Индивидуальная оценочная система для детей с ОВЗ.
методическая разработка на тему
В наше время все больше внимания уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, здоровье которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. При нашей школе давно работает отделение индивидуального обучения на дому. Часто, дети, переведённые к нам из массовой школы, имеют большие психологические проблемы.
Первая моя задача снять с ребёнка клеймо неудачника, заставить поверить в свои силы, настроить родителей на позитивный контакт с ребёнком и со мной. И вот тут, наряду с другими приёмами, начинает действовать индивидуальная оценочная система. Её задача мягко и безболезненно для ребёнка вывести его из психологических проблем и привести к общепринятой оценочной системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_ocenochnaya_sistema_dlya_detey_s_ovz.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная оценочная система для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Беляева Елена Олеговна ГБОУ школа №594 Санкт-Петербурга (индивидуальное обучение)
В наше время все больше внимания уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Не может не радовать, что, наконец, наше общество делает попытки «развернуться» к этой проблеме лицом.
С отклонением в развитии можно родиться, а можно "приобрести" его, стать инвалидом уже в преклонные годы. От недееспособности никто не застрахован. Ее причинами могут выступать различные неблагоприятные факторы внешней среды и наследственные влияния. Степень тяжести расстройств психофизического здоровья человека может варьировать от легкой (почти незаметной со стороны) до тяжелой, ярко выраженной (например, церебральный паралич, синдром Дауна).
В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Из них 1 млн. 800 тыс. - дети (5% всей детской популяции).
Дети с ОВЗ – это дети, здоровье которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Очень важно в работе получить поддержку родителей и, если необходимо, консультативную помощь врача. Связка учитель – родитель – врач является одним из секретов успеха педагога. Ключевым моментом ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспособлены к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать и учитывать.
Дети страдают от осознания своей несостоятельности в чем-то, что является нормой для других. Они переживают из-за многочисленных запретов и непрерывных увещеваний со стороны взрослых. Публичная покорность и показное смирение таких детей может сменяться тяжелыми истериками и капризами, когда они остаются один на один с родными и близкими. Их грубые, порой агрессивные выходки в адрес родителей являются реакцией на их гиперопеку, озабоченность и страхи. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков
При нашей школе давно работает отделение индивидуального обучения на дому. Работать учителем на этом отделении интересно, но и достаточно сложно. Основная сложность в том, что все детишки с разными медицинскими диагнозами и каждому ребёнку нужно подобрать свою программу, свой психологический подход, свое расписание занятий и индивидуальную оценочную систему. Да-да, не пугайтесь, в уставе школы это не прописано, но я считаю для индивидуального подхода это необходимо. Дело в том, что наши дети разные. Это как ребятишки из общеобразовательных школ, оказавшиеся у нас временно (компрессионный перелом позвоночника и т.п.), так и дети с органическими поражениями головного мозга, ЦНС, нарушениями психики (их большинство). Диагнозы, с которыми мне приходилось встречаться в своей практике: ММД, ДЦП, ЗПР, тугоухость, аутизм, энцефалопатия, нарушение зрения, общие заболевания.
Часто, дети, переведённые к нам из массовой школы, имеют большие психологические проблемы. В школе они чувствовали свою неспешность, не верили в свои силы, боялись отвечать на уроках, получали, зачастую, только плохие отметки, чувствовали по отношению к себе недовольство и раздражение учителей, родителей, насмешки одноклассников. Придя к нам, они боятся перемен, не верят в себя.
Первая моя задача снять с ребёнка клеймо неудачника, заставить поверить в свои силы, настроить родителей на позитивный контакт с ребёнком и со мной. И вот тут, наряду с другими приёмами, начинает действовать индивидуальная оценочная система. Её задача мягко и безболезненно для ребёнка вывести его из психологических проблем и привести к общепринятой оценочной системе.
Оценочная система имеет три этапа:
- Продолжительность этапа зависит от ребёнка, насколько быстро ему удалось адаптироваться к новым условиям обучения, выйти из психологического кризиса. На этом этапе не ставится «3» и «2» , оценки слегка завышаются, даются дополнительные задания, с которыми ребёнок точно справится и сможет получить хорошую отметку. Проводится беседа с родителями, объясняется принцип оценочной системы. Только когда ребёнок раскрепостился и поверил в себя, переходим ко второму этапу.
- Перестаю завышать оценки, добавляю «3». Обязательно сохраняю дополнительные задания, посильные ребёнку, делая тем самым переход более мягким.
- Пользуюсь всей оценочной шкалой, сохраняя возможность ребёнку проявить себя в дополнительных заданиях, творческих работах.
К сожалению не всех детей удается провести по такой схеме, встречаются и очень сложные дети, работу которых не удается оценить в условиях современной оценочной системы. Ребёнок может очень стараться и выполнять порой титанический для себя труд, но никогда не дотянется до обычного ребёнка с сохранным интеллектом. В этом большая проблема нашей оценочной системы, мы должны дать всем детям общее среднее образование и выпустить как минимум из 9 класса, но как оценить ребёнка, который стараясь изо всех сил, никогда не сможет из-за ограниченных способностей получить четвёрку таково качества, как обычный ребёнок. Значит, либо он погрязнет в тройках и двойках и потеряет всякий интерес к обучению, либо его отметки не будут соответствовать действительности. Можно и из этой ситуации найти выход. Например, совместно с родителями разработать систему оценок и поощрений, с которой будет ознакомлен ребёнок, и которая будет достаточно мотивировать его к обучению. При этом родители должны быть в курсе, что оценки в журнале не будут совпадать с теми, про которые знает ребёнок.
Оценивание работы ученика это лишь часть большой работы, проводимой учителем по обучению и коррекции ребёнка. Но процесс, на мой взгляд, требует большой продуманности и такта, особенно при работе с нашими детьми.
http://www.portalus.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций у младших школьников
Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций и процессов у учащихся, используемый вместе с речевой картой, который направляет внимание логопеда на анатомо-ф...
«Контрольно-оценочная система, построенная на использовании различных подходов к оцениванию достижений обучающихся»
анализ современных подходов на примере отдельно взятой темы курса «Окружающий мир» (1 класс) ...
Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков
Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков обучающихся с РАС...
Семинар "Индивидуально- ориентированная система оценивания детей с ОВЗ"
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возмо...
Статья "Варианты оценочной системы в первом классе как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий"
Оценка – неотъемлемая часть процесса обучения. Оценка влияет на мотивацию, ход и успешность деятельности, на отношение к ребенку окружающих, на формирование многих черт личности и, прежде всего,...
Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков
Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков...
Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков.
Оценочная система уровня сформированности речевых и общих навыков...