс «Мир деятельности» как необходимое ключевое звено формирования универсальных учебных действий и умения учиться в целом у учащихся начальной школы при работе по открытой образовательной системе деятельностного метода обучения

Апробировать новый диагностический инструментарий метапредметных результатов ФГОС, позволяющий количественно и качественно выражать достигнутые уровни универсальных учебных действий и их динамику.

Апробировать систему работы с родителями в начальной школе при переходе к реализации ФГОС и на основе дидактической системы деятельностного метода

 На основе результатов психологического мониторинга изучать влияние использования дидактической системы деятельностного метода на психологическое развитие обучающихся в соответствии с программой эксперимента.

Разработать методические рекомендации в применении инновационных  образовательных технологий

Гипотеза экспериментальной деятельности

Если в ходе эксперимента будут уточнены на основе системно-деятельностного подхода и апробированы:

  • содержание и методики надпредметного курса «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон, ориентированного на создание теоретического фундамента формирования метапредметных результатов ФГОС
  • средства диагностики метапредметных результатов ФГОС система методической работы в школе и система работы с родителями на этапе перехода к реализации ФГОС.

то это позволит:

  • сформировать у обучающихся результаты образования, заданные ФГОС
  • повысить результативность образовательного процесса и создать условия для сохранения и поддержки здоровья детей, развития их личностных качеств и познавательных мотивов деятельности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов-участников экспериментальной деятельности;
  • создать условия для построения партнерских отношений между родителями и образовательными учреждениями при переходе к реализации ФГОС

При разработке программы использованы принципы:

Принцип непрерывности – обеспечивает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики  с учетом возрастных особенностей развития детей;

Принцип целостности –   формирует  у учащихся обобщенное системное представление о мире;

Принцип минимакса – предлагает ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне и обеспечивает при этом его усвоение  на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта);

Принцип психологической комфортности – создает  условия для снятия всех стресса образующих факторов учебного процесса;

Принцип вариативности  –  формирует у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

Принцип творчества – способствует  приобретению у  учащихся собственного опыта творческой деятельности.

Данная программа внедряется в начале 2012 года на уроках и внеурочной деятельности.

 Сроки эксперимента:

  1. Организационный этап -  октябрь  2012.         
  2. Поисково   - исследовательский этап -  ноябрь 2012 –   май 2013г.
  3. Практический этап -  сентябрь 2013 – май 2015г.
  4. Формулирующее - обобщающий этап – сентябрь 2015- май 2016г.

Предмет экспериментальной деятельности: внедрение в практику технологии деятельностного метода обучения  и надпредметного  курса «Мир деятельности» для 1–4 классов как ключевое звено формирования УУД.

Способы отслеживания результатов и предполагаемые

формы их предъявления

Результативность экспериментальной деятельности предполагается контролировать на основе:

  • мониторинга результатов учебной деятельности по деятельностному, информационно-познавательному, воспитательному и здоровьесберегающему направлениям;
  • экспертизы деятельности педагогов, использующих в своей практике дидактическую систему деятельностного метода
  • мониторинга эффективности взаимодействия образовательных учреждений с родителями.

Форма представления результатов мониторинга: статистический анализ динамики качества образовательной деятельности.

Форма представления результатов экспертизы: акты о проведении экспертизы и экспертные заключения.

Планируемые результаты экспериментальной деятельности.

Предполагаемые результаты в практике образования являются:

  1. Количественные и качественные показатели, характеризующие эффективность использования деятельностного метода при реализации ФГОС  по параметрам:
  • метапредметные результаты образования, заданные ФГОС;
  • познавательные процессы, логическое и вариативное мышление;
  • сохранение и поддержка здоровья детей;
  • результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней (школьных, региональных, всероссийских, международных);
  1. Надпредметный курс «Мир деятельности» для 1–4 классов как ключевое звено формирования УУД и умения учиться в целом.
  2. Новый диагностический инструментарий для измерения уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС.
  3. Учителя опыт организации образовательного процесса в соответствии с дидактической системой деятельностного метода.
  4. Создание условий для саморазвития творческих способностей педагогов, повышение уровня их профессионального мастерства и результативности участия в профессиональных конкурсах и испытаниях.
  5. Методические рекомендации по эффективному взаимодействию педагогов с родителями при переходе к реализации ФГОС и  на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон

Ожидаемыми результатами в педагогике являются:

  1. Уточненный тезаурус системно-деятельностного подхода, основанного на общей методологической версии теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).
  2. Апробированный новый подход к формированию УУД, реализующий деятельностный метод Л.Г. Петерсон организации единого учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса.

Планируемые результаты для учащихся

Обучающиеся должны:

Знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осознанно осуществлять и выполнять самооценку.

Знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметь его применять.

Знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, − приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов.

Уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.

Знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний.

Знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт  ведения дискуссии.

Знать функции «организатора», приобрести опыт их применения в совместной работе.

Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.

Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.

Знать основные правила создания договоренности в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.

Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.

Знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять.

Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как ученика и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы саморазвития.

Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.

Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.

Знать свои сильные стороны как ученика, принять на личностном уровне ценностную диаграмму качеств ученика.

Методы экспериментальной работы:

теоретический анализ литературы по проблеме;

наблюдение;

анкетирование;

тестирование;

беседы;

анализ документов и результатов экспериментальной деятельности;

моделирование;

мониторинг.

Необходимые условия реализации экспериментальной деятельности:

  1. Принятие цели совместной деятельности участников экспериментальной деятельности.
  2. Создание рабочей группы по реализации эксперимента.
  3. Высокая внутренняя мотивация и профессиональная готовность педагогического коллектива к экспериментальной деятельности.
  4. Диалоговый характер взаимодействия субъектов комплексной программы (педагогов, родителей, учащихся, администрации школы)

Сроки и экспериментальная база

Эксперимент будет проводиться поэтапно с 2012 по 2016 год на базе МБОУ « Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 1» Ромодановского района Республики Мордовия

В состав творческой группы учителей – экспериментаторов вошли учителя начальных классов Вандышева Н.С. и Белова Е.А.. Руководителем экспериментальной деятельности назначена учитель начальных классов Мартасова С. В.

Содержание и этапы реализации экспериментальной программы

«Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»

2012 -2016

Этапы

годы

Содержание деятельности

Деятельность творческой группы

Деятельность учащихся

 Организационный этап

октябрь 2012

Формирование творческой группы учителей-экспериментаторов, работающих  в технологии деятельностного метода.

Уточнение готовности педагогов-экспериментаторов к реализации программы эксперимента

Составление плана самообразовании в соответствии с тематикой экспериментальной деятельности

Участие учащихся 1 «Б», 2«Б», 4 «Б» класса в эксперименте

Поисково   - исследовательский этап -  ноябрь 2012 –   май 2013г.

Изучение теоретических основ дидактической системы деятельностного метода обучения как с инструментом реализации ФГОС (технологией деятельностного метода, типологией уроков, системой дидактических принципов, механизмами формирования УУД, средствами комплексного мониторинга результатов обучения, связью с традиционной школой и концепциями развивающего образования)

Изучение методики грамотного  проектирования уроков открытия нового знания базового уровня по технологии деятельностного метода обучения, метода проведения их анализа и самоанализа

Познакомить с содержанием  и надпредметного  курса «Мир деятельности»  Л.Г. Петерсон

Изучить материал презентации о курсе «Мир деятельности», познакомить с ним коллектив педагогов, подготовить и провести информационно-ознакомительное родительское собрание на тему презентации.

Мастер - класс «Системно – деятельностный подход в формировании образовательной среды  начальной школы как необходимое условие реализации ФГОС»

Изучение литературы по теме исследования.

Внедрение технологии деятельностного метода обучения в проведение уроков.

Составление рабочих программ по  и надпредметному  курсу «Мир деятельности»

Посещение уроков, семинаров, вебинаров  по теме экспериментальной деятельности.

Проведение самоконтроля знаний основных положений   технологии деятельностного метода обучения  и   содержания надпредметного  курса «Мир деятельности»  

Участие учащихся 1 «Б», 2«Б», 4 «Б» класса в эксперименте.

