Рабочая программа "Я- исследователь", "Я - ученик"
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа "Я- исследователь" на 2012-2013 год для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_issledovatel.doc | 156 КБ |
ya_-_uchenik.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Гавриловская средняя общеобразовательная школа »
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ | |
Зам.директора по УВР__________________ | Директор школы________________С.В.Симонова | |
«_____»________________________2012 г. | «______»___________________________2012г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
ДЛЯ 1 КЛАССА
2012 – 2013 учебный год
1 час в неделю (всего 33 часов)
Составитель: учитель начальных классов Пуганова Лидия Сергеевна
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Я - исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом
Актуальность выбора определена следующими факторами:
- на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды исследовательской деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие исследовательских способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие исследовательской активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие исследовательских способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В предлагаемой программе создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие исследовательских процессов у младших школьников с целью усиления их всестороннего развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
Модель занятия в 1 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-исследовательской деятельности.
тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять исследовательские модели
- Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Учебно-тематический план (33 часов)
№ занятий | Кол-во часов | Содержание занятий |
1 | 1 | Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия |
2 | 1 | Как можно изучать окружающий мир. Игра |
3 | 1 | Практическое занятие Учимся наблюдать |
4 | 1 | Что такое исследование? План исследования. |
5 | 1 | Учимся наблюдать. Экскурсия. ( изменения в природе) |
6 | 1 | Учимся наблюдать. Экскурсия. ( изменения в жизни животных) |
7 | 1 | Учимся наблюдать. Экскурсия. ( изменения в людей) |
8 | 1 | Какой разнообразный мир. Экскурсия. Игра |
9 | 1 | Учимся проводить опыты. Игра |
10 | 1 | Учимся проводить опыты. Игра |
11 | 1 | Учимся проводить опыты. Игра |
12 | 1 | Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку. |
13 | 1 | Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку. |
14 | 1 | Путешествие на книжную полку. Журналы. |
15 | 1 | Эксперимент. Проводим опыты с водой. |
16 | 1 | Эксперимент. Проводим опыты с водой. |
17 | 1 | Индивидуальное исследование. Проводим нужную ин информацию. |
18 | 1 | Работа в паре. Поиск информации. |
19 | 1 | Знакомство с компьютером. Работа с компьютером. |
20 | 1 | Интернет – источник информации. |
21 | 1 | Учимся задавать вопросы. |
22 | 1 | Анкета. Оформление анкет. |
23 | 1 | Работа в паре. Словари. Исследование. |
24 | 1 | Работа в паре. Словари. Исследование. |
25 | 1 | Компьютер и книга. Источники информации. |
26 | 1 | Пробуем найти ответы. Книги, журналы, Интернет. |
27 | 1 | Пробуем найти ответы. Книги, журналы, взрослые. |
28 | 1 | Работа в группе. Поиск информации. |
29 | 1 | Отбор нужной информации. |
30 | 1 | Работа со словарями. |
31 | 1 | Отбор информации. |
32 | 1 | Отчет о проделанной работе. |
33 | 1 | Отчет о проделанной работе. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Гавриловская средняя общеобразовательная школа»
Принята решением педагогического совета протокол № __ от «___» __________ 2012 года | Утверждена приказом по школе № от «___»__________ 2012г. директор МКУ «Гавриловская средняя общеобразовательная школа» _______________________ С.В.Симонова |
ПРОГРАММА
организации внеурочной деятельности
младших школьников
«Я - ученик»
(33 часа)
Составитель: учитель начальных классов
МКУ «Гавриловская средняя общеобразовательная школа»,
Пуганова Лидия Сергеевна
2012 – 2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………..…. стр. 3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ……………………………………………………………………………………………..… стр. 5-8
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ …..………... стр. 8-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………………………..……... стр. 10-11
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …..…………………………..………..... стр. 12-13
СРОКИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ………………………………………………. стр. 13
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ …………………………………….…………… стр. 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Я - ученик» предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Сегодня мы переживаем, изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объём научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Научить учиться не просто, иначе педагоги давно бы этому научились. Для начала нужно разобраться в том, а что же это значит – уметь учиться? Ребёнок пришёл в школу с красивым портфелем – он уже умеет учиться? Ясно, что дело не в портфеле и не в том, что он пришёл в школу, - учиться можно и дома. Вот ученик выполнил задание учителя – он учится учиться? Многие скажут, что да. Но посмотрим внимательнее, чему он учится? Он учится точно выполнять предписания. А учиться, т.е. «учить себя» - значит, самому давать себе предписания! Этому-то как раз наш ученик и не учится, а, значит, он не учится учиться.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:
1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Новизна данной программы определена ФГОС НОО. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции.
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Продолжительность: в течение учебного года (занятие 1 раз в неделю, всего 33 часа). Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут.
Основное направление: общеинтеллектуальное.
Организация внеурочной деятельности в форме кружка «Я - ученик» обеспечивается системой дидактических принципов, а именно:
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта).
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
При организации деятельности обучающихся 1 класса ведущим является принцип
психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи об организации развивающего обучения ведущих российских педагогов и психологов – В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др.
Содержательно-методическая деятельность:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Титульный лист
Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа.
Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)
1. «Автобиография»
2. «Сочинения» – сочинения, эссе на различные темы:
– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя).
– Моя семья
– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях).
– Мои увлечения ( рассказ о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается).
– Моя малая родина (рассказ о своём родном селе, о его интересных местах. схема маршрута от дома до школы, составленную ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог).
Раздел 2 – «Мои цели»
Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность)
Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах
Раздел 3 – «Социальная практика»
Сведения о поручениях
- Использование фотографий и кратких сообщений на тему:
– Выпуск стенгазеты
– Участие в субботниках
– Выступление на торжественной линейке
Включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).
