Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (2 класс)

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Это означает, что формирование духовно-нравственной личности становится сегодня национальной задачей, решение которой должна обеспечивать школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kiselevoy.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Это означает, что формирование духовно-нравственной личности становится сегодня национальной задачей, решение которой должна обеспечивать школа. [1,28-35 с]

Проблема воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Значительное  влияние на  детей  оказывает  общий уровень бытовой  и  поведенческой  культуры  общества,  с  проявлениями  которого  ребенок  сталкивается  на  улице,  в общественных  местах. Факты неуважительного  отношения  к женщине, старикам, инвалидам,сквернословия,грубости, наблюдаемые детьми в окружающей жизни,  снижают  результативность  педагогического  влияния,  формируют  негативный образ жизни.

По определению педагогического словаря нравственность  это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости. [4,128-129 с]

Духовность – это,  то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность, предмет человеческих стремлений к избранным ценностям. Что такое нравственное воспитание? С.Л. Фролова отмечает, что нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.  Ребенок  не рождается с врожденной нравственностью, нравственность это продукт воспитания.  [ 4,130 с ]

Задачей учителей  начальной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности  к самовоспитанию и саморегулированию отношений  Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения через урок. В этом плане велика роль уроков литературного чтения.

Главным условием решения задач нравственного воспитания на уроках «Литературного чтения» является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений. Процесс должен быть выстроен так, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по их нравственным правилам. Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи,  любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и о его месте в мире. Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо».  

 Преподавание в 3 классе,  предмета «Литературное чтение осуществляется  по традиционной программе «Школа России», (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова). В учебнике представлен богатый выбор произведений духовно-нравственной тематики. [2,с.68-72] Опираясь на произведения, подобранные в данной программе,  воспитывается в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества. Для того, чтобы организовать полноценное, глубокое восприятие данных произведений, помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, понять авторскую мысль, недостаточно будет просто прочитать, ответить на вопросы текста, нужен и педагогический «инструмент» - методика. Таким инструментом является использование на уроках приёмов развития критического мышления

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений. «Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой две стороны активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Работая с классом над произведением, каждому ученику необходимо помочь понять мысль автора, почувствовать глубину содержания текста, осмыслить и ощутить "вкус" каждого предложения, нужно стремиться эмоционально "зацепить" школьника. Технология развития критического мышления на уроке включает три стадии: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. [ 3,с.10-12 ]

На этапе вызова (побуждения) можно  использовать  приемы: « Верите ли вы что? »,  «Проблемный вопрос»; «Корзина идей»;  Мозговой штурм»; «Авторский стул»; « Кластер»; « Ассоциации»; «Верные и неверные утверждения»;«Ассоциации»; «Перепутанные логические цепочки»;

Остановимся на приёмах, которые чаще всего используются мной на уроках. Рассмотрим один из них на примере урока литературного чтения в 3 классе по произведению Л.Н. Толстого « Лев и Собачка». Почему именно данное произведение?  Данный рассказ помогает увидеть, что люди распоряжаются животными, их судьбами как хотят. Поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности, гуманности. Рассказ помогает поверить в то, что и в животном мире не исключена настоящая дружба и привязанность.  Произведение очень трогательное, правда весьма грустное и печальное в заключении.

На этапе «вызова» приём «Ассоциация» может быть  началом урока. Ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. «Что хочу узнать?»

 -  Посмотрите на экран.  Какое слово прочли?   (Доброта);

 - Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова? (  Красота, ласка, тепло, веселье, любовь, семья, внимательность, сочувствие  и.т.д. )

- Между кем могут возникнуть добрые чувства?

- Как вы думаете, между животными могут возникнуть такие чувства?

Приём "Корзина идей"- На доске прикрепляется значок корзины. Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме. Возьмём, например, вот этих животных  (детям предлагаются картинки с изображением льва и  собачки)

 -Где они могут встретиться?  

-Какие чувства могут возникнуть между ними?

Цель постановки вопросов: активизировать мыслительную деятельность ученика, заинтересовать его, «бросить вызов», заставить задуматься над словами нравственного характера, понятиями, связать поступки героев данного произведения.

Также на данном этапе можно использовать  приём «Верите ли, вы что..» или “Данетка”. Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы, а также имеют возможность внести корректировку в свои ответы.  К завершению урока учитель подводит учащихся к единому восприятию данного произведения с точки зрения нравственности. Данный приём в заключении урока  позволяет пробуждать интерес учащихся к чтению как процессу. Позволяет заинтересовать в  наблюдении, героев, действий, поступков.              

Верите ли, что действие происходит в зоопарке?

Верите ли, что лев наброситься на собаку и разорвёт её?

Верите ли, что лев полюбил собачку?

Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год?

Верите ли, что собака умерла?

На этапе «осмысление» можно использовать такие приёмы как: «Инсерт»; «Чтение с остановками»; Чтение с пометками»; «Толстые и тонкие вопросы»;  «Дерево предсказаний» «Сюжетные таблицы»

Приём  «Чтение с остановками» (читаю - думаю - рассуждаю). На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Предоставляется возможность размышлять, уважать ребят и их мнения, вселять в них уверенность в том, что они не будут высмеянными. Вот тогда художественный текст и будет иметь духовно-нравственное воздействие на личность.