Мониторинг интеллектуально-физиологических особенностей учащихся

Практический этап -  сентябрь 2013 – май 2015г.

Разработка циклов уроков по внедрение технологии деятельностного метода обучения.

Апробация занятий по курсу «Мир деятельности»  Л.Г. Петерсон

Анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога

Создание презентации экспериментальной деятельности

Участие учащихся и педагогов в конкурсах

Внедрение технологии деятельностного метода обучения в практику.

Апробации и проведение занятий по курсу «Мир деятельности»  Л.Г. Петерсон.

Выступление учителей-экспериментаторов на МО учителей начальной школы

Посещение уроков, семинаров, вебинаров  по теме экспериментальной деятельности.

Наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений

Индивидуальный отчет  по экспериментальной деятельности

Участие учащихся 1 «Б», 2«Б», 3«Б» класса в эксперименте

Исследование степени подготовленности детей и психологического настроя для работы в режиме эксперимента

Диагностика уровня состояния психологического состояния детей.

Участие учащихся и в конкурсах

Формулирующе  - обобщающий этап -  сентябрь 2015 – май 2016г.

Мониторинг результатов экспериментальной деятельности

Формирование результатов работы в виде методического пособия по распространению инновационного педагогического опыта

Проведение семинара по теме экспериментальной деятельности

Публикация педагогического опыта на персональных сайтах учителей.

Разработка  уроков и занятий по внеурочной деятельности по курсу «Мир деятельности»

Тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний.

Выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;

 

Список литературы

  1. Деятельностный метод обучения: описание технологии. 1-4 классы/ авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
  4. Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов. Л.Г. Петерсон // Начальная школа, №11-2008, с.9-14
  5. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.
  6. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
  7. Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
  8. Петерсон Л.Г. Программа Надпредметный курс «Мир деятельности»москва 2011.
  9. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.
  10. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
  11. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников. Н.Н. Титаренко // Начальная школа, №9-2005, с.10-13
  12. Учебная деятельность и умение учиться. С.Е.Царева // Начальная школа, №9-2007, с.50-57
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования.М.: Просвещение,2011

План работы творческой группы по экспериментельной работе

«Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»

на 2012-2013 учебный год

№ п/п

Содержание

Ответственные

Октябрь

Заседание № 1

1. Формирование творческой группы учителей-экспериментаторов, работающих  в технологии деятельностного метода.

2. Уточнение готовности педагогов-экспериментаторов к реализации программы эксперимента. Анкетирование

3. Обоснование значимости и актуальности проблемы

Определение целей и задач деятельности

4.Утверждение плана работы творческой группы

Белова Е.А.

Вандышева Н.С.  

Мартасова С.В.

Январь  

Засеание № 2

1. Теоретических основы дидактической системы деятельностного метода обучения как с инструментом реализации ФГОС

2. Методика грамотного  проектирования уроков открытия нового знания базового уровня по технологии деятельностного метода обучения, метода проведения их анализа и самоанализа

Белова Е.А.

Вандышева Н.С.  

Мартасова С.В.

Март

Заседание № 3

1. Знакомство с содержанием   надпредметного  курса «Мир деятельности»  Л.Г. Петерсон

2. Подготовка рабочих программ по курсу «Мир деятельности»  Л.Г. Петерсон  

Белова Е.А.

Вандышева Н.С.  

Мартасова С.В.

Май

Заседание № 4

1. Утверждение рабочих программ по курсу «Мир деятельности»  Л.Г. Петерсон  

2. Анализ работы творческой группы


[1] Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2008, с. 37.

[2]         В.С. Лазарев. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб. «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования».– М., с. 50–51.

[3]         Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №349Ходоровской А. И.по вопросу«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Тема выступления...

Активные методы обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Стандарты второго поколение ориентированы на результат: личностные, предметные и метапредметные. Поэтому главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения о формиро...

Методы активного обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учат самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативны...

Методы активного обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учат самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативны...

Проектное обучение как инструмент системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС.

Представленный материал иллюстрирует  необходимость реализации проектного обучения как инструмента системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС...

«Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС НОО»

В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где ...

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

ПРезентация к выступлению по теме "Системно-деятельностный подход"...