Раздел 4 – «Мои достижения»
«Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.),
«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)
Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх
Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр.
Сведения об участии в проектной деятельности
Раздел 5 – «Мои впечатления»
Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.
Раздел 6 – «Рабочие материалы»
(все письменные работы, диагностические работы)
РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс
Математика 1 класс
Мир вокруг нас 1 класс
Так я читаю. 1 класс
Раздел 7 – «Отзывы и пожелания»
(в произвольной форме)
– Учителей
– Родителей
– Педагогов дополнительного образования
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | дата | тема | цель |
1 |
| Кто ты? Будем знакомы. |
|
2 |
| Мое имя. Мой портрет. | Что обозначает мое имя, умение рисовать свой портрет. |
3 |
| Моя семья. | Сформировать представление о семье, о семейных традициях. |
4 |
| Под крышей дома моего. Правила общения в семье. | Познакомить с правилами общения в семье. |
5 |
| Моя родословная. | Сформировать представление о родословной каждого человека. |
6 |
| Я рисую свою семью. | Развивать умение рисовать рисунки о своей семье, близких тебе людях. |
7 |
| Мир в котором я живу. | Сформировать представление о мире в котором мы живем.
|
8 |
| Мир в котором я живу. Мой внутренний мир. | Сформировать представление о внутреннем мире человека. |
9 |
| Я познаю мир. (анкета) | Сформировать умение заполнить анкету. |
10 |
| Это я. | Сформировать умение рассказать о себе, нарисовать свой портрет. |
11 |
| Я и мои друзья. | Познакомить с понятиями друг, дружина. Сформировать качества настоящего друга. |
12 |
| Земля на которой я живу. | Прививать любовь к Родине, сформировать правила поведения на природе. |
13-14 |
| Я – гражданин своей Родины. | Прививать любовь к Родине, развивать чувство гордости за нашу страну. |
15 |
| Моя маленькая Родина. | Познакомить учителя со своей маленькой Родиной – село Гавриловское. |
16 |
| Моя школа. Мои педагоги. | Сформировать понятия о правилах внутреннего распорядка школы. |
17-18 |
| Букет первоклассника. | Познакомить учителя с тем, чему меня научат в школе. |
19-20 |
| Законы школьной жизни | Познакомить учителя с понятием «коллектив», правилами поведения в коллективе. |
21 |
| Ты должен это знать. | Познакомить с правами и обязанностями ребенка. Конвенция ООН о праве ребенка. |
22-23 |
| Распорядок дня. | Познакомить учителя с распорядком дня, режимом. |
24-25 |
| На зарядку становись. | Сформировать понятие о том, что в основе здорового образа жизни лежит зарядка. |
26-27 |
| Здоровье- это здорово. | Развивать умение работать над сохранением своего здоровья. |
28 |
| Будь здоров без докторов. | Сформулировать правила правильного питания. |
29-30 |
| Правила безопасности. | Сформировать правила безопасного поведения. |
31 |
| Мое первое школьное лето. понимающий». | Подвести итоги уходящего учебного года. Сформулировать задачи на лето. |
32 |
| Мое дерево желаний. | Сформировать умение ставить цели, придумывать желание и работать над их исполнением. |
33 |
| Мои награды. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД
- принимать позицию учащегося;
- положительно относиться к школьным занятиям, к школьной дисциплине;
- стремиться к получению новых знаний;
- проявлять активность в совместной учебной деятельности;
- подчинять свои желания сознательно поставленным целям.
Регулятивные УУД
1. Целеполагание
- принимать практическую учебную задачу, сформулированную в совместной деятельности;
- удерживать цель;
- анализировать степень выполнения учебной задачи;
- определить границы умения и неумения.
2. Контроль и оценка
- оценить свою работу по заданным критериям
3. Планирование и прогнозирование
- работать по плану
4. Коррекция
- исправлять ошибки в своей работе, в чужой работе, сравнивая с образцом.
Коммуникативные УУД
1. Коммуникация как взаимодействие.
- понимать и принимать различные позиции и точки зрения на какой- либо предмет или вопрос, ориентироваться на позиции других людей, отличать от своей собственной;
- слушать и слышать учителя и другого ученика, понимать инструкцию;
- взаимодействовать под руководством учителя;
2. Коммуникация как кооперация
- участвовать в коллективном создании замысла;
- договариваться, находить общее решение по поводу конкретной операции.
Познавательные УУД
1. Постановка и решение проблем.
- уметь замечать проблему, формулировать её в совместной деятельности.
2. Логические.
- сравнивать объекты по критериям, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, классифицировать объекты;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать.
СРОКИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
- самоконтроль; взаимоконтроль выполненных работ;
- проведение праздника и итогового занятия;
- анкетирование детей и родителей;
- наблюдение и анализ продвижения каждого обучающегося.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Информационно-методические ресурсы:
- журналы «Начальная школа», «Педсовет» и др.;
- сайты; Интернет – странички педагогов.
Материально-технические ресурсы:
- класс для проведения аудиторных занятий;
- компьютер, принтер, (желательно) мультимедийный проектор.
- школьные принадлежности для работы.
Последнее обновление (11.01.12 21:03)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа индивидуального обучения ученика 7 «Б» класс (VIII вид 2 вариант)
Особенности психофизического развития школьников с умеренной умственной отсталостью (имеющих сложный дефект развития) предполагают построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы...
Рабочая программа надомного обучения ученика с ОВЗ 3 класс
Рабочая программа и КТП надомного обучения ученика с ОВЗ 3 класс...
Адаптированная рабочая программа «Мы теперь ученики»
Программа «Мы теперь ученики» направлена на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовате...
Рабочая программа "Исследователь". 1 класс
Рабочая программа "Исследователь"...