 Чтение 1-ой части. 

-Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу)

- Как вела себя собачка, оказавшись в клетке у льва? – Что она чувствовала в этот момент?

-Почему же лев не растерзал собачку, когда впервые увидел её? (собачка умным взглядом словно попросила его не есть её).   На данном этапе, учащиеся сравнивают ответы из своей таблицы с ответами других ребят, по желанию  вносят изменения в таблицу.      

Чтение 2-ой части 

- Какие у вас возникли чувства?  

- Как знакомство льва и собачки переросло в дружбу?

- Почему лев зарычал, когда хотели забрать собачку?

 - Что произойдет дальше?

Чтение 3-ей части

- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки?

 - Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а затем все нараставшее горе?

- Как вы думаете, почему лев умер?

 - Сразу ли лев принял смерть собачки? – Каким стало поведение льва, когда он понял, что собачка умерла?

- В чем выразилась любовь и преданность льва после смерти друга?

- Какими словами вы охарактеризовали бы льва?

- Какой была собачка?

После прочтения заключительной части, учащиеся вновь возвращаются к таблице, в части  наблюдения  своих предсказаний, стараются сделать вывод: что нравственно, что безнравственно.

 На данном этапе урока у учащихся совершенствуется  навык осмысленного чтения, они получают возможность приобрести навык рефлексивного чтения: сопоставляют, анализируют, обобщают  полученную информацию, выявляют позитивные и негативные факторы.

На этапе «Рефлексия» (размышление) учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На данном этапе можно использовать приемы  «Метод 6 шляп»; «Авторский стул»;«Синквейн»; «Толстые» и «тонкие» вопросы», «Перепутанные логические цепочки»; «Ромашка вопросов или ромашка Блума»; «Уголки»; и.т.д.

 Остановимся подробнее на приеме «Шести шляп».  Данный приём приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций. «Примеряя» на себя шляпу определенного цвета, учащиеся учатся думать в заданном направлении. «Красная шляпа» -эмоциональная, «Чёрная шляпа» - критическая, «Жёлтая шляпа»- позитивное мышление, «Зелёная шляпа»- творчество, «Синяя шляпа»-обобщение, «жизненный урок». Приём шести шляп позволяет глубоко воспринимать текст, анализировать художественный образ. Этот метод формирует умение доказывать свою точку зрения, анализировать, быть терпимыми к окружающим. Обращать внимание на основные качества персонажа, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, которые их вызвали, учатся с помощью приёма выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, познают мир и себя в этом мире.

1. Белая шляпа -  Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни собаки и льва?

2. Красная шляпа -  Какие чувства вызывает у вас история с львом и собакой? - Что вас особенно тронуло? - Какие чувства пробудил в вас урок? Было ли вам горько? Когда?

3.Жёлтая шляпа - Что положительного вы взяли для себя, читая данное произведение?

4.Чёрная шляпа – Выразите словами из текста плохое в поступках людейКакие трагические события  произошли с собакой и львом? Почему так произошло? 

5.Зелёная шляпа - Дайте свои советы героям произведения. Что бы ты сделал, если бы оказался  рядом с героями рассказа? и.т.д

 6. Синяя шляпа - Чему тебя научило это произведение?  Как вы думаете, что хотел сказать нам Л.Толстой, написав этот рассказ? О чем заставил задуматься? Какая главная мысль?

Уроки литературного чтения  в начальной школе позволяют формировать духовно-нравственное развитие учащихся, формируют эстетическое отношение к слову и умение понимать художественное произведение, обогащают нравственный опыт младших школьников, формируют нравственные чувства, представления о добре, о дружбе, правде и ответственности. В данной работе были рассмотрены некоторые приемы технологии критического мышления. Используя данную методику на уроках литературного чтения в 3 классе, следует отметить: у учащихся повысилась мотивация к чтению, возникает интерес работать с текстом, желание вникать в суть прочитанного, отвечать на вопросы, выполнять задания к тексту. У учащихся формируется  умение оценивать поступки героев; желание задумываться о важных нравственных вопросах: о правде, о лжи, о  зле и добре; сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, понимать, уважать  иную точку зрения, уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.

Список литературы

  1. Белоусова Т.Л. Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации / Бостанджиева Н.И. Казачёнок Н.В. Одинцова В.П.  Чозгиян О.П. Шмелёва Н.В. М.: Просвещение 2011г. 127 с.
  2. Климанова  Л.Ф.  Бойкина. М.В.   Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы « Школа России» 1-4 классы: пособия для учителей. М.: Просвещение. 2014 г. 128 с.
  3. Муштвинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебное методическое пособие.: КАРО; Санкт Петербург; 2009. 24 с.
  4. Новиков А.М.  Педагогика: Словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ; 2013 г. 275 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....

Пример учителя в формировании духовно-нравственных качеств личности

В статье раскрывается вопрос о формировании духовно-нравственных качеств личности...

Статья «Формирование духовно - нравственных качеств личности у учащихся начальных классов»

Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти к угнетателям и чувству товарищества учат  наших дете...

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